Контрольная работа по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Объем и структура потребления населением товаров и услуг являются одними из основных характеристик уровня жизни населения и в целом – уровня социально-экономического развития страны.
Необходимо изучить категорию потребления, которая представляет собой последний этап воспроизводственного процесса. Другими словами, потребление – это использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.

Содержание работы

1. Объем и структура потребления товаров и услуг……………………….. 3
2. Задача……………………………………………………………………….. 13
Список литературы……………………………………………………………. 19

Файлы: 1 файл

Контрольная по соц статистике.docx

— 94.26 Кб (Скачать файл)

На уровне домашних хозяйств потребление изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки [4, с. 154].

Программой выборочного  обследования бюджетов домашних хозяйств предусмотрен учет расходов на оплату жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходов на пошив и ремонт одежды и обуви, на ремонт электротоваров, культтоваров, металлоизделий, квартир, на возведение и ремонт домов и  других построек, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и других мототранспортных средств, на оплату за обучение в системе образования, медицинские услуги, санаторно-курортные услуги, культурно-просветительные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи, услуги правового характера и прочие виды личных услуг.

Текущая статистика не располагает  данными об услугах, оказываемых  населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает  статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления  населения и национального счетоводства.

Для оценки анализа масштабов  потребления бесплатных услуг используются показатели фактических расходов государства (на федеральном и территориальном  уровнях), предприятий и организаций  на социальные нужды.

Источниками информации при  составлении балансов продовольственных  ресурсов служат формы статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий, предприятий промышленности, торговли, результаты обследования бюджетов домашних хозяйств и таможенная статистика.

В результате статистического  изучения структуры потребления  не только постатейно, но и по отдельным  видам товаров могут быть выявлены устойчивые тенденции в потребительском  поведении населения. Например, с  ростом доходов отчетливо проявляется  тенденция к более широкому использованию  готовой одежды и уменьшению расходов на покупку тканей и пошив одежды, возрастают средние цены покупки отдельных товаров в связи с их более высоким качеством и т.д. [2, c. 620]

Таким образом, потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

 

 

 

 

 

 

3. Задача

 

Исходные  данные

Таблица 1

Основные показатели развития высшего  образования

(на начало учебного года)

Показатель

2001/02

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

Число высших учебных заведений  — всего,

в том числе:

1008

1039

1046

1071

1068

1090

государственных и муниципальных

621

655

654

662

655

660

негосударственных

387

384

392

409

413

430

Численность студентов — всего, (тыс человек),

в том числе в учебных заведениях:

5427

5948

6456

6884

7064

7310

государственных и муниципальных

4797

5229

5596

5860

5985

6133

негосударственных

630

719

860

1024

1079

1177

Численность профессорско-преподавательск. состава в высших учеб. заведениях. (тыс человек):

           

государственных и муниципальных

272,7

291,8

304,0

313,6

322,1

334,0

негосударственных

46,9

47,8

50,1

50,7

65,2

75,0


1. Оценить изменение основных показателей, характеризующих развитие высшего образования.

2. Рассчитать соотношение численности студентов и профессорско-преподавательского состава и охарактеризовать динамику данного показателя.

 

Решение.

 

Проведем анализ динамического изменения системы высшего образования на основе показателей анализа ряда динамики. Для этого необходимо рассчитать абсолютные (цепные и базисные) приросты, темпы роста, темпы прироста по следующим формулам:

Рассчитаем абсолютный прирост:

а) базисный абсолютный прирост определяется по формуле:

, где

уi − текущий уровень ряда;

у0− начальный (базисный) уровень ряда.

б) цепной абсолютный прирост определяется по формуле:

, где

уi − текущий уровень ряда;

уi-1− уровень, предшествующий уi.

Определим темпы роста  динамического ряда:

а) базисный темп роста определяется по формуле:

, где

уi − текущий уровень ряда;

у0− начальный (базисный) уровень ряда.

б) цепной темп роста определяется по формуле:

, где

уi − текущий уровень ряда;

уi-1− уровень, предшествующий уi.

Рассчитаем темп прироста динамического ряда:

а) базисный темп прироста:  б) цепной темп прироста:

   , где

По полученным данным составим таблицу 2.

Таблица 2

Анализ динамики числа высших учебных заведений

Год

Выпуск продукции, тыс.руб.

Абсолютный  прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Число высших учебных заведений  — всего

2001/02

1008

0

х

100,0

х

0

х

2002/03

1039

31

31

103,1

103,1

3,1

3,1

2003/04

1046

38

7

103,8

100,7

3,8

0,7

2004/05

1071

63

25

106,3

102,4

6,3

2,4

2005/06

1068

60

-3

106,0

99,7

6,0

-0,3

2006/07

1090

82

22

108,1

102,1

8,1

2,1

В том числе: государственных и муниципальных

2001/02

621

0

х

100,0

х

0

х

2002/03

655

34

34

105,5

105,5

5,5

5,5

2003/04

654

33

-1

105,3

99,8

5,3

-0,2

2004/05

662

41

8

106,6

101,2

6,6

1,2

2005/06

655

34

-7

105,5

98,9

5,5

-1,1

2006/07

660

39

5

106,3

100,8

6,3

0,8

В том числе: негосударственных

2001/02

387

0

х

100,0

х

0

х

2002/03

384

-3

-3

99,2

99,2

-0,8

-0,8

2003/04

392

5

8

101,3

102,1

1,3

2,1

2004/05

409

22

17

105,7

104,3

5,7

4,3

2005/06

413

26

4

106,7

101,0

6,7

1,0

2006/07

430

43

17

111,1

104,1

11,1

4,1


 

Данные таблицы 2 позволяют  сделать следующие выводы.

Число высших учебных заведений  по сравнению с началом периода  увеличивается год за годом. Об этом свидетельствует показатель базисного  темпа прироста. При этом показатель цепного темпа прироста свидетельствует о неравномерном увеличении (снижении) числа высших учебных заведений в целом за исследуемый период.

Следует также отметить, что основную массу в числе  высших учебных заведений занимают государственные и муниципальные. Изменение их соотношения в общей численности высших учебных заведений представлено на рисунке 1.

 

 

Изменение соотношения численности  государственных и муниципальных  учебных заведений и негосударственных,%

 

Рассмотрим соотношение численности студентов и профессорско-преподавательского состава (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение численности студентов и преподавательского состава

Показатель

2001/

2002

2002/

2003

2003/

2004

2004/

2005

2005/

2006

2006/

2007

Численность студентов (тыс. чел.)

5427

5948

6456

6884

7064

7310

Численность профессорско-преподавательск. состава (тыс. чел.)

320

340

354

364

387

409

Соотношение численности  студентов и преподавательского состава в высших учебных заведениях

16,98

17,51

18,23

18,90

18,24

17,87

 

Окончание таблицы 3

Показатель

2001/

2002

2002/

2003

2003/

2004

2004/

2005

2005/

2006

2006/

2007

Численность студентов в государственных и муниципальных учреждениях

4797

5229

5596

5860

5985

6133

Численность профессорско-преподавательск. состава в в государственных и муниципальных учреждениях

272,7

291,8

304,0

313,6

322,1

334,0

Соотношение численности  студентов и преподавательского состава в государственных и  муниципальных высших учебных заведениях

17,59

17,92

18,41

18,69

18,58

18,36

 

Численность студентов в негосударственных высших учебных учреждениях

630

719

860

1024

1079

1177

Численность профессорско-преподавательск. состава в негосударственных высших учебных учреждениях

46,9

47,8

50,1

50,7

65,2

75,0

Соотношение численности  студентов и преподавательского состава в негосударственных высших учебных заведениях

13,43

15,04

17,17

20,20

16,55

15,69


 

Данные таблицы 3 позволяют  сделать вывод о том, что в  высших учебных заведениях в 2001-2002 учебном  году на одного преподавателя приходится около 17 студентов. Далее этот показатель имеет тенденцию увеличения и  достигает максимального значения в 2004-2005 учебном году в 18,9 студентов  на одного преподавателя. Затем наблюдается  незначительная тенденция снижения нагрузки на преподавательский состав. Эта же динамика показателя прослеживается и по государственным и муниципальным высшим учебным заведениям. Причем по этой категории высших учебных заведений нагрузка на преподавательский состав еще выше. По негосударственным высшим учебным заведениям в 2001-2002 учебном году соотношение студентов и преподавательского состава составляет всего 13,43. Затем наблюдается тенденция увеличения примерно на 2 человека в год также до 2004-2005 годов. Именно в этом учебном периоде достигается максимальная нагрузка на преподавательский состав в 20,2 студента на преподавателя. В последующие периоды данный показатель снижается.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Иванов В.Н., Суворов А.В., Сухорукова Г.М., Болдов, В.Н. Сдвиги в объеме и структуре потребительских расходов населения России в 1990-х-2000-х годах //Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2008.
  2. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. − М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. − 771с.
  3. Социальная статистика: Конспект лекций / Под ред. Шерстневой Г.С. М.: изд-во «Эксмо», 2009. – 156 с.
  4. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.: ил.
  5. Статистика: Учебное пособие / Под ред. Ионина В.Г. 2-е изд., перераб и доп. − (серия "Высшее образование") −М.: ИНФРА-М, 2006. − 383 с.
  6. Теория статистики. Практикум : учебное пособие для вузов по направлению "Экономика" / Под ред. Г. Л. Громыко. – 4-е изд., доп. и перераб . – М. : ИНФРА-М, 2011 . – 240 с. – (Высшее образование).
  7. Экономическая статистика. Шпаргалки /Под ред. Щербак А.И. М.: Эксмо, 2008. — 32 с.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Статистике"