Критерии определения среднего класса в странах Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 22:22, творческая работа

Описание работы

Многие ученые утверждают, что без среднего классa нельзя выйти из экономического кризисa. Проблема формирования среднего класса связана с проблемой восстановления социальной стратификации нашего общества. Представляя собой как бы экономическую и социально-политическую медиану общества, средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившегося статус-кво и поэтому служит основой общественного и политического консенсуса.

Файлы: 1 файл

Критерии определения среднего класса в странах Европейского союза.docx

— 66.76 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

(ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»)

 

Творческая работа

по дисциплине

 «Теория статистики»

на тему:

«Критерии определения среднего класса в странах Европейского союза»

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

очной формы обучения

факультет Менеджмента

группы 1180

Скрылева Кристина Игоревна

 

Проверила:  доктор экономических наук, профессор

Сибирская Елена Викторовна

                                   

 

                                                        Москва 2015 
Многие ученые утверждают, что без среднего классa нельзя выйти из экономического кризисa. Проблема формирования среднего класса связана с проблемой восстановления социальной стратификации нашего общества. Представляя собой как бы экономическую и социально-политическую медиану общества, средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившегося статус-кво и поэтому служит основой общественного и политического консенсуса.

  Тенденции к cовременному представлению западным обществом понятия «средний класс» было отрaжено в отчете Всемирного банка о Перспективах мировой экономики за 2007 г., где средний класс мирового уровня определятся, как группа населения способная покупать импортные товары выcокого качествa, импортные машины, осуществлять международные путешествия, а также имеет доступ и возможности к использованию услугами международного уровня, включая высшее образование.

  В западном обществе и странах, считаемых развитыми, использование данного определения позволяет самую многочисленную часть населения отнести к среднему классу, записав его в некое «материально удовлетворенное большинство»

  Средний класс с экономической точки зрения — это преобладающая (массовая) часть экономически активного населения, которая имеет возможность производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага.

  В последние десятилетия под влиянием средний класс формируется  за счет высококвалифицированных, подготовленных людей, выполняющих интеллектуальные по своему содержанию функции («белые воротнички»). Это ИТР, научный, управленческий персонал. К ним примыкают рабочие высокой квалификации, подавляющая часть фермеров, работники сферы услуг.

Однако уникальность профессиональных задач еще не охватывает всех задач включения в средний класс. Основанием для выделения данной группы в отдельный общественный класс в Европейских странах служит:

  • финансовые возможности
  • образование
  • профессия
  • социальный капитал
  • экономический капитал
  • общественные или политические обязанности.

 Предполагается, что люди среднего класса схожи в целях, верований, социальных обычаев, желаний улучшить условия своей жизни и жизни своих детей.

  Анализируя результаты опроса «К кому социальному классу вы относитесь» только 15% из 20% населения с наивысшими доходами относят себя к высшему классу, в то время как остальная часть населения считают себя либо средним, либо низшим классом.

         

Рисунок 1: К какому социальному классу вы себя относите?(%)1

  Кроме того средний класс может быть определен с помощью более объективных критериев таких как уровень дохода, образование или рода занятий. Чарльз Райт Миллс американский социолог и публицист представил «белых воротничков» работников, как новый средний класс в 20 веке в Америке. Эта новая группа состоит из работников, осуществляющих профессиональную, управленческую или административную деятельность, в отличие от тех, чья работа требует ручного труда. Кроме того по словам Макса Вебера, верхний - средний класс - это люди с хорошим образованием. Социальные опросы, такие как the EU Statistics on Income and Living Conditions (EU-SILC), the EU Labour Force Survey (EU-LFS) or the Household Budget Survey (HBS) собирают на регулярной основе сопоставимые социально-экономические сведенья о доходах, образовании, рода занятий  в странах ЕС. Такая информация помогает определить число лиц, которые относятся к среднему классу.

  С другой стороны, средний класс на основе рода занятий характеризует только работающие население. Что касается людей пенсионного возраста, то их положение зависит от последнего места работы и должности. Тем не менее, такая информация часто отсутствует. Таким образом, чтобы изучить более точную статистику среднего класса в ЕС необходимо охватывать  все население, не зависимо от возраста и деятельности.

