Контрольная работа по "Статистике государственных финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Статистика государственных финансов (СГФ) - это специализированная система социально-экономической статистики, призванная обеспечить информацию для анализа последствий налогово-бюджет- ной политики государства. Экономические и учетные принципы, используемые при составлении статистики государственных финансов, руководящие принципы представления налогово-бюджетной статистики излагаются в Руководстве по статистике государственных финансов. Как уже было сказано, основное назначение системы СГФ - обеспечивать статистические данные, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора.

Содержание работы

1.Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов
2.Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета
3.Статистика внебюджетных фондов
4.Статистика налогообложения

Файлы: 1 файл

Статистика гос финансов.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка классификаций  и системы показателей, характеризующие  работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов.

Источниками информации по государственным внебюджетным фондам является квартальная статистическая отчетность по форме № 9-ф (Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов). Статистическое наблюдение по большинству государственных внебюджетных фондов начало проводиться с 1992 года.

Для изучения внебюджетных фондов используется метод  группировки, которые производятся по ряду признаков.

В зависимости  от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные.

По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают : социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие.

К экономическим  фондам относятся финансовые фонды  поддержки отраслей, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды, дорожные и другие. К научно-техническим фондам следует отнести Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие.

По периоду функционирования программ или сроку реализации конкретных целей внебюджетные фонды подразделяются на краткосрочного, долгосрочного и бессрочного функционирования. Примером фонда краткосрочного функционирования может быть фонд помощи переселенцам и беженцам; долгосрочного - фонды регионального развития, НИОКР; бессрочного - пенсионные, экологический, социального страхования.

По охвату проблем, которые решают внебюджетные фонды их можно подразделить на фонды решающие комплекс проблем и отдельные проблемы Примером первых являются региональные фонды, а вторых - дорожные, медицинского страхования и другие.

По отраслям экономики - внебюджетные фонды образованы в составе ряда министерств РФ и ведомств, таких как министерство связи, путей сообщения, строительства, комитетов РФ по металлургии, машиностроению, рыболовству и другие.

Дадим характеристику социальным государственным внебюджетным фондам. Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов социальной направленности определяется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представляет собой систему правовых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направленных на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей.

Статистика  государственных внебюджетных фондов собирает и обобщает информацию о субъектах обязательного социального страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхования и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Его задачами являются:

  • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы РФ,
  • выплаты трудовых, военных, социальных пенсий и других видов пенсий и пособий в установленные сроки и в полном объеме,
  • повышение размера пенсий с изменением уровня инфляции и экономической ситуации в стране

Аккумулирование и перераспределение средств  Пенсионного фонда характеризуется системой показателей. Среди них следующие абсолютные показатели:

Остаток средств на начало года

Общий объем  поступлений в фонд за год - всего

в том  числе:

- страховые  взносы, налоговые платежи

- поступления  из федерального фонда

- поступления  из Государственного фонда занятости  РФ

- кредиты,  ссуды

- прочие  поступления

Общий объем  расходования фонда за год – всего

в том  числе:

- финансирование  выплат населению пенсий, пособий

- возврат  кредитов, ссуд

- прочие  расходы.

Показатели  поступления средств по источникам и их расходование по направлениям изучается в динамике. Остаток средств на начало года определяется балансовым методом.

Фонд социального страхования  РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. Основными его задачами являются:

- обеспечение  гарантированных государством различного  рода пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей

  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья
  • частичное содержание санаториев – профилакториев, санаторно- оздоровительных лагерей для детей и юношей
  • разработка мероприятий по совершенствованию социального страхования и другие.

Аккумулирование и перераспределение средств  Фонда социального страхования  характеризуется системой показателей. К абсолютным показателям относятся:

Остаток средств на начало периода

Поступления за год - всего,

в том  числе:

- страховые  взносы, налоговые платежи

- из Федерального  бюджета

- от реализации  путевок

- от вклада  на депозит и прочих финансовых  вложений

- из Пенсионного  фонда РФ

- прочие  поступления

Расходование  за год - всего,

в том  числе на финансирование:

- выплат  населению пенсий , пособий

- отдельных  мероприятий по санаторно-курортному  обслуживанию

- выплаты  пособий сверх установленных  норм на санаторно- курортное  лечение и оздоровление за  счет средств федерального бюджета

- исполнительной  дирекции Фонда

- перечислено  в Пенсионный фонд РФ

- прочие  расходы

К относительным показателям, характеризующим поступление и расходование средств Фонда социального страхования, относятся :

- показатели  структуры поступлений в фонд  с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступлений

- показатели  структуры расходования средств  фонда с выделением доли пенсий  и пособий в общем объеме  израсходованных средств фондом.

 

4. Статистика налогообложения 

 

Налоговые поступления  формируют основную часть доходов  бюджетов разных уровней.

Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, которые взимаются на территории государства в соответствии с «Налоговым кодексом» и нормативными документами в пользу общества.

Налоги – это часть дохода, которая взимается безвозвратно, безэквивалентно в форме принудительного платежа преимущественно в денежной форме.

Пошлины - это обязательные плата за совершение действий в интересах заявителя государственными и другими органами в соответствии с действующим законодательством.

Сбор – это платеж, который устанавливается в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления.

Налоги  выполняют распределительную, контрольную  и воспроизводственные функции. Налоги являются частью финансовых отношений  связанных с формированием доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Источником налогов является валовой внутренний продукт (ВВП). Налоги формируют финансы государства и составляют значительную часть доходов бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Объектом налогообложения является предмет, на который начисляется налог или его использование. Это может быть имущество, доходы юридических и физических лиц, капитал пользование природными ресурсами и др.

Масштаб обложения – это единицы, которые являются основой для измерения налогов. Площадь земли, например, для исчисления земельного налога, размер прибыли ОАО – для исчисления налога на прибыль.

Единица обложения - это часть объекта  обложения, по которой взимается налог.

Налоговая ставка – размер налога удерживаемого с единицы обложения исчисляемый в процентах.

Налоговое событие – это ситуация требующая уплаты налога, пошлины или сбора.

Статистика  изучает налоги с использованием различных статистических методов. Наиболее широкое применение имеет метод группировок (классификаций). Они способствуют рациональной организации и эффективному управлению налогообложением.

Классификаторы, используемые в налоговых органах, согласуются с «Единой системой классификации и кодирования информации» - общероссийскими, а также ведомственными и системными классификаторами.

В основу классификаций налогов положены различные группировочные признаки. Они являются объективными критериями разграничения и систематизации налогов и сборов позволяющими делать сопоставления с международными стандартами. Рассмотрим основные их них.

 

По уровню взимания и распоряжения налогами или  статусная классификация выделяет федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В соответствии с «Налоговым кодексом РФ» (НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся следующие : НДС (налог на добавленную стоимость); акцизы ; налог на прибыль (доход) предприятий и организаций ; таможенные пошлины и сборы; экологический налог; налоги на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы от капитала ; государственная пошлина; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и вводятся законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. К ним относятся налоги: лесной, водный, дорожный, на недвижимость, с продаж, на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций, федеральные лицензионные сборы, на дополнительный доход от добычи углеводородов и сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся нормативными актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на конкретной территории. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц, на наследование и дарение, на рекламу, земельный налог, а также региональные и местные лицензионные сборы.

По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества, а косвенные – устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу.

По объекту налогообложения применяются налоги имущественные физических и юридических лиц (на недвижимость, ее продажу, дарение или наследование), ресурсные, налоги взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг или дохода (прибыли), по операциям с ценными бумагами, по отдельным видам деятельности и другим объектам.

По субъекту уплаты налогов выделяют: физические и юридические лица.

По характеру использования различают общие и специальные налоги.

По способу обложения или  по построению налоговых ставок выделяют кадастровые, декларационные, налично –денежные и безналичные ставки.

По методу исчисления или технике  расчета различают налоги регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые в абсолютных суммах и кратных суммах по отношению к законодательно установленной месячной минимальной оплате труда.

По учетно-экономической целесообразности налоги группируют на налоги включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг; включаемые в цену реализации продукции, работ и услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы); налоги на прибыль и за счет прибыли, которая остается в распоряжении юридического лица; налоги, которые относятся на финансовые результаты до налогообложения прибыли, налоги удерживаемые из дохода физических лиц.

По полноте прав пользования  налоговых платежей и сборов разграничивают собственные или закрепленные налоги и регулирующие налоги.

Налоговые доходы группируют так же по секторам экономики и отраслям промышленности.

Статистический  показатель, характеризующий число налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц и физических, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, а также физическими лицами уплачивающими подоходный налог по месту работы, т.е. по месту получения оплаты труда. Источником этой информации служат реестры налогоплательщиков, которые ведут органы Министерства РФ по налогам и сборам.

Ввиду того, что предприятия и организации, физические лица, состоящие на учете в налоговых органах, платят разные налоги, ведется соответствующий учет, который определяет количество юридических и физических лиц по каждому виду налогов, а также число малых предприятий.

По физическим лицам учитывается количество поданных деклараций.

Налоговые органы контролируют полноту и своевременность  уплаты налогов сборов и других обязательных платежей. Для этого проводятся камеральные и документальные проверки. При камеральных проверках налоговый инспектор проверяет наличие, правильность заполнения документов, налоговых расчетов при их приемке, а документальные проверки осуществляются с выездом на предприятие. Контрольные функции налоговых служб характеризуются следующими абсолютными натуральными показателями:

Информация о работе Контрольная работа по "Статистике государственных финансов"