Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:46, контрольная работа
До недавних пор в нашей демографии поддерживалась традиция, доставшаяся нам от российской статистики XIX в., по которой лишь один из коэффициентов рождаемости так и назывался – «коэффициент рождаемости», а все остальные коэффициенты рождаемости назывались коэффициентами плодовитости. Справедливости ради надо сказать, что в российской статистике прошлого века вообще использовались только два показателя рождаемости, один из которых назывался коэффициентом общей рождаемости, или плодовитости населения, и который сохранился под именем общего коэффициента рождаемости, а второй назывался показателем специфической рождаемости или плодовитости женщин.
ЗАДАНИЕ 1.
Рождаемость.
ЗАДАНИЕ 2.
Решите следующие задачи:
Задача 1.
Население субъектов Российской Федерации на 1 января. (тыс. чел.)
Вариант 2.
ЗАДАНИЕ 1.
Рождаемость.
До недавних пор в нашей демографии поддерживалась традиция, доставшаяся нам от российской статистики XIX в., по которой лишь один из коэффициентов рождаемости так и назывался – «коэффициент рождаемости», а все остальные коэффициенты рождаемости назывались коэффициентами плодовитости. Справедливости ради надо сказать, что в российской статистике прошлого века вообще использовались только два показателя рождаемости, один из которых назывался коэффициентом общей рождаемости, или плодовитости населения, и который сохранился под именем общего коэффициента рождаемости, а второй назывался показателем специфической рождаемости или плодовитости женщин. Впоследствии вся совокупность показателей рождаемости, рассчитывавшихся по отношению к той или иной численности женщин, стала называться коэффициентами плодовитости, а то и просто плодовитостью. Никакой теоретической подоплеки под таким наименованием показателей рождаемости никогда не было. И тем не менее традиционное смешение рождаемости и плодовитости в наименованиях показателей рождаемости сохранялось очень долго, до самых последних лет. Оно и сейчас еще иногда встречается в некоторых публикациях. Однако такое смешение теперь считается специалистами ошибочным. Рождаемость и плодовитость – не показатели, а категории, разные категории, хотя, конечно же, связанные между собой очень тесно.
Необходимость различия рождаемости и плодовитости стала назревать в конце 1960-х гг., в связи с развитием социологического подхода к изучению факторов рождаемости. Исследователи начали уделять все большее внимание волевым аспектам регулирования рождаемости, и в связи с этим потребовалось более четко отделить «субъективные» факторы, т.е. зависящие от воли людей по поводу числа и сроков рождения детей, от факторов «объективных», т.е. от воли людей не зависящих. К числу последних относится и физиологическая способность людей к зачатию и рождению определенного числа детей, которая в биологических науках издавна называлась плодовитостью, и лишь по нелепой случайности это имя получило в демографии другое приложение (к другому объекту).
Тем не менее традиция оказалась очень живучей. Лишь в последние годы специалисты от нее почти полностью отказались.
Плодовитость – это биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению определенного числа детей.
Измеряется числом потенциально возможных живорождений у женщины, которое зависит от генетических качеств и состояния здоровья обоих супругов, а также от сочетания их физиологических свойств в браке (иногда у здоровых супругов беременность не наступает вследствие их биологической несовместимости).
В отдельных случаях число возможных рождений в одноплодных родах может варьироваться в очень широких пределах, от 0 до 35. Однако плодовитость редко реализуется полностью. Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10–12 живорождений за всю жизнь, или 12–15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически же показатели итоговой брачной рождаемости в больших массах населения никогда не достигали такой величины и редко превышали 8 живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.
В прошлом весьма распространенными были представления, будто плодовитость различается в зависимости от климата, расы, культурного уровня людей и т.п. Считалось, что в жарком климате половое созревание наступает раньше и плодовитость выше, чем в умеренном климате, что у «диких» народов плодовитость выше, чем у «цивилизованных». Даже в ХIX в. выдающиеся ученые (Т. Садлер, П.Ж. Прудон, Г. Спенсер, А. Дюмон и др.) считали, что плодовитость снижается от умственного напряжения, или трудностей восхождения по общественной лестнице, или от излишней полноты человека. Подобные представления были основаны чаще на впечатлениях и предрассудках, чем на результатах специальных исследований. Современные исследования не подтверждают каких-либо географических, этнических или социальных различий в плодовитости. Поэтому высокие показатели рождаемости, наблюдавшиеся когда-либо в прошлом или наблюдаемые ныне у отдельных народов или в отдельных этнических или религиозных группах населения, не ограничивающих искусственно свою рождаемость, могут использоваться в качестве базы сравнения хотя бы для грубой оценки плодовитости населения экономически развитых стран с низкой, искусственно ограничиваемой рождаемостью. Правда, следует иметь в виду, что подобные оценки плодовитости, основанные на каких бы то ни было показателях рождаемости, занижают ее действительные размеры. Во-первых, у большинства народов с высокой рождаемостью всегда существовали и существуют различные обычаи и другие социальные нормы, косвенно ограничивающие рождаемость (в частности, нормы, регулирующие условия вступления в брак и его расторжения; запреты на половые сношения в браке в определенные периоды в связи с обычаями хозяйственной деятельности; нормы, регулирующие продолжительность кормления ребенка грудью и т.п.). Во-вторых, рождаемость у многих народов занижается плохим питанием и различными болезнями, снижающими плодовитость (туберкулез, малярия, венерические болезни и т.д.). Наконец, в-третьих, у всех народов, хоть и в разной степени, практикуются противозачаточные меры и искусственные аборты.
