Задачи занятости и безработицы:
1) сбор данных о численности
занятых и безработных как
составных частях рабочей силы;
2) измерение уровня занятости
и безработицы с целью изучения
состояния, тенденций на рынке
труда;
3) изучение трудоустройства
населения для оценки ситуации
на рынке труда и ее прогнозирования;
4) изучение состава занятых
и безработных с тем, чтобы
разработать программу занятости;
5) измерение взаимосвязи
между занятостью, доходом, содержанием
и другими мотивациями труда
с целью разработки программы
занятости.
Выполнение этих задач создает
условия для измерения предложения рабочей
силы и ее фактического использования.
Их решение основывается на сочетании
ряда источников информации.
В соответствии с рекомендациями
МОТ, как было отмечено ранее, статистика
рассматривает численность занятых и
безработных как две составные части экономически
активного населения, т. е. рабочей силы.
Под экономически активным
населением (рабочей силой) подразумевается
часть населения, обеспечивающая предложение
рабочей силы для производства товаров
и услуг. Численность экономически активного
населения измеряется по отношению к определенному
периоду и включает занятых и безработных.
Численность экономически активного населения
оценивают по данным выборочных обследований
населения по проблемам занятости. Чтобы
иметь представление об уровне экономической
активности населения страны (региона),
определяется доля экономически активного
населения в общей численности населения. В Кировской области
в конце 2012 г. уровень экономической активности
населения был равен 688 тыс. чел. Это значит,
что в общей численности населения страны
688 тыс. чел. составляют жители, обеспечивающие
предложение рабочей силы. В их числе 639
тыс.человек были заняты всеми видами
экономической деятельности и 49 тыс. человек
не имели занятия, но активно его искали
и в соответствии с методологией МОТ классифицировались
как безработные. Правильное измерение
экономически активного населения зависит
от того, как точно определены его две
составные части: занятые и безработные.
К занятым относятся лица обоего
пола в возрасте 16 лет и старше, а также
лица младших возрастов, которые в рассматриваемый
период:
1) выполняли работу по
найму за вознаграждение (на условиях
полного либо неполного рабочего
времени), а также иную приносящую
доход работу (самостоятельно или
у отдельных граждан);
2) временно отсутствовали
на работе из-за болезни, травмы,
по случаю отпуска и другим причинам;
3) выполняли работу без
оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица
16 лет и старше, которые в рассматриваемый
период:
1) не имели работы (доходного
занятия);
2) занимались поиском
работы (обращались в службу занятости,
к администрации предприятия, использовали
личные связи, помещали объявления в печати
и др.) или предпринимали шаги к организации
собственного дела;
3) были готовы приступить
к работе.
При отнесении к безработным
должны присутствовать все три критерия,
перечисленных выше. К безработным относятся
также лица, обучающиеся по направлению
служб занятости или выполняющие оплачиваемые
общественные работы, получаемые через
службы занятости. По методологии МОТ
к безработным могут быть отнесены и учащиеся,
студенты, пенсионеры и инвалиды, если
они занимались поиском работы и были
готовы к ней приступить. В составе безработных
выделяются лица, не занятые трудовой
деятельностью, зарегистрированные в
службе занятости в качестве ищущих работу,
а также признанных безработными [6].
Ситуация на рынке труда оценивается
не только через абсолютную численность
занятых и безработных, но и через уровень
безработицы и уровень занятости, которые
определяются как удельный вес соответствующей
категории рабочей силы в численности
экономически активного населения на
начало (конец) периода.
Занятость - одна из важнейших
социально-экономических проблем рыночной
экономики. Ее статистическое отражение
неоднократно обсуждалось на международных
конференциях статистиков труда (1949, 1957,
1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро
труда (г. Женева) - основным рабочим органом
Международной организации труда (МОТ).
Уровень занятости характеризует
степень использования трудоспособного
населения в сфере общественно полезного
труда. Величина данного показателя отражает
сложившуюся экономическую ситуацию в
стране. Она зависит от развития производительных
сил, научно-технического прогресса в
обществе, уровня благосостояния населения.
Различают полную, частичную и скрытую
занятость.
Полная занятость предполагает
создание таких условий жизни, при которых
каждому трудоспособному человеку предоставляется
возможность при его желании быть занятым
или незанятым. Полная занятость не означает,
что все трудоспособное население в трудоспособном
возрасте должно быть обязательно занятым.
В силу ряда обстоятельств отдельные трудоспособные
лица могут и не участвовать в процессе
труда (женщины, ухаживающие за детьми;
люди, не работающие потому, что желают
сменить профессию и др.). Полная занятость
достигается, когда спрос на рабочую силу
совпадает с ее предложением, что является
довольно редким событием в условиях рыночной
экономики.
