Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа
В практической и научно-исследовательской деятельности врач,как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном уровне, но и на групповом и популяционном. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим
из которых является статистический.Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации,а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональ-
ной специализации.Поэтому умение правильно организовать и провести статистичес-
кое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов
ВВЕДЕНИЕ
В практической и научно-исследовательской
деятельности врач,как правило, анализирует
результаты своей деятельности не только
на индивидуальном уровне, но и на групповом
и популяционном. Такое исследование проводится
с помощью различных методов, важнейшим
из которых является статистический.Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации,а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональ-
ной специализации.Поэтому умение правильно организовать и провести статистичес-
кое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров
(важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.
Этапы статистического исследования (см. схему ).
Итак, из схемы видно, что после ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО этапа последовательность всех действий исследования включает:
I ЭТАП — составление
программы и плана
II ЭТАП — организация
и проведение сбора
III ЭТАП — осуществление обработки собранных данных (контроль – проверка полноты и качества собранного материала, группировка, шифровка, сводка в статистические таблицы, вычисление статистических показателей).
IV ЭТАП — выводы и предложения на основе анализа полученных результатов исследования.
I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — Составление программы и плана исследования.
Программа статистического исследования, как видно из схемы , предусматривает решение следующих вопросов:
1) определение единицы
наблюдения и составление
2) составление программы разработки материала;
3) составление программы анализа собранного материала.
1. Определение единицы наблюдения и программа сбора материала.
Единица наблюдения — каждый
первичный элемент
Учитываемые признаки — признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:
• по характеру на:
а) атрибутивные (описательные) признаки — выражены словесно,
б) количественные признаки — выражены числом;
• по роли в совокупности признаки делятся на:
а) факторные признаки, влияющие на изучаемое явление,
б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.
Пример. В нашем исследовании единицей наблюдения является студент, обучающийся в данном вузе, с первого по последний курс.
Учитываемые признаки по характеру делятся на:
а) атрибутивные — пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п.,
б) количественные — возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения и т.п.;
а по роли в совокупности — на факторные и результативные признаки. В данном случае факторные признаки — наличие вредных привычек и стаж курения, а результативные признаки — состояние здоровья и т.п.
Программа сбора материала
представляет собой последовательное
изложение учитываемых
Группировка признаков осуществляется
с целью выделения однородных
групп для изучения тех или
иных закономерностей явления.
типологической, если признак количественный — вариационной.
Пример типологической группировки:
• группировка студентов по полу:
– мужчина,
– женщина;
• группировка студентов по наличию или отсутствию вредных привычек:
– курящие студенты,
– некурящие студенты.
Пример вариационной группировки:
• группировка студентов по количеству сигарет, выкуриваемых в день:
– 10 и менее;
– 11 — 20;
– более 20.
Пример карты, заполняемой студентом-медиком при изучении распространенности курения, представлен ниже.Все вопросы карты имеют группировки и рекомендации по ее
заполнению.
Карта по изучению распространенности
курения среди студентов
1. Ф.И.О. студента ______________________________
(вписать полностью)
2. Курс: I, II, III, IV, V, VI.
3.Факультет: лечебный, санитарно-гигиенический, фармацевтический.
4. Возраст: до 20 лет, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и более.
5. Пол: муж/жен.
6. Признаете ли вы, что курение вредит здоровью? Да, нет, не знаю.
7. Кто курит из живущих с вами людей: отец, мать, брат, сестра, муж,жена, товарищ, никто не курит.
8. Курите ли вы? Да, нет.
9.Возраст, в котором выкурили первую сигарету: до 15 лет, 16—18 лет,старше 18 лет.
10. Какое количество папирос (сигарет) выкуриваете в день? 5—10,11—20, более 20.
11. Что побудило вас
впервые закурить: пример родителей,
пример преподавателей, влияние
товарищей, желание казаться
2. Программа разработки
полученных данных
Статистическое подлежащее — то, о чем говорится в таблице. Табличное подлежащее обычно содержит основные признаки, являющиеся предметом исследования.Статистическое сказуемое — признаки характеризующие подлежащее.Подлежащее размещается обычно в левой части таблицы по вертикали, сказуемое — по горизонтали.В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут использоваться при расчетах показателей на третьем этапе
статистического исследования.
Виды таблиц. Статистические таблицы разделяются на простые,групповые, комбинационные.
Простой (табл.1) называется таблица, позволяющая анализировать полученные данные, имеющие лишь один признак, — подлежащее.
Наименование факультета |
| |
абсолютное число студентов |
в % | |
1. Лечебный 2. Медико-профилактический 3. Фармацевтический |
||
Итого |
100,0 |
Групповой (табл. 2) называется таблица, в которой помимо подлежащего есть сказуемые (одно или более), группировки которых связаны (попарно) с группировками подлежащего.
Таблица 2
Распределение
студентов различных
и возрасту, в котором они выкурили первую сигарету
Наименование факультета |
Пол |
Возраст, в котором выкурили первую сигарету |
всего | |||
муж |
жен |
до 15 лет |
15–18 лет |
Старше 18 лет |
| |
1. Лечебный 2. Медико-профилактический 3. Фармацевтический |
||||||
Итого |
Комбинационной (табл. 3) называется таблица, в которой есть два или несколько сказуемых, которые связаны не только с подлежащим, но и между собой. Такие таблицы при анализе наиболее информативны.
Распределение курящих студентов различных факультетов по полу
и среднему количеству сигарет (папирос), выкуриваемых в день
Наименование факультета |
Среднее количество сигарет (папирос), выкуриваемых студентами в день |
всего
| ||||||||||
10 и менее |
11— 20 |
более 20 | ||||||||||
Муж |
жен |
Оба пола |
муж |
жен |
Оба пола |
муж |
жен |
Оба пола |
муж |
жен |
Оба пола | |
1. Лечебный 2. Медико-профилактический 3. Фармацевтический |
||||||||||||
Итого |
3. Программа анализа
предусматривает перечень
План исследования предусматривает
решение следующих
3.1. Выбор объекта исследования.
3.2. Определение объема статистической совокупности.
3.3. Сроки проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала.
3.4. Характеристика исполнителей (кадры).
3.5. Характеристика технического
оснащения и требуемых
3.1. Объект статистического
исследования — это
Статистическая совокупность — группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью.
Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения (см. схему 2).
Виды
Совокупности
Структура
Совокупности
Характеристика
единиц
наблюдения
Требования
к выборочной
совокупности
На примере нашего
Различают два вида совокупности — генеральная и выборочная.
Генеральная совокупность — группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.
Выборочная совокупность
— отобранная для исследования часть
генеральной совокупности и предназначенная
для характеристики все генеральной
совокупности. Она должна быть: репрезентативна
(представительна) по количеству и качеству
по отношению к генеральной
Репрезентативность
Репрезентативность
В нашем примере генеральной совокупностью являются все студенты ВУЗа, обучающиеся 6 лет в данном ВУЗе, выборочной совокупностью — часть студентов с каждого курса данного ВУЗа, которая по численности является достаточной и сформирована по принципу случайного отбора.