Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа
Объем и структура потребления населением товаров и услуг являются одними из основных характеристик уровня жизни населения и в целом – уровня социально-экономического развития страны.
Необходимо изучить категорию потребления, которая представляет собой последний этап воспроизводственного процесса. Другими словами, потребление – это использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
1. Объем и структура потребления товаров и услуг……………………….. 3
2. Задача……………………………………………………………………….. 13
Список литературы……………………………………………………………. 19
На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки [4, с. 154].
Программой выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг.
Текущая статистика не располагает
данными об услугах, оказываемых
населению частными лицами. На практике
эта информация собирается в результате
выборочного обследования семейных
бюджетов, программа которого предусматривает
статью "Расходы на оплату услуг,
приобретаемых у частных лиц".
Эта информация распространяется на
всю совокупность семей и используется
для нужд статистики потребления
населения и национального
Для оценки анализа масштабов потребления бесплатных услуг используются показатели фактических расходов государства (на федеральном и территориальном уровнях), предприятий и организаций на социальные нужды.
Источниками информации при составлении балансов продовольственных ресурсов служат формы статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий, предприятий промышленности, торговли, результаты обследования бюджетов домашних хозяйств и таможенная статистика.
В результате статистического изучения структуры потребления не только постатейно, но и по отдельным видам товаров могут быть выявлены устойчивые тенденции в потребительском поведении населения. Например, с ростом доходов отчетливо проявляется тенденция к более широкому использованию готовой одежды и уменьшению расходов на покупку тканей и пошив одежды, возрастают средние цены покупки отдельных товаров в связи с их более высоким качеством и т.д. [2, c. 620]
Таким образом, потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
3. Задача
Исходные данные
Таблица 1
Основные показатели развития высшего образования
(на начало учебного года)
Показатель |
2001/02 |
2002/03 |
2003/04 |
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
Число высших учебных заведений — всего, в том числе: |
1008 |
1039 |
1046 |
1071 |
1068 |
1090 |
государственных и муниципальных |
621 |
655 |
654 |
662 |
655 |
660 |
негосударственных |
387 |
384 |
392 |
409 |
413 |
430 |
Численность студентов — всего, (тыс человек), в том числе в учебных |
5427 |
5948 |
6456 |
6884 |
7064 |
7310 |
государственных и муниципальных |
4797 |
5229 |
5596 |
5860 |
5985 |
6133 |
негосударственных |
630 |
719 |
860 |
1024 |
1079 |
1177 |
Численность профессорско-преподавательск. состава в высших учеб. заведениях. (тыс человек): |
||||||
государственных и муниципальных |
272,7 |
291,8 |
304,0 |
313,6 |
322,1 |
334,0 |
негосударственных |
46,9 |
47,8 |
50,1 |
50,7 |
65,2 |
75,0 |
1. Оценить изменение основных показателей, характеризующих развитие высшего образования.
2. Рассчитать соотношение численности
студентов и профессорско-
Решение.
Проведем анализ динамического изменения системы высшего образования на основе показателей анализа ряда динамики. Для этого необходимо рассчитать абсолютные (цепные и базисные) приросты, темпы роста, темпы прироста по следующим формулам:
Рассчитаем абсолютный прирост:
а) базисный абсолютный прирост определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
у0− начальный (базисный) уровень ряда.
б) цепной абсолютный прирост определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
уi-1− уровень, предшествующий уi.
Определим темпы роста динамического ряда:
а) базисный темп роста определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
у0− начальный (базисный) уровень ряда.
б) цепной темп роста определяется по формуле:
, где
уi − текущий уровень ряда;
уi-1− уровень, предшествующий уi.
Рассчитаем темп прироста динамического ряда:
а) базисный темп прироста: б) цепной темп прироста:
, где
По полученным данным составим таблицу 2.
