Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:07, реферат
Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Введение ………………………………………………………………………………………...
Раздел 1. Теоретические основы системного анализа
1.1. Основные понятия теории систем и системного анализа ……………………………….
Раздел 2. Классификация систем в системном анализе
2.1. Классификация систем ……………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………………………
Список литературы ………………
а) структурная
сложность – определяется по числу
элементов системы, числу и разнообразию
типов связей между ними, количеству
иерархических уровней и общему
числу подсистем системы. Основными
типами считаются следующие виды связей:
структурные (в том числе, иерархические),
функциональные, каузальные (причинно-следственные),
информационные, пространственно-временные;
б) сложность
функционирования (поведения) – определяется
характеристиками множества состояний,
правилами перехода из состояния в состояние,
воздействие системы на среду и среды
на систему, степенью неопределённости
перечисленных характеристик и правил;
в) сложность
выбора поведения – в
г) сложность
развития – определяемая характеристиками
эволюционных или скачкообразных процессов.
Естественно, что
все признаки рассматриваются во
взаимосвязи. Иерархическое построение
– характерный признак сложных систем,
при этом уровни иерархии могут быть как
однородные, так и неоднородные. Для сложных
систем присущи такие факторы, как невозможность
предсказать их поведение, то есть слабо
предсказуемость, их скрытность, разнообразные
состояния.
Сложные системы
можно подразделить на следующие
факторные подсистемы:
1) решающую, которая
принимает глобальные решения
во взаимодействии с внешней
средой и распределяет
2) информационную,
которая обеспечивает сбор, переработку
и передачу информации, необходимой для
принятия глобальных решений и выполнения
локальны задач;
3) управляющую
для реализации глобальных
4) гомеостазную,
поддерживающую динамическое
5) адаптивную, накапливающую
опыт в процессе обучения
для улучшения структуры и
функций системы.
Большой системой
называют систему, ненаблюдаемую одновременно
с позиции одного наблюдателя во
времени или в пространстве, для которой
существенен пространственный фактор,
число подсистем которой очень велико,
а состав разнороден.
Система может
быть и большой и сложной. Сложные
системы объединяет более обширную
группу систем, то есть большие - подкласс
сложных систем.
Основополагающими
при анализе и синтезе больших
и сложных систем являются процедуры
декомпозиции и агрегирования.
Декомпозиция
– разделение систем на части, с
последующим самостоятельным
Очевидно, что декомпозиция
представляют собой понятие, связанное
с моделью, так как сама система не может
быть расчленена без нарушений свойств.
На уровне моделирования, разрозненные
связи заменятся соответственно эквивалентами,
либо модели систем строится так, что разложение
её на отдельные части при этом оказывается
естественным.
Применительно
к большим и сложным системам
декомпозиция является мощным инструментом
исследования.
Агрегирование
является понятием, противоположным
декомпозиции. В процессе исследования
возникает необходимость объединения
элементов системы с целью рассмотреть
её с более общих позиций.
Декомпозиция
и агрегирование представляют собой
две противоположные стороны
подхода к рассмотрению больших
и сложных систем, применяемые
в диалектическом единстве.
Системы, для
которых состояние системы
Стохастические
системы – системы, изменения
в которых носят случайный характер.
При случайных воздействиях данных о состоянии
системы недостаточно для предсказания
в последующий момент времени.
По степени
организованности: хорошо организованные,
плохо организованные (диффузные).
Представить анализируемый
объект или процесс в виде хорошо организованной
системы означает определить элементы
системы, их взаимосвязь, правила объединения
в более крупные компоненты. Проблемная
ситуация может быть описана в виде математического
выражения. Решение задачи при представлении
ее в виде хорошо организованной системы
осуществляется аналитическими методами
формализованного представления системы.
Примеры хорошо
организованных систем: солнечная система,
описывающая наиболее существенные
закономерности движения планет вокруг
Солнца; отображение атома в виде планетарной
системы, состоящей из ядра и электронов;
описание работы сложного электронного
устройства с помощью системы уравнений,
учитывающей особенности условий его
работы (наличие шумов, нестабильности
источников питания и т. п.).
Описание объекта
в виде хорошо организованной системы
применяется в тех случаях, когда
можно предложить детерминированное
описание и экспериментально доказать
правомерность его применения, адекватность
модели реальному процессу. Попытки
применить класс хорошо организованных
систем для представления сложных многокомпонентных
объектов или многокритериальных задач
плохо удаются: они требуют недопустимо
больших затрат времени, практически нереализуемы
и неадекватны применяемым моделям.
Плохо организованные
системы. При представлении объекта в
виде плохо организованной или диффузной
системы не ставится задача определить
все учитываемые компоненты, их свойства
и связи между ними и целями системы. Система
характеризуется некоторым набором макропараметров
и закономерностями, которые находятся
на основе исследования не всего объекта
или класса явлений, а на основе определенной
с помощью некоторых правил выборки компонентов,
характеризующих исследуемый объект или
процесс. На основе такого выборочного
исследования получают характеристики
или закономерности (статистические, экономические)
и распространяют их на всю систему в целом.
