Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:47, контрольная работа
Задание 1 Определить по цепной системе сравнения абсолютный прирост, темп роста и прироста, значение 1% прироста производства радиодеталей на заводе. Определить среднее число выпуска радиодеталей по данным:...
Исходные и полученные данные представить в виде таблицы. Сделать вывод.
Задание 2 Определить общие и индивидуальные индексы цены и физического объема, сумму экономии (потерь) за счет изменения цены по данным:...
Задание 1
Определить по цепной системе сравнения абсолютный прирост, темп роста и прироста, значение 1% прироста производства радиодеталей на заводе.
Определить среднее число выпуска радиодеталей по данным:
Периоды |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
2000 |
Кол-во деталей |
600 |
620 |
550 |
350 |
400 |
Исходные и полученные данные представить в виде таблицы. Сделать вывод.
Решение:
Абсолютный прирост (Ац):
Ац = уi - уi-1
Например,
Ац 1970 = 620-600 = 20 тыс.шт.; Ац 1980 = 550-620 = -70 тыс.шт.
Темп роста (Трц):
Трц = уi / уi-1 * 100
Например,
Трц 1970 = 620/600* 100 = 103,3%; Трц 1980 = 550/620 * 100 = 88,7%
Темп прироста (Тпрц):
Тпрц = Трц - 100%
Например,
Тпрц 1970 = 103,3-100 = 3,3%; Тпрц 1980 = 88,7-100 = -11,3%
Абсолютное значение 1% прироста
А3н% = Ацi / Тпрцi
Например,
А3н% 1970 = 20 / 3,3 = 6 тыс.шт.; А3н% 1980 = -70 / -11,3 = 6,2 тыс.шт.
Среднее число выпуска радиодеталей определим по формуле средней арифметической:
Уср= (у1+у2+уЗ+…+уn) / n
Уср = (600+620+550+350+400) / 5 = 504 тыс.шт.
Для обеспечения наглядности полученные результаты расчетов оформим в виде статистической таблицы.
Таблица 1
Показатели динамики уровня производства радиодеталей на заводе в год
Год |
Производство радиодеталей в год; тыс.шт. |
Абсолютные приросты цепные |
Темпы роста цепные, % |
Темпы прироста цепные, % |
Абсолютное содержание 1% прироста, тыс.шт. |
1960 |
600 |
0 |
100 |
0 |
0 |
1970 |
620 |
20 |
103,3 |
3,3 |
6 |
1980 |
550 |
-70 |
88,7 |
-11,3 |
6,2 |
1990 |
350 |
-200 |
63,6 |
-36,4 |
5,5 |
2000 |
400 |
50 |
114,3 |
14,3 |
3,5 |
Вывод:
По расчетам средних показателей ряда динамики можно сказать, что в среднем в исследуемом периоде (с 1960 до 2000 года) среднее число выпуска радиодеталей заводом в год равно 504 тыс.шт.
По данным таблицы 1 видим, что величина производства радиодеталей заводом в год в исследуемом периоде колеблется из года в год. Так, показатели цепного темпа прироста за некоторые периоды то отрицательные, то положительные, что и подтверждает данное заключение. Однако в 2000 году можно отметить положительную динамику: цепной темп прироста положительный, что говорить о тенденции к увеличению производства радиодеталей заводом в год.
В условии задачи не сказано, в чем же измеряется количество произведенных радиодеталей. Я прикинул, что в год завод 600 штук точно не делает – мало!!!, а вот 600 тысяч штук – может…
Задание 2
Определить общие и индивидуальные индексы цены и физического объема, сумму экономии (потерь) за счет изменения цены по данным:
Наименование изделия |
Цена за единицу, тыс.руб. |
Объем проданного товара, тыс.шт. | ||
I квартал |
II квартал |
I квартал |
II квартал | |
Деталь А-3 |
20 |
10 |
120 |
200 |
Деталь А-4 |
30 |
10 |
140 |
120 |
Решение:
Прежде всего, определим размер товарооборота, умножив объем продаж на цену единицы каждого вида деталей. Результаты расчетов оформим в сводную таблицу исходных данных.
Таблица 1
Сводная таблица исходных данных
Наименование изделия |
Цена за единицу, тыс.руб. |
Объем проданного товара, тыс.шт. |
Товарооборот, тыс.руб. | |||
1 квартал |
2 квартал |
1 квартал |
2 квартал |
1 квартал |
2 квартал | |
Деталь А-3 |
20 |
10 |
120 |
200 |
2400 |
2000 |
Деталь А-4 |
30 |
10 |
140 |
120 |
4200 |
1200 |
Индивидуальный индекс физического объема показывает, на сколько процентов возрос (уменьшился) объем продаж в отчетном периоде по сравнению с базисным:
где q1 – объем продаж в отчетном периоде,
q0 – объем продаж в базисном периоде.
Индексы других показателей строятся аналогично.
Рассчитаем индивидуальные индексы по приведенной формуле, а результаты оформим в таблицу.