  Средний класс также определяется  долей домашних хозяйств, чей чистый располагаемый  доход на одного взрослого эквивалента составляет около 70-150% от среднего дохода. Средний класс делится на нижний средний класс (между 70% и 100% от среднего) и верхний  средний класс (между 100% и 150% от среднего дохода). Две крайние противоположности в распределении дохода считают нижнем классом (менее 70% среднего дохода) и высший класс (более 150% среднего дохода) Число взрослых эквивалентов в домохозяйстве рассчитывается  как квадратный корень из числа челнов домохозяйств. Это выражение называется «LIS equivalence scale». Организации экономического сотрудничества и развития   (OECD publications ) сравнивают неравенство доходов и бедности в различных странах используя эту шкалу.

Рисунок 2: %  домохозяйств, чей чистый  располагаемый доход на душу взрослого эквивалента между 70 и 150% от среднего дохода, 20092

 Тем не менее, выборочные шкалы также возможно. Например, "ОЭСР-модифицированная шкала" присваивает значение 1 главы домохозяйства, 0,5 взрослому члену семьи и 0,3 к каждому ребенку. Шкалы эквивалентности позволяет сравнить доходы между домохозяйствами разных размеров и состава.

  Многая современная литература о средних классах полагается на доход на основе формирования. Данный подход имеет ряд преимуществ:

  1. Уровень дохода часто сильно коррелируется с социально-экономическими характеристиками, как образование или род занятий.
  2. Была достигнута  согласованность концепции доходов на международном уровне. Например, Канберрская группа по статистике доходов домашних хозяйств была разработана и рекомендована международных руководящих принципов и стандартов. В результат, сопоставимые данные по разным странам на доходы теперь доступны из многих источников. Другим примером является the European Union Statistics on Income and Living Conditions  (EU-SILC),  занимающаяся  сбором своевременных и сопоставимых, многомерных микро-данные о доходах, бедности, социальных  особенностях и условиях жизни. В настоящее время, все- страны ЕС 28 стран, Хорватия, Исландия, Норвегия, Швейцария и Турция и другие присоединились к сообществу.

  Другой национальный опыт по сбору данные о сопоставимые доход- это Люксембургское исследование доходов (LIS). Проект LIS стремится создать крупнейшую, доступную базу данных о согласованных доходов микро-данных, собранных из нескольких стран в течение определенного периода. Наборы данных содержат изменения на рынке доходов, государственные трансфертов, налогов и домохозяйств и результатов на рынке труда. Это исследование включает широкий круг стран не только Европы, но также Америки и Азиатских стран, таких как Индия, Китай, Россия, Бразилия, Перу и Чили. Исследования среднего  класса в Европе особо не изменился с 2004г. Оно было лишь дополнено  некоторыми свежими данными EU-SILC.

  Увеличение средних доходов и падение уровня абсолютной бедности, в частности за последнее десятилетие, предполагают, что все большую часть мирового населения не является ни богатых, ни бедных, по национальным меркам, но обнаруживает себя в середине распределения доходов.

  В 2009 году средний класс насчитывал около 1,8 миллиарда человек. В странах Европы (664 млн), Азии (525 млн), Северная Америка (338 млн.) приходилось наибольшее число людей, принадлежащих к этой группе. Даже в Африке, где средний класс роста не очень надежный, он тем не менее был заметен и способствовало расширению внутреннего потребления во многих странах. Продажа холодильников, телевизоров, мобильных телефонов, двигателей и автомобилей выросли практически в каждой Африканской стране в последние годы. Хранение автомобилей и мотоциклов в Гане, например, увеличилась на 81% с 2006 года.

  Эта экспансия продолжается. Размер “глобального среднего класса” по словам ученных  возрастет с 1,8 млрд. в 2009 г. до 3,2 миллиардов к 2020 году и 4,9 млрд к 2030 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Régis Bigot, Patricia Croutte, Jörg Muller and Guillaume Osier. Средние классы в Европе: сведенья из данных LIS [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lisdatacenter.org/wps/liswps/580.pdf
  2. Проблемы формирования среднего класса в России [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sredniy-klass.html
  3. Mario Pezzini Формирующийся средний класс [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/3681/An_emerging_middle_class.html

1 Crédoc, enquête sur les “Conditions de vie et Aspirations des Français”, June 2008

2 EU Statistics on Income and Living Conditions (EU-SILC)


Информация о работе Критерии определения среднего класса в странах Европейского союза