Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - произвести социально-экономический анализ субъекта Российской Федерации – Орловской области, изучить и показать сильные и слабые стороны развития региона. Задачи работы заключаются в том, чтобы:
изучить и проанализировать социально-экономические показатели региона;
выполнить SWOT анализ.
выявить благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие региона в текущий момент и в будущем.
Предмет исследования - социально-экономическое состояние Орловской области.
Объект исследования – Орловская область.
Введение 3
Глава 1 4
1.1 Введение к социально-экономическому анализу 4
1.2 Демографическая структура 10
1.3 Образование 20
1.4 Экономика 25
1.5 Промышленность 26
1.6 Инвестиции 36
1.7 Рабочая сила 39
1.8 Безработица 42
1.9 Туризм 45
Глава 2 49
2.1 SWOT- анализ 49
2.2 Метод анализа иерархии 50
Заключение 53
Список литературы 55
Выделенные розовым
данные не соответствуют
Густота железных дорог
(на конец года; километров путей на 1000 кв. км территории)
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Орл.Обл |
327 |
327 |
321 |
321 |
321 |
321 |
311 |
312 |
311 |
311 |
ЦФО |
266 |
266 |
264 |
263 |
263 |
262 |
262 |
261 |
261 |
261 |
Вывод:
Роль транспорта в Орловской области определяется ее положением. Через территорию области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Центральную Россию с Югом, федеральная автомобильная дорога М2 «Крым». Крупнейшие транспортные узлы – города Орел, Мценск, Ливны. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием составляет 4075 км. Плотность ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием в Орловской области составила 165 км на 1000 кв. км площади области (по РФ в целом - 31 км, по Центральному району - 184 км сравните с таблицей).
Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет более 650 км, автомобильных дорог с твёрдым покрытием – около 5,6 тыс. км. Густота железнодорожных путей в Орловской области составляет 31,1 км на 1000 кв. км территории; автомобильных дорог с твердым покрытием – 246 км на 1000 кв. км территории. По грузообороту по видам транспорта на долю железнодорожного приходится 82%, на долю автомобильного – 18%. По пассажирообороту на первом месте в регионе автобусный транспорт – 251,6 млн. пасс/км, на втором – железнодорожный транспорт (108,3 млн. пасс/км)
Воздушное сообщение
Аэропорт Орел Южный — гражданский аэропорт города Орел, расположен в 6 км к юго-западу от центра города. Аэродром второго класса имеет взлетно-посадочную полосу класса В размером 2500*45м., способную принимать воздушные суда с максимальным взлетным весом 98тонн.
Морское и речное сообщение
На территории области насчитывается более 2 тыс. рек и ручьев общей протяженностью 9100 км, однако судоходных рек нет. Главная река области — Ока (приток Волги), исток которой находится на юге области (протяженность в пределах области — 190 км, площадь водосбора (бассейна) — 14,5 тыс. кв. км, среднегодовой сток на границе с Тульской областью — 2058 млн. куб. м). Главные притоки реки Оки в пределах территории области: p.p. Зуша (приток Оки, среднегодовой сток — 988,6 млн. куб. м), Неручь, Нугрь, Крома, Рыбница, Орлик, Цон и др. В юго-восточной части области — бассейн реки Сосны (приток р. Дон) с годовым стоком на границе с Липецкой областью — 687,0 млн. куб. м; в юго-западной части — бассейны рек Навли и Неруссы, впадающих в Десну (приток р. Днепр), с общим годовым стоком — 210 млн. куб. м. Кроме того, по территории области протекают более 60 малых рек со среднегодовым стоком 3 млрд. куб. м. Зуша, Сосна, ряд других менее крупных рек, благодаря значительному перепаду высот, имеют довольно быстрое течение.
Инвестиции
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
4880,7 |
5140,9 |
5132,4 |
5950,1 |
7811,7 |
9609,8 |
12714,7 |
24118,9 |
27242,4 |
19928,6 |
Инвестиции в основной капитал в 1997–2004 годах по отраслям экономики, млн. руб.
Год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Промышленность |
31,1 |
44,0 |
29,4 |
30,7 |
23,6 |
25,9 |
26, 6 |
30, 5 |
26, 6 |
29 ,5 |
Сельское и лесное хоз. |
11,4 |
14,8 |
15,8 |
15,7 |
17,8 |
21,2 |
18 ,6 |
19 ,8 |
19 ,9 |
21 ,2 |
Строительство |
6,9 |
4,9 |
6,7 |
4,6 |
0,9 |
1,1 |
1 ,2 |
0 ,7 |
2 ,2 |
1 ,1 |
Транспорт и связь |
14,6 |
13,3 |
16,1 |
18,9 |
19,3 |
15,6 |
17, 2 |
19, 6 |
19, 9 |
17, 3 |
Торговля и общ пит |
1,6 |
7,5 |
4,9 |
0,4 |
2,3 |
0,2 |
0 ,5 |
1 ,2 |
3 ,5 |
1 ,1 |
Другие отрасли |
34,4 |
15,5 |
27,1 |
29,7 |
36,1 |
36,0 |
36, 9 |
28, 2 |
27, 9 |
29, 8 |
Вывод:
В сельское и лесное хозяйство инвестиции с каждым годом увеличиваются. К сожалению, строительство инвесторы не рассматривают как перспективную отрасль, поэтому ее финансирование становится все меньше. Как мы можем наблюдать по таблице, большинство инвестиций уходит на промышленность.
Инвестиционный рейтинг Орловской области:
Благоприятный инвестиционный климат региона является необходимым условием прихода инвестора. По итогам рейтинга российских регионов 2005-2006 г.г., подготовленного ведущим рейтинговым агентством «Эксперт РА» Орловская область среди регионов России, имеющих минимальный инвестиционный риск, занимает четырнадцатое место. В целом регион входит в группу с незначительным потенциалом и умеренным инвестиционным риском.9
Рабочая сила (тыс.чел)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
410,9 |
412,2 |
410,5 |
407,5 |
391,1 |
Структура рабочей силы по возрасту, полу, образованию, отраслям экономики
По отраслям экономики
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
21,3 |
21,3 |
20,5 |
20,0 |
18,9 |
17,8 |
17,1 |
16,0 |
15,5 |
16,7 |
рыболовство, рыбоводство |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
добыча полезных ископаемых |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
обрабатывающие производства |
20,6 |
20,2 |
20,1 |
19,9 |
19,5 |
19,5 |
18,9 |
18,7 |
18,4 |
16,6 |
производство
и распределение |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,4 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,4 |
строительство |
5,9 |
5,6 |
5,9 |
5,8 |
5,7 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
6,6 |
5,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
11,7 |
11,8 |
12,6 |
13,5 |
14,5 |
15,2 |
15,9 |
16,6 |
17,2 |
17,3 |
гостиницы и рестораны |
1,2 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
транспорт и связь |
7,0 |
7,1 |
6,6 |
6,3 |
6,4 |
6,5 |
6,8 |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
финансовая деятельность |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
4,2 |
4,4 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
4,5 |
4,4 |
4,3 |
4,1 |
4,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
4,8 |
5,0 |
5,1 |
5,0 |
5,0 |
5,6 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
6,3 |
образование |
9,2 |
9,3 |
9,4 |
9,6 |
9,4 |
9,8 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
10,2 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
6,7 |
6,5 |
6,2 |
6,2 |
6,3 |
6,3 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
6,7 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
Таблица и график не читаются переделайте.
Вывод:
Большинство жителей Орловской области трудятся в сфере сельского и лесного хозяйства, а так же в области обрабатывающего производства, образования.
Структура рабочей силы по полу, возрасту и образованию
Занятые в экономике - всего |
в том числе имеют образование | |||||||
высшее профессиональное |
неполное высшее профессиональное |
среднее профессиональное |
начальное профессиональное |
среднее (полное) общее |
основное общее |
не имеют основного общего образования | ||
Всего |
||||||||
2005 |
100 |
23,1 |
1,6 |
22,3 |
21,6 |
22,4 |
7,7 |
1,3 |
2006 |
100 |
24,2 |
0,9 |
23,2 |
20,0 |
23,3 |
8,0 |
0,4 |
2007 |
100 |
27,4 |
1,2 |
22,9 |
19,5 |
22,9 |
5,8 |
0,3 |
2008 |
100 |
25,2 |
0,8 |
24,7 |
21,8 |
22,1 |
4,8 |
0,5 |
2009 |
100 |
28,2 |
… |
22,9 |
25,4 |
19,2 |
4,1 |
0,1 |
Мужчины |
||||||||
2005 |
100 |
18,9 |
1,3 |
16,1 |
28,0 |
25,1 |
9,2 |
1,4 |
2006 |
100 |
19,3 |
1,1 |
17,6 |
26,7 |
26,0 |
9,1 |
0,2 |
2007 |
100 |
23,2 |
1,5 |
16,9 |
24,5 |
27,4 |
6,1 |
0,4 |
2008 |
100 |
20,1 |
1,3 |
20,2 |
28,3 |
23,7 |
5,9 |
0,6 |
2009 |
100 |
23,5 |
… |
16,7 |
33,5 |
21,0 |
5,2 |
0,1 |
Женщины |
||||||||
2005 |
100 |
27,1 |
2,0 |
27,9 |
15,6 |
19,9 |
6,2 |
1,3 |
2006 |
100 |
28,8 |
0,7 |
28,3 |
13,8 |
20,9 |
7,0 |
0,5 |
2007 |
100 |
31,3 |
0,9 |
28,4 |
14,9 |
18,7 |
5,6 |
0,2 |
2008 |
100 |
30,2 |
0,4 |
29,1 |
15,5 |
20,6 |
3,8 |
0,4 |
2009 |
100 |
32,7 |
… |
28,9 |
17,8 |
17,5 |
3,0 |
0,1 |
Таблица и график не читаются.
Вывод:
Социально-трудовая сфера
области характеризуется
Безработица за 3 года
Структура безработицы по возрастным группам
(в процентах )
Безработные - всего |
в том числе в возрасте, лет |
Средний возраст, лет | |||||||
15-19 |
20-24 |
25-29 |
30-49 |
50-54 |
55-59 |
60-72 | |||
Всего |
|||||||||
2007 |
100 |
5,1 |
21,6 |
15,6 |
43,2 |
7,7 |
4,6 |
2,2 |
35,1 |
2008 |
100 |
7,7 |
20,4 |
15,8 |
40,6 |
9,0 |
5,1 |
1,4 |
34,7 |
2009 |
100 |
4,6 |
19,5 |
9,8 |
47,0 |
13,8 |
3,5 |
1,8 |
36,3 |
Неравномерное разбиение по возрастам.
Соотношение вакансий к соискателям
Обратились по вопросу трудоустройства, тыс. человек |
Трудоустроены | ||
тыс. человек |
в процентах | ||
Численность граждан, ищущих работу |
|||
2007 |
22,2 |
14,1 |
63,5 |
2008 |
24,2 |
14,4 |
59,5 |
2009 |
42,4 |
26,0 |
61,4 |