Таблица 2
Индивидуальные индексы
Наименование изделия |
Индивидуальные индексы | ||
цены за единицу ip |
объема проданного товара iq |
товарооборота iz | |
Деталь А-3 |
50 |
166,7 |
83,3 |
Деталь А-4 |
33,3 |
85,7 |
28,6 |
Общие индексы рассчитываются следующим образом:
- физического объема
где p0 – цена единицы продукции в базисном периоде,
- цены
где p1 – цена единицы продукции в отчетном периоде,
- товарооборота
Между индексами существует взаимосвязь:
Iz = Ip * Iq
Найдем значение общего индекса физического объема:
Iq = (20*200+30*120) / (20*120+30*140) * 100 = 7600 / 6600 * 100 = 115,2%
Определим значение общего индекса цены:
Ip = (10*200+10*120) / (20*200+30*120) * 100 = 3200 / 7600 * 100 = 42,1%
Рассчитаем общий индекс товарооборота:
Iz = (10*200+10*120) / (20*120+30*140)* 100 = 3200 / 6600 * 100 = 48,5%
Проверим взаимосвязь: 1,152 * 0,421 = 0,485.
Абсолютный размер влияния отдельного фактора на результативный показатель показывает, на сколько изменился анализируемый показатель под воздействием данного фактора. Он определяется как разность между числителем и знаменателем частного индекса.
ΔZ = åZ1 - åZ0 = åp1q1 - åp0q0 ,
в том числе за счет изменения:
ΔZ = ΔZ(q) + ΔZ(p).
Рассчитаем абсолютное изменение товарооборота всего:
ΔZ = (10*200+10*120) - (20*120+30*140) = 3200 - 6600 = -3400 тыс.руб.
Теперь определим изменение товарооборота за счет влияния изменения объемов продаж:
ΔZ(q) = (20*200+30*120) - (20*120+30*140) = 7600 - 6600 = 1000 тыс.руб.
Рассчитаем изменение товарооборота за счет влияния изменения цены:
ΔZ(p) = (10*200+10*120) - (20*200+30*120)= 3200 - 7600 = -4400 тыс.руб.
Проверка взаимосвязи: 1000 - 4400 = -3400 тыс.руб.
Вывод:
По результатам проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что во втором квартале по сравнению с предыдущим кварталом общая сумма товарооборота уменьшилась на 3,4 млн. руб. или 51,5%, т.е. более чем в два раза. Это произошло за счет изменения цены единицы продукции. Так, уменьшение уровня цены единицы продукции повлекло за собой снижение общей суммы товарооборота на 4,4 млн. руб. (или на 57,9%). По индивидуальным индексам цены можно отметить, что по обоим видам продукции ее уровень снизился, причем на деталь А-3 в два раза, а на деталь А-4 – в три раза в сравнении с предыдущим кварталом.
Изменение объема продаж также оказало влияние на изменение уровня общей суммы товарооборота, но в сторону увеличения – за счет этого фактора общая сумма выручки возросла на 1,0 млн.руб. (или 15,2%). Индивидуальное увеличение (уменьшение) объемов проданного товара следующие: на 66,7% больше продано деталей А-3 и на 14,3% меньше продано деталей А-4.
Задание 3
Данные задания 1 изобразить графически.
Решение:
Изобразим динамический уровень производства радиодеталей на графике:
График 1. Гистограмма со столбцами в виде цилиндров.
Другим вариантом изображения данных графически может быть простой график с отображением динамических уровней в виде точек, соединенных плавной линией:
График 2. Простой график
Задание 4
Объем продаж продукции радиозавода во II квартале вырос на 5% по сравнению с I кварталом и составил 146 тыс.руб.
Определить объем продаж в I квартале, укажите вид относительной величины.
Решение:
На производстве применяются относительные величины - коэффициенты или индексы планового задания и выполнения плана.
Индекс планового задания определяется как отношение значений одной и той же абсолютной величины по плану анализируемого периода и по факту базисного. То есть
,
где X’1 — план анализируемого периода;
X0 — факт базисного периода.
Индекс выполнения плана представляет собой отношение значений одной и той же абсолютной величины по факту и по плану анализируемого периода, определяясь по формуле
.
Перемножая индексы планового задания и выполнения плана, получаем индекс динамики. То есть
Индекс динамики можно определить и другим способом – как отношение значений одной и той же абсолютной величины по факту анализируемого периода и по факту базисного:
Из условия задачи нам известны индекс динамики iД = 1,05 (или на 5% больше) и фактическое значение абсолютной величины (объема продаж) в анализируемом периоде X1 = 146 тыс.руб., а определить требуется фактическое значение абсолютной величины (объема продаж) в базисном периоде X0.
Видоизменив формулу индекса динамики, получим:
Определим Х0 = 146 / 1,05 = 139,05 тыс.руб.
Следовательно, объем продаж продукции радиозавода
в I квартале был равен 139,05 тыс. руб.
Задание 5
Определите средний тарифный разряд рабочих в цехе сборки радиодеталей
Тарифный разряд |
Число рабочих |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
26 |
4 |
74 |
5 |
18 |
6 |
4 |
Решение:
Расчет среднего тарифного разряда рабочих в цехе сборки радиодеталей произведем по формуле средней арифметической взвешенной, так как отдельные значения признака (тарифного разряда) имеют различные веса (число рабочих).
Средний тарифный разряд рабочих в цехе сборки радиодеталей равен
= разряд.