Таблица 2
Анализ динамики числа высших учебных заведений
Год |
Выпуск продукции, тыс.руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | |||
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной |
Базисный |
Цепной | ||
Число высших учебных заведений — всего | |||||||
2001/02 |
1008 |
0 |
х |
100,0 |
х |
0 |
х |
2002/03 |
1039 |
31 |
31 |
103,1 |
103,1 |
3,1 |
3,1 |
2003/04 |
1046 |
38 |
7 |
103,8 |
100,7 |
3,8 |
0,7 |
2004/05 |
1071 |
63 |
25 |
106,3 |
102,4 |
6,3 |
2,4 |
2005/06 |
1068 |
60 |
-3 |
106,0 |
99,7 |
6,0 |
-0,3 |
2006/07 |
1090 |
82 |
22 |
108,1 |
102,1 |
8,1 |
2,1 |
В том числе: государственных и муниципальных | |||||||
2001/02 |
621 |
0 |
х |
100,0 |
х |
0 |
х |
2002/03 |
655 |
34 |
34 |
105,5 |
105,5 |
5,5 |
5,5 |
2003/04 |
654 |
33 |
-1 |
105,3 |
99,8 |
5,3 |
-0,2 |
2004/05 |
662 |
41 |
8 |
106,6 |
101,2 |
6,6 |
1,2 |
2005/06 |
655 |
34 |
-7 |
105,5 |
98,9 |
5,5 |
-1,1 |
2006/07 |
660 |
39 |
5 |
106,3 |
100,8 |
6,3 |
0,8 |
В том числе: негосударственных | |||||||
2001/02 |
387 |
0 |
х |
100,0 |
х |
0 |
х |
2002/03 |
384 |
-3 |
-3 |
99,2 |
99,2 |
-0,8 |
-0,8 |
2003/04 |
392 |
5 |
8 |
101,3 |
102,1 |
1,3 |
2,1 |
2004/05 |
409 |
22 |
17 |
105,7 |
104,3 |
5,7 |
4,3 |
2005/06 |
413 |
26 |
4 |
106,7 |
101,0 |
6,7 |
1,0 |
2006/07 |
430 |
43 |
17 |
111,1 |
104,1 |
11,1 |
4,1 |
Данные таблицы 2 позволяют сделать следующие выводы.
Число высших учебных заведений по сравнению с началом периода увеличивается год за годом. Об этом свидетельствует показатель базисного темпа прироста. При этом показатель цепного темпа прироста свидетельствует о неравномерном увеличении (снижении) числа высших учебных заведений в целом за исследуемый период.
Следует также отметить, что основную массу в числе высших учебных заведений занимают государственные и муниципальные. Изменение их соотношения в общей численности высших учебных заведений представлено на рисунке 1.
Изменение соотношения численности
государственных и
Рассмотрим соотношение численности
студентов и профессорско-
Таблица 3
Соотношение численности студентов и преподавательского состава
Показатель |
2001/ 2002 |
2002/ 2003 |
2003/ 2004 |
2004/ 2005 |
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
Численность студентов (тыс. чел.) |
5427 |
5948 |
6456 |
6884 |
7064 |
7310 |
Численность профессорско-преподавательск. состава (тыс. чел.) |
320 |
340 |
354 |
364 |
387 |
409 |
Соотношение численности студентов и преподавательского состава в высших учебных заведениях |
16,98 |
17,51 |
18,23 |
18,90 |
18,24 |
17,87 |
Окончание таблицы 3 | ||||||
Показатель |
2001/ 2002 |
2002/ 2003 |
2003/ 2004 |
2004/ 2005 |
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
Численность студентов в государственных и муниципальных учреждениях |
4797 |
5229 |
5596 |
5860 |
5985 |
6133 |
Численность профессорско-преподавательск. состава в в государственных и муниципальных учреждениях |
272,7 |
291,8 |
304,0 |
313,6 |
322,1 |
334,0 |
Соотношение численности студентов и преподавательского состава в государственных и муниципальных высших учебных заведениях |
17,59 |
17,92 |
18,41 |
18,69 |
18,58 |
18,36 |
Численность студентов в негосударственных высших учебных учреждениях |
630 |
719 |
860 |
1024 |
1079 |
1177 |
Численность профессорско-преподавательск. состава в негосударственных высших учебных учреждениях |
46,9 |
47,8 |
50,1 |
50,7 |
65,2 |
75,0 |
Соотношение численности студентов и преподавательского состава в негосударственных высших учебных заведениях |
13,43 |
15,04 |
17,17 |
20,20 |
16,55 |
15,69 |
Данные таблицы 3 позволяют
сделать вывод о том, что в
высших учебных заведениях в 2001-2002 учебном
году на одного преподавателя приходится
около 17 студентов. Далее этот показатель
имеет тенденцию увеличения и
достигает максимального
Список литературы: