Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:54, контрольная работа
1. вопрос: Основные показатели статистики населения. Анализ демографических процессов.
Задача 3. Имеются данные о связи между средней взвешенной ценой и объемом продаж облигаций на ММВБ.
Составьте линейное уравнение регрессии, рассчитайте линейный коэффициент корреляции.
Задача 4. Имеются следующие данные о производстве молока в России за 1995-2000гг. (млн.т). Для анализа ряда динамики определите: а) средний уровень ряда динамики; б) цепные и базисные темпы роста и прироста; в) для каждого года абсолютное значение 1% прироста.
Ответ:
Статистика населения – древнейшая отрасль статистической науки, которая изучает население и процессы, связанные с его динамикой, с количественной стороны в конкретных условиях общественного развития. Таким образом, предметом изучения этой отрасли статистики являются население и закономерности его развития.
Население – это совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: части страны, всей страны, группы стран, всего земного шара.
К числу демографических процессов относятся:
а) процессы естественного движения населения и смены поколений, т.е. воспроизводства;
б) процессы изменения структуры населения (по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам);
в) процессы изменения размещения населения по территории;
г) процессы миграции населения.
Как известно, свой предмет
статистика изучает при помощи совокупности
специфических приемов и
Основная цель расчета показателей статистики населения – оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее.
В состав системы показателей демографической ситуации включаются показатели:
а) динамики численности населения;
б) его естественного движения;
в) миграции;
г) размещения населения;
д) состава и структуры населения;
е) продолжительности
жизни и воспроизводства
Прежде всего производится анализ динамики численности населения (табл.).
Таблица - Показатели динамики и размещения населения1
Показатель |
Содержание показателя |
Способ исчисления |
Численность населения |
В базисном периоде – ; в отчетном периоде – ; в -м периоде – (чел.). |
По данным переписей или текущего учета методом внутригодового оборота. |
Абсолютный прирост численности населения |
Увеличение (+), сокращение (–) (чел.) |
По отношению к базе: По отношению к предыдущему году: |
Средний абсолютный прирост |
Прирост в среднем за один год |
где – конечный уровень ряда; – начальный уровень ряда |
Темп роста |
Цепной ( ) Базисный ( ) |
|
Темп прироста |
Цепной
Базисный |
|
Среднегодовой темп роста |
На основе цепных темпов роста
На основе абсолютных данных о численности населения |
, где – конечный уровень ряда динамики; – число уровней ряда |
Абсолютное значение 1% прироста |
А – отношение абсолютного |
или |
Расчет демографических
показателей очень часто бывает
связан с необходимостью определения
среднегодовой численности
Если имеются данные на начало ( ) и конец периода ( ), то средняя численность населения определяется по формуле средней арифметической простой:2
.
Если имеются данные соответствующего моментного ряда динамики, то ,
где – численность населения на начало месяца;
– число месяцев.
Если требуется найти среднюю численность населения в неравноотстоящем моментном ряду динамики, то используется формула средней арифметической взвешенной:3
,
где – средняя численность населения в -м интервале, рассчитываемая по приведенным выше формулам;
– длительность -го интервала времени.
Если нужно определить
среднюю численность населения
за длительный период времени, то используется
формула средней
,
где – численность населения на начало периода;
– то же на конец периода.
При анализе различаются постоянное население (ПН) и наличное население (НН). В переписях, кроме того, учитываются еще две категории: временно проживающие (ВП) и временно отсутствующие (ВО). Для проверки точности данных о численности населения и их анализа используют баланс категорий населения:
ПН = НН + ВО – ВП.
Количественный критерий различия между ПН и НН – 6 месяцев непрерывного проживания в данной местности.
Задача 2. По результатам зимней экзаменационной сессии получено следующее распределение оценок студентов по баллам:
Балл оценки знаний студентов |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итого |
Число оценок, полученных студентами |
6 |
75 |
120 |
99 |
300 |
Определите:
а) средний балл оценки знаний студентов;
б) модальный балл успеваемости и медианное значение балла.
Решение:
Средний балл оценки знаний студентов определим по формуле:
, где x – балл оценки знаний студентов; f – число оценок, получаемых студентами.
Получаем: .
Таким образом, средний балл студентов составил 4,04.
Мода в дискретном ряду соответствует признаку с наибольшим числом повторений, в нашем случае максимальную частоту имеет признак 4 балла, следовательно мода равны 4 баллам.
Для рассматриваемой
совокупности студентов наиболее распространенный
балл характеризуется средней
Медиана в дискретном ряду соответствует значению центрального признака выровненного по возрастанию ряда, так как наш ряд содержит четное число наблюдений (∑f=300), то медиана будет равна полусумме 150 и 151 признаков, которые в нашем случае соответствуют 4 баллам.
В рассматриваемой совокупности студентов половина студентов имеют в среднем балл не более 4-х, а другая половина – не менее 4-х.
Задача 3. Имеются данные о связи между средней взвешенной ценой и объемом продаж облигаций на ММВБ:
Средняя взвешенная цена, |
тыс.руб, х |
Объем продаж, |
млрд. руб, у |
84,42 |
79,5 | ||
82,46 |
279,7 | ||
80,13 |
71,4 | ||
63,42 |
242,8 | ||
76,17 |
76,3 | ||
75,13 |
74,7 | ||
74,84 |
210.7 | ||
73,03 |
75,1 | ||
73,41 |
75,5 | ||
71,34 |
335,3 |
Составьте линейное уравнение регрессии, рассчитайте линейный коэффициент корреляции.
Решение:
Построим парное линейное
уравнение связи между
Построим вспомогательную таблицу:
№ |
Средняя взвешенная цена, тыс .руб. (Х) |
Объем продаж, млрд. руб. (У) |
|||
1 |
84,42 |
79,5 |
6320,25 |
6711,39 |
7126,74 |
2 |
82,46 |
279,7 |
78232,09 |
23064,06 |
6799,65 |
3 |
80,13 |
71,4 |
5097,96 |
5721,28 |
6420,82 |
4 |
63,42 |
242,8 |
58951,84 |
15398,38 |
4022,10 |
5 |
76,17 |
76,3 |
5821,69 |
5811,77 |
5801,87 |
6 |
75,13 |
74,7 |
5580,09 |
5612,21 |
5644,52 |
7 |
74,84 |
210,7 |
44394,49 |
15768,79 |
5601,03 |
8 |
73,03 |
75,1 |
5640,01 |
5484,55 |
5333,38 |
9 |
73,41 |
75,5 |
5700,25 |
5542,46 |
5389,03 |
10 |
71,34 |
335,3 |
112426,09 |
23920,30 |
5089,40 |
Всего |
754,35 |
1521,00 |
328164,76 |
113035,19 |
57228,52 |
Рассчитаем параметры a и b по формулам:
;
Получаем уравнение: .
Таким образом, с ростом цены на 1 тыс. руб. объем продаж сократится на 5,249 млрд. руб.
Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле:
.
Получаем:
Таким образом, можно сделать вывод, что связь между признаками является ниже средней и при этом обратной.
Задача 4. Имеются следующие данные о производстве молока в России за 1995-2000гг. (млн.т):
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
39,2 |
35,8 |
34,1 |
33,3 |
32,3 |
32,3 |
Для анализа ряда динамики определите:
а) средний уровень ряда динамики;
б) цепные и базисные темпы роста и прироста;
в) для каждого года абсолютное значение 1% прироста.
Решение:
Для анализа ряда динамики определим средний уровень ряда динамики по формуле: , где у – значение показателя за период времени (год); n – число лет.
Получаем: млн.т.
Цепные темпы роста определим по формуле: , а прироста - . Базисные темпы роста определим по формуле: , а прироста - .
Для каждого года абсолютное значение 1% прироста определим по формуле: .
Расчет показателей представим в таблице:
Год |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
млн. т. |
39,2 |
35,8 |
34,1 |
33,3 |
32,3 |
32,3 | |
Темп роста |
цепной |
- |
91,33 |
95,25 |
97,65 |
97,00 |
100,00 |
базисный |
- |
-8,67 |
-4,75 |
-2,35 |
-3,00 |
0,00 | |
Темп прироста |
цепной |
- |
91,33 |
86,99 |
84,95 |
82,40 |
82,40 |
базисный |
- |
-8,67 |
-13,01 |
-15,05 |
-17,60 |
-17,60 | |
Абсолютное значение 1% прироста |
- |
0,392 |
0,358 |
0,341 |
0,333 |
0,323 |
Таким образом, можно сделать вывод, что средний объем производства молока в 1995-2000 гг. составил 34,5 млн.т., при этом имеет место отрицательная динамика к сокращению производства, так в 1996 году по сравнению с 1995 годом объем производства сократился на 8,67%, в 1997 по сравнению с 1996 годом – на 4,75%, в 1998 году по сравнению с 1997 годом – на 2,35%, в 1999 году по сравнению с 1998 годом – на 3%, в 2000 году объем производства остался на уровне 1999 года, за весь период объем производства молока сократился на 17,6%.
1. Власов М.П., Шимко П.Д. Общая теория статистики. Инструментарий менеджера международной фирмы: учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 452 с.
2. Григорьева Р.П., Басова
И.И. Статистика труда:
3. Добрынина Н.В., Нименья И.Н. Статистика. Учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 103 с.
4. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник /Под ред. И.И. Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 656 с.
5. Микроэкономическая статистика: Учебник/ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 544 с.
6. Практикум по теории статистики/ Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 416 с.
7. Теория статистики/ Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 576 с.
1 Добрынина Н.В., Нименья И.Н. Статистика. Учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002
2 Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000
3 Там же
4 Там же