Частичная занятость предполагает
заранее обусловленную работу в течение
неполного рабочего дня, неполной рабочей
недели. Она присуща странам с высоким
уровнем экономического развития, где
состояние науки создает экономические
условия для частичной занятости.
Особого внимания заслуживает скрытая
занятость (потенциальная безработица),
при которой работники трудятся не по
своей воле в режиме неполной занятости,
пользуются отпусками по инициативе администрации
без сохранения или с частичным сохранением
заработной платы. Такая неполная видимая
занятость преуменьшает реальное число
безработных.
Изменения в отраслевом составе
занятых за рассматриваемый период достаточно
заметны. Интенсивность структурных сдвигов
может быть измерена, например, с помощью
квадратического коэффициента абсолютных
структурных сдвигов:
, (10)
где
и
- удельные веса численности занятых в
отдельных отраслях народного хозяйства
за отчетный и базисный периоды;
- - число групп, принятых в отраслевой
классификации.
Общее количество безработных
и официально зарегистрированных учитывается
при расчете уровня безработицы, когда
рассчитываются два основных коэффициента:
общий коэффициент безработицы Коб и коэффициент
официально зарегистрированной безработицы
Кофб .
Общий коэффициент безработицы
(общий уровень безработицы) рассчитывается
как отношение общего числа безработных
Боб к численности
экономически активного населения Тэа :
(11)
Коэффициент официально зарегистрированной
безработицы (уровень официально зарегистрированной
безработицы) рассчитывается как отношение
официально зарегистрированных безработных
к численности экономически активного
населения: [9]
(12)
Известно, что безработица –
это не только сложное социально-экономическое
явление, но и достаточно неоднородное.
В зависимости от вызывающих безработицу
причин можно выделить такие ее виды:
- фрикционная (добровольная
безработица, вызванная естественной
миграцией рабочей силы);
- сезонная (обусловлена сезонными
колебаниями спроса на рабочую силу);
- структурная (вызывается несоответствием
структуры предложения рабочей силы изменившейся
структуре рабочих мест, характерной для
эффективной экономики);
- технологическая (сопровождается
сокращением рабочих мест, где используется
неквалифицированная рабочая сила);
- циклическая безработица
(вызывается спадом производства).
Статистическая информация,
классифицируемая по видам безработицы,
дает возможность проанализировать общее
состояние занятости на рынке труда, а
также обеспечивает статистической информацией
соответствующие государственные службы
о причинах невостребованности рабочей
силы, о масштабах и тенденциях безработицы,
вызванной структурными и циклическими
факторами, что, в свою очередь важно для
своевременного профессионального переобучения
рабочей силы.
Таким образом, безработица
является характерной чертой рыночной
экономики. Поэтому полная занятость -
нонсенс, не совместимый с идеей рыночного
хозяйства. В то же время понятие “полная
занятость” не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется естественным уровнем
безработицы.
1.3. Государственное регулирование
безработицы
Государство проводит
политику содействия реализации прав
граждан на полную, продуктивную и свободно
избранную занятость. Государственная
политика в области содействия занятости
населения направлена на реализацию многообразных
элементов социально-экономических условий
рационального и продуктивного использования
наличного трудового потенциала общества.
В
целях содействия полной, продуктивной
и свободно избранной занятости населения
государство призвано осуществлять:
- разработку мер финансово-кредитной,
инвестиционной и налоговой политики,
направленных на рациональное размещение
производительных сил, повышение мобильности
трудовых ресурсов, развитие временной
и самостоятельной занятости, поощрение
применения гибких режимов труда и других
мер, способствующих сохранению и развитию
системы рабочих мест;
- правовое регулирование
в области занятости на основе соблюдения
законных прав и интересов граждан и соответствующих
государственных гарантий, дальнейшее
совершенствование законодательства
о занятости населения [1];
- разработку и реализацию
федеральных и территориальных программ
содействия занятости населения;
- создание государственной
службы занятости населения.
Все перечисленные
выше положения закреплены ст. 15 Федерального
закона о занятости населения в России[2].
Право каждого гражданина
России на свободный труд закреплено в
Конституции Российской Федерации, при
этом провозглашается, что Российская
Федерация является социальным государством,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Основными
нормативными актами, регулирующими реализацию
права граждан на труд и отношения в сфере
занятости, являются Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. №1023-1 “О занятости
населения в Российской Федерации” [2].
Закон о занятости
предоставил работодателям право на равных
основаниях принимать на работу непосредственно
обращающихся к ним граждан, и имеющих
направления органов службы занятости.
Согласно ст. 3 закона
основанием для признания гражданина
безработным является его обращение в
службу занятости с предоставлением всех
необходимых документов, в том числе справки
о среднем заработке по последнему месту
работы за 3 месяца, предшествующих месяцу
увольнения. Нужно утвердить единую для
всех служб занятости форму справки о
среднем заработке для определения размера
пособия по безработице.
Согласно п. 1 ст. 3 закона
“безработными признаются трудоспособные
граждане, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированы в органах занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут
работу и готовы приступить к ней”. Однако
никакой нормативный акт не предусматривает
порядка подтверждения безработными гражданами
самостоятельного поиска работы и его
готовности приступить к ней [2].
Конкретные
меры, формирующие содержание государственной
политики содействия занятости населения,
направлены на развитие трудовых ресурсов
и обеспечение равных возможностей всем
гражданам России не зависимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольные
труд и свободный выбор занятости.
В соответствии
с принятыми правовыми основами регулирования
государством положения на рынке труда
оно призвано:
- обеспечивать социальную
защиту в области занятости населения;
- проведение специальных
мероприятий, способствующих созданию
условий для занятости граждан особо нуждающихся
в специальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы[4].
Глава 2. Характеристика рынка
труда в Кировской области
Основой экономики
Кировской области являются сельское
хозяйство и промышленность. Продукция
области известна более чем в 40 странах
дальнего зарубежья, в том числе в США,
Англии, Германии, Франции и Канаде. Ведущее
положение среди отраслей промышленности
занимают химическая и нефтехимическая
промышленность, а также лесная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность.
Область – один из крупнейших в России
производителей минеральных удобрений,
шин, железнодорожных кранов, продукции
лесопереработки, кирпича, продовольствия [3].
Крупнейшие (по числу работающих) предприятия,
а также вошедшие в перечень особо значимых
предприятий региона: ОАО ВМП «Авитек»,
ОАО «Кировский завод ОЦМ», ОАО «Комбинат
искусственных кож», ОАО «Кировский машзавод
1 Мая», ОАО «Электромашиностроительный
завод «Лепсе», ОАО «Нововятский лыжный
комбинат», ОАО «Нововятский механический
завод», ОАО Шинный комплекс «Амтел-Поволжье»,
ОАО «Белохолуницкий машиностроительный
завод» (Белохолуницкий район), ОАО «Машиностроительный
завод Молот» (Вятскополянский район),
ООО «Завод полимеров Кирово-Чепецкого
химического комбината», ЗАО «Завод минеральных
удобрений Кирово-Чепецкого химического
комбината», ОАО «Электромашиностроительный
завод «ВЭЛКОНТ» (Кирово-Чепецкий район),
ОАО «Майсклес» (Мурашинский район), ОАО
«Омутнинский металлургический завод»;
ОАО «Силикат» (Оричевский район); ООО
«ЛПК» Полеко» (Подосиновский район); предприятие
ОАО «Красный якорь» (Слободской район);
ОАО «Уржумский спиртоводочный завод»
(Уржумский район); ОАО «Эликон» (Юрьянский
район) [14].
По статистическим
данным на конец 2012 года Кировская область
находилась на 58 месте по уровню
безработицы, который составил
7,10%, тогда как средний уровень по стране
составил 5,46%. Минимальный уровень безработицы
0,81% зафиксирован в городе Москва, а максимальный
в 47,68% - в Республике Ингушетия [12].
Проведем
характеристику рынка труда Кировской
области за период январь-декабрь 2013 г.
За 4
квартал 2013 г. в ЦЗН обратилось 101079 граждан
за предоставлением государственных услуг,
в том числе за содействием в поиске подходящей
работы - 44499 чел. За отчетный период в ЦЗН
по г. Кирову обратилось 24919 граждан за
предоставлением государственных услуг,
в том числе за содействием в поиске подходящей
работы - 10061 чел.
В составе поставленных
на учет граждан больший процент занимает
доля незанятых граждан – 23%, молодежь
в возрасте от 14 до 29 лет составляет 18%
от общей доли, также большинство из граждан,
обратившихся в ЦЗН – это женщины (18%).
16% - это работники, работавшие по профессии
рабочего, 13% - работники, которые впервые
ищут работу. Как мы видим из диаграммы
(см. Приложение А, Диаграмма 1 – «Состав поставленных на учет
граждан за 4 квартал 2013г.») трудности в самостоятельном
поиске работы возникают у молодежи, женщин
и лиц, впервые ищущих работу.