Миграционный прирост в России в период с 1999 – 2012 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:32, практическая работа

Описание работы

Целью изучения работы является изучