Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа
Объем и структура потребления населением товаров и услуг являются одними из основных характеристик уровня жизни населения и в целом – уровня социально-экономического развития страны. 
Необходимо изучить категорию потребления, которая представляет собой последний этап воспроизводственного процесса. Другими словами, потребление – это использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
1.	Объем и структура потребления товаров и услуг………………………..	 3
2.	Задача………………………………………………………………………..	13
Список литературы…………………………………………………………….	19
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки [4, с. 154].
Программой выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг.
Текущая статистика не располагает 
данными об услугах, оказываемых 
населению частными лицами. На практике 
эта информация собирается в результате 
выборочного обследования семейных 
бюджетов, программа которого предусматривает 
статью "Расходы на оплату услуг, 
приобретаемых у частных лиц". 
Эта информация распространяется на 
всю совокупность семей и используется 
для нужд статистики потребления 
населения и национального 
Для оценки анализа масштабов потребления бесплатных услуг используются показатели фактических расходов государства (на федеральном и территориальном уровнях), предприятий и организаций на социальные нужды.
Источниками информации при составлении балансов продовольственных ресурсов служат формы статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий, предприятий промышленности, торговли, результаты обследования бюджетов домашних хозяйств и таможенная статистика.
В результате статистического изучения структуры потребления не только постатейно, но и по отдельным видам товаров могут быть выявлены устойчивые тенденции в потребительском поведении населения. Например, с ростом доходов отчетливо проявляется тенденция к более широкому использованию готовой одежды и уменьшению расходов на покупку тканей и пошив одежды, возрастают средние цены покупки отдельных товаров в связи с их более высоким качеством и т.д. [2, c. 620]
Таким образом, потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
 
3. Задача
Исходные данные
Таблица 1
Основные показатели развития высшего образования
(на начало учебного года)
| Показатель | 2001/02 | 2002/03 | 2003/04 | 2004/05 | 2005/06 | 2006/07 | 
| Число высших учебных заведений — всего, в том числе: | 1008 | 1039 | 1046 | 1071 | 1068 | 1090 | 
| государственных и муниципальных | 621 | 655 | 654 | 662 | 655 | 660 | 
| негосударственных | 387 | 384 | 392 | 409 | 413 | 430 | 
| Численность студентов — всего, (тыс человек), в том числе в учебных  | 5427 | 5948 | 6456 | 6884 | 7064 | 7310 | 
| государственных и муниципальных | 4797 | 5229 | 5596 | 5860 | 5985 | 6133 | 
| негосударственных | 630 | 719 | 860 | 1024 | 1079 | 1177 | 
| Численность профессорско-преподавательск. состава в высших учеб. заведениях. (тыс человек): | ||||||
| государственных и муниципальных | 272,7 | 291,8 | 304,0 | 313,6 | 322,1 | 334,0 | 
| негосударственных | 46,9 | 47,8 | 50,1 | 50,7 | 65,2 | 75,0 | 
1. Оценить изменение основных показателей, характеризующих развитие высшего образования.
2. Рассчитать соотношение численности 
студентов и профессорско-
Решение.
Проведем анализ динамического изменения системы высшего образования на основе показателей анализа ряда динамики. Для этого необходимо рассчитать абсолютные (цепные и базисные) приросты, темпы роста, темпы прироста по следующим формулам:
Рассчитаем абсолютный прирост:
а) базисный абсолютный прирост определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
у0− начальный (базисный) уровень ряда.
б) цепной абсолютный прирост определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
уi-1− уровень, предшествующий уi.
Определим темпы роста динамического ряда:
а) базисный темп роста определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
у0− начальный (базисный) уровень ряда.
б) цепной темп роста определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
уi-1− уровень, предшествующий уi.
Рассчитаем темп прироста динамического ряда:
а) базисный темп прироста: б) цепной темп прироста:
, где
По полученным данным составим таблицу 2.