При этом делаются соответствующие оговорки.
Например, при получении статистических
закономерностей их распространяют на
поведение всей системы с некоторой доверительной
вероятностью.
Подход к отображению
объектов в виде диффузных систем
широко применяется при: описании систем
массового обслуживания, определении
численности штатов на предприятиях
и учреждениях, исследовании документальных
потоков информации в системах управления
и т. д.
С точки зрения
характера функций различаются
специальные, многофункциональные, и
универсальные системы.
Для специальных
систем характерна единственность назначения
и узкая профессиональная специализация
обслуживающего персонала (сравнительно
несложная).
Многофункциональные
системы позволяют реализовать
на одной и той же структуре
несколько функций. Пример: производственная
система, обеспечивающая выпуск различной
продукции в пределах определённой
номенклатуры.
Для универсальных
систем: реализуется множество действий
на одной и той же структуре, однако
состав функций по виду и количеству
менее однороден (менее определён).
По характеру
развития существует два класса систем:
стабильные и развивающиеся.
У стабильной системы
структура и функции
Отличной особенностью
развивающихся систем является то,
что с течением времени их структура
и функции приобретают
В порядке усложнения
поведения: автоматические, решающие,
самоорганизующиеся, предвидящие, превращающиеся.
Автоматические:
однозначно реагируют на ограниченный
набор внешних воздействий, внутренняя
их организация приспособлена к переходу
в равновесное состояние при выводе из
него (гомеостаз).
Решающие: имеют
постоянные критерии различения их постоянной
реакции на широкие классы внешних
воздействий. Постоянство внутренней
структуры поддерживается заменой вышедших
из строя элементов.
Самоорганизующиеся:
имеют гибкие критерии различения и
гибкие реакции на внешние воздействия,
приспосабливающиеся к
Самоорганизующиеся
системы обладают признаками диффузных
систем: стохастичностью поведения,
нестационарностью отдельных
Примеры: биологические
организации, коллективное поведение
людей, организация управления на уровне
предприятия, отрасли, государства в целом,
т.е. в тех системах, где обязательно имеется
человеческий фактор.
Если устойчивость
по своей сложности начинает превосходить
сложные воздействия внешнего мира –
это предвидящие системы: она может предвидеть
дальнейший ход взаимодействия.
Превращающиеся
– это воображаемые сложные системы
на высшем уровне сложности, не связанные
постоянством существующих носителей.
Они могут менять вещественные носители,
сохраняя свою индивидуальность. Науке
примеры таких систем пока не известны.
Систему можно
разделить на виды по признакам структуры
их построения и значимости той роли,
которую играют в них отдельные
составные части в сравнение
с ролями других частей.
В некоторых
системах одной из частей может принадлежать
доминирующая роль (её значимость >>
(символ отношения «значительного превосходства»)
значимость других частей). Такой компонент
– будет выступать как
В других системах
все составляющие их компоненты примерно
одинаково значимы. Структурно они
расположены не вокруг некоторого централизованного
компонента, а взаимосвязаны
Системы можно
классифицировать по назначению. Среди
технических и организационных
систем выделяют: производящие, управляющие,
обслуживающие.
В производящих
системах реализуются процессы получения
некоторых продуктов или услуг.
Они в свою очередь делятся
на вещественно-энергетические, в которых
осуществляется преобразование природной
среды или сырья в конечный
продукт вещественной или энергетической
природы, либо транспортирование такого
рода продуктов; и информационные – для
сбора, передачи и преобразования информации
и предоставление информационных услуг.
Назначение управляющих
систем – организация и управление
вещественно-энергетическими и информационными
процессами.
Обслуживающие
системы занимаются поддержкой заданных
пределов работоспособности производящих
и управляющих систем.
Рассмотренные
в данном разделе классы систем удобно
использовать как подходы на начальном
этапе моделирования любой задачи,
т.к. определив класс системы для реального
объекта можно достаточно уверенно дать
рекомендации по выбору метода, который
позволит более адекватно ее отобразить.
Заключение
Современный специалист
с высшим профессиональным образованием
должен иметь глубокие знания; хорошо
представлять механизм современных экономических,
социальных, психологических взаимосвязей,
существующих и развивающихся как в целом
в российском обществе, так и на региональном
уровне; уметь анализировать социально-экономическое
развитие территорий, знать экономические,
информационные и техногенные характеристики
региона и предприятия; владеть современными
и научно-обоснованными методами комплексного
исследования социально-экономической
жизни и уметь пользоваться результатами
для обобщающих выводов и оценок.
Информация о работе Классификация систем в системном анализе