В социолого-демографических исследованиях плодовитость изучается как один из факторов рождаемости и репродуктивного поведения (о репродуктивном поведении речь пойдет позднее в этой главе). В современных условиях низкой смертности высокая видовая плодовитость, благодаря которой человечество смогло выжить на заре своей юности, стала избыточной. Ее реализация в рождаемости хотя бы даже в половинном размере обеспечивает быстрый рост населения, иногда превышающий потребности общества в воспроизводстве населения и потребности большинства семей в родительстве. Поэтому проблема ограничения избыточной плодовитости приобретает в современных экономически развитых странах самостоятельное значение, не только в демографическом, но и в социально-гигиеническом и социально-психологическом аспектах.
Плодовитость возникает очень рано (у женщин в 12–13 лет, у мужчин в 14–15 лет), в то время как возраст достижения экономической зрелости, необходимой для создания собственной семьи, отодвигается по мере увеличения сроков школьного и профессионального образования. Такой разрыв в сроках полового и социального созревания создает множество проблем (добрачные половые контакты подростков, проблемы преждевременных беременностей, родов и контрацепции и т.п.) не только медицинского, но и морального, социально-психологического и культурного характера.
Напротив, возраст угасания плодовитости отодвигается по мере улучшения условий жизни и здоровья населения (у женщин за 50–55 лет, у мужчин в среднем еще к более старшему возрасту). Между тем все чаще женщины в экономически развитых странах прекращают деторождение уже в возрасте до 35 лет. После рождения желаемых 1–2 детей, на что затрачивается в среднем 5–10 лет, супружеская пара в течение 15 и более лет вынуждена прилагать немалые усилия для предотвращения нежеланных беременностей с помощью противозачаточных средств и методов, а при их неэффективности – прибегать к абортам с угрозой для здоровья и даже жизни женщины. Это создает известную напряженность в семейных отношениях. Решение этой проблемы также требует участия не только медиков, но и социологов и психологов.
Интерес к изучению плодовитости растет в последние два десятилетия по мере развития социолого-демографических исследований репродуктивных установок, мотивов, планов и их реализации. Для оценки реальности репродуктивных намерений, для изучения практики внутрисемейного регулирования рождаемости исследователи все более ощущают необходимость иметь хоть некоторое представление о состоянии плодовитости респондентов.
Информацию о состоянии плодовитости (точнее, о бесплодии) собирают при анкетировании супругов. Правда, при этом фиксируются только те нарушения плодовитости, о которых известно самим опрашиваемым и о которых они пожелают сообщить. Таким образом, данные о полном или частичном бесплодии, получаемые при опросах населения, дают неточную картину уровня плодовитости населения (хотя и значительно более полную, чем по данным медицинского учета). Однако, несмотря на определенную неполноту информации об уровне плодовитости, получаемую путем опроса населения, результаты исследований, проведенных во многих странах, свидетельствуют о больших масштабах бесплодия и пониженной плодовитости – до 25–30% браков, в которых жена не старше 50 лет. В возрасте максимума женской плодовитости – 20–24 года – 3–6% стерильны (неспособны к зачатию), но уже к 35–39 годам – около 20% (а с учетом частичного бесплодия – до 50%). Таким образом, различия в плодовитости вносят существенные коррективы в репродуктивные планы семей, и их надо учитывать в исследованиях.
Рождаемость – фактическая реализация плодовитости в зависимости от множества условий (из которых наличие плодовитости – первое) экономического, культурного, психологического и другого свойства.
1. Борисов В. А., Б 82 Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.
ЗАДАНИЕ 2.
Решите следующие задачи:
Задача 1.
Население субъектов Российской Федерации на 1 января (тыс. чел.)
Регион |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Новосибирская область |
2725 |
2715 |
2703 |
2688 |
2673 |
2662 |
2650 |
Г. Москва |
9933 |
10114 |
10270 |
10387 |
10391 |
10407 |
10425 |
1. Провести сравнительный анализ
динамики численности
2. Рассчитать темпы роста и прироста по каждому региону.
3. Определить абсолютное значение 1% прироста
4. Сделать график изменения
Решение:
Формулы для решения.
Показатели |
Базисные |
Цепные |
Абсолютный прирост |
|
|
Темпы роста |
|
|
Темпы прироста |
|
|
Абсолютное значение 1% прироста |
|
|
Среднегодовой темп роста |
|
|
Таблица 1 – Показатели динамики численности населения Новосибирской области за 2000 – 2006 гг.
Год |
Численность населения, тыс. чел. |
Абсолютный прирост, тыс. чел. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % | |||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | ||
Символ |
S |
∆Sб |
∆Sц |
Тр(б) |
Тр(ц) |
Тпр(б) |
Тпр(ц) |
2000 |
2725 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2001 |
2715 |
-10 |
-10 |
99,6 |
99,6 |
-0,4 |
-0,4 |
2002 |
2703 |
-22 |
-12 |
99,2 |
99,6 |
-0,8 |
-0,4 |
2003 |
2688 |
-37 |
-15 |
98,6 |
99,4 |
-1,4 |
-0,6 |
2004 |
2673 |
-52 |
-15 |
98,1 |
99,4 |
-1,9 |
-0,6 |
2005 |
2662 |
-63 |
-11 |
97,7 |
99,6 |
-2,3 |
-0,4 |
2006 |
2650 |
-75 |
-12 |
97,3 |
99,6 |
-2,7 |
-0,4 |