Таблица 2
Анализ динамики числа высших учебных заведений
| Год | Выпуск продукции, тыс.руб. | Абсолютный прирост, тыс. руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | |||
| Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | ||
| Число высших учебных заведений — всего | |||||||
| 2001/02 | 1008 | 0 | х | 100,0 | х | 0 | х | 
| 2002/03 | 1039 | 31 | 31 | 103,1 | 103,1 | 3,1 | 3,1 | 
| 2003/04 | 1046 | 38 | 7 | 103,8 | 100,7 | 3,8 | 0,7 | 
| 2004/05 | 1071 | 63 | 25 | 106,3 | 102,4 | 6,3 | 2,4 | 
| 2005/06 | 1068 | 60 | -3 | 106,0 | 99,7 | 6,0 | -0,3 | 
| 2006/07 | 1090 | 82 | 22 | 108,1 | 102,1 | 8,1 | 2,1 | 
| В том числе: государственных и муниципальных | |||||||
| 2001/02 | 621 | 0 | х | 100,0 | х | 0 | х | 
| 2002/03 | 655 | 34 | 34 | 105,5 | 105,5 | 5,5 | 5,5 | 
| 2003/04 | 654 | 33 | -1 | 105,3 | 99,8 | 5,3 | -0,2 | 
| 2004/05 | 662 | 41 | 8 | 106,6 | 101,2 | 6,6 | 1,2 | 
| 2005/06 | 655 | 34 | -7 | 105,5 | 98,9 | 5,5 | -1,1 | 
| 2006/07 | 660 | 39 | 5 | 106,3 | 100,8 | 6,3 | 0,8 | 
| В том числе: негосударственных | |||||||
| 2001/02 | 387 | 0 | х | 100,0 | х | 0 | х | 
| 2002/03 | 384 | -3 | -3 | 99,2 | 99,2 | -0,8 | -0,8 | 
| 2003/04 | 392 | 5 | 8 | 101,3 | 102,1 | 1,3 | 2,1 | 
| 2004/05 | 409 | 22 | 17 | 105,7 | 104,3 | 5,7 | 4,3 | 
| 2005/06 | 413 | 26 | 4 | 106,7 | 101,0 | 6,7 | 1,0 | 
| 2006/07 | 430 | 43 | 17 | 111,1 | 104,1 | 11,1 | 4,1 | 
Данные таблицы 2 позволяют сделать следующие выводы.
Число высших учебных заведений по сравнению с началом периода увеличивается год за годом. Об этом свидетельствует показатель базисного темпа прироста. При этом показатель цепного темпа прироста свидетельствует о неравномерном увеличении (снижении) числа высших учебных заведений в целом за исследуемый период.
Следует также отметить, что основную массу в числе высших учебных заведений занимают государственные и муниципальные. Изменение их соотношения в общей численности высших учебных заведений представлено на рисунке 1.
Изменение соотношения численности 
государственных и 
Рассмотрим соотношение численности 
студентов и профессорско-
Таблица 3
Соотношение численности студентов и преподавательского состава
| Показатель | 2001/ 2002 | 2002/ 2003 | 2003/ 2004 | 2004/ 2005 | 2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 
| Численность студентов (тыс. чел.) | 5427 | 5948 | 6456 | 6884 | 7064 | 7310 | 
| Численность профессорско-преподавательск. состава (тыс. чел.) | 320 | 340 | 354 | 364 | 387 | 409 | 
| Соотношение численности студентов и преподавательского состава в высших учебных заведениях | 16,98 | 17,51 | 18,23 | 18,90 | 18,24 | 17,87 | 
| Окончание таблицы 3 | ||||||
| Показатель | 2001/ 2002 | 2002/ 2003 | 2003/ 2004 | 2004/ 2005 | 2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 
| Численность студентов в государственных и муниципальных учреждениях | 4797 | 5229 | 5596 | 5860 | 5985 | 6133 | 
| Численность профессорско-преподавательск. состава в в государственных и муниципальных учреждениях | 272,7 | 291,8 | 304,0 | 313,6 | 322,1 | 334,0 | 
| Соотношение численности студентов и преподавательского состава в государственных и муниципальных высших учебных заведениях | 17,59 | 17,92 | 18,41 | 18,69 | 18,58 | 18,36 | 
| Численность студентов в негосударственных высших учебных учреждениях | 630 | 719 | 860 | 1024 | 1079 | 1177 | 
| Численность профессорско-преподавательск. состава в негосударственных высших учебных учреждениях | 46,9 | 47,8 | 50,1 | 50,7 | 65,2 | 75,0 | 
| Соотношение численности студентов и преподавательского состава в негосударственных высших учебных заведениях | 13,43 | 15,04 | 17,17 | 20,20 | 16,55 | 15,69 | 
Данные таблицы 3 позволяют 
сделать вывод о том, что в 
высших учебных заведениях в 2001-2002 учебном 
году на одного преподавателя приходится 
около 17 студентов. Далее этот показатель 
имеет тенденцию увеличения и 
достигает максимального 
 
Список литературы: