Электронное обучение в современном ВУЗе: проблемы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 13:13, статья

Описание работы

В последние годы получило широкое распространение электронное обучение. Это обучение связано с применением информационно-коммуникационных и электронных обучающих ресурсов в образовательном процессе ВУЗа. И сформировался он в следующих этапах развития обучения с использованием компьютерных технологий, таким образом:
 курсы на базе CD-ROM;
 дистанционное обучение;
 e-learning.
Актуальность темы очевидна, так как возникает множество разногласий по поводу темы. Для этого необходимо выявить все достоинства и недостатки. Объектом данной научно-исследовательской работы является УрГУПС.

Файлы: 1 файл

статья.Электронное обучение в современном ВУЗе.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Донских Александры Юрьевны

УрГУПС

Электронное обучение в современном ВУЗе: проблемы и пути решения

В последние годы получило широкое распространение электронное обучение. Это обучение связано с применением информационно-коммуникационных и электронных обучающих ресурсов в образовательном процессе ВУЗа. Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивается в течение нескольких лет. И сформировался он в следующих этапах развития обучения с использованием компьютерных технологий, таким образом:

  • курсы на базе CD-ROM;
  • дистанционное обучение;
  • e-learning.

Актуальность темы очевидна, так как возникает множество разногласий по поводу темы. Для этого необходимо выявить все достоинства и недостатки.

Объектом данной научно-исследовательской работы является УрГУПС.

Метод исследования:  сбор и анализ информации.

Предметом данной работы служат информационно-коммуникационные и электронные обучающие ресурсы.

Целью данной работы является выявление эффективности электронного обучения на работу учащихся.

Задачи данной научно-исследовательской работы заключаются в следующем:

  • развитее понятийного состояния;
  • анализ ситуации и выявление закономерностей;
  • разработка собственной модели;
  • оценка экономических эффективностей своих рекомендаций.

Новизна данной работы состоит в том, что данная тема является большим объектом споров и обсуждений, поэтому моя задача состоит в указании проблем и пути их разрешения.

Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих[1].

Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CD-ROM исторически появились самыми первыми.

Основными достоинствами являются:

  • новаторская идея;
  • сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;
  • продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;
  • предоставление ряда интерактивных возможностей;
  • удобство использования;
  • доступность.

К недостаткам можно отнести:

  • ограниченность курса;
  • большие затраты времени на его создание;
  • невозможность модификации.

Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения[1].

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:

  • гибкость графика обучения;
  • возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;
  • объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;
  • возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;
  • относительная дешевизна.

Для преподавателей такая форма обучения прежде всего означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов[1].

Неудивительно, что, при всех своих очевидных достоинствах, дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина « E-learning». Европейская комиссия определяет E-learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня - это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Помимо решения своей первоочередной задачи - обучения на расстоянии посредством Интернет - e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения. Об этом чуть подробнее. Электронное обучение система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя,телевизора;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

 

В целом, основными достоинствами E-Learning являются:

  • большая свобода доступа - учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть;
  • компетентное, качественное образование - курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением;
  • более низкие обучения на доставку обучения - в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы;
  • возможность разделения электронного курса на модули - небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;
  • гибкость обучения продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;
  • возможность обучения на рабочем месте - учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета;
  • возможность развиваться в ногу со временем - пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы;
  • возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения[2].

Следует отметить, что и в нашем университете существует электронное обучение. В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему студенту приобрести или усовершенствовать свои знания во всех предметах, который называется «BlackBoard learn+» .

Однако следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения остается ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов, правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы. Кроме этого, многие студенты не довольны такой работой, оценивание знаний по тестам не оставляют никаких знаний в голове, всего лишь маленькую часть. А преподаватели в свою очередь не всегда находят общий язык с компьютерами, в том числе некоторые студенты заочного отделения, которые направлены на повышение квалификации, и возраст их далеко не молодой. Для многих работа с компьютерами приходится весьма затруднительной, и порой приводит в неловкие ситуации.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Для устранения таких недостатков как не умение работать с компьютером и интернет сетью, по нашему мнению, нужно как можно больше уделять времени  дисциплине «Информатика», а именно, делать акцент на работу с ПК и его составляющими программами, ну и соответственно проводить обучение преподавателей в системе электронного обучения. А что касается студентов, то думаю огорчаться не нужно, наш современный мир идет в ногу со временем, постоянно совершенствуется. Отсюда можно сделать вывод, что человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Сегодня, очевидно, что электронное обучение - это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать межвузовский Центр по оценке качества электронных курсов, по подготовке преподавателей, обратить внимание компаний, работающих на рынке информационных технологий, на проблемы комплексной информатизации вузов.

 

 

 

 

Список используемых источников:

1 Сатунина А.Е. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 1 - С. 89-90.[Электронный ресурс]. URL:  http://www.science-education.ru/9-103

2 Власова Е.З. Universum: Вестник Герценовского университета. – 2011. - №1 – С. 76. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-primeneniya-elektronnogo-obucheniya-i-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy

 

 


Информация о работе Электронное обучение в современном ВУЗе: проблемы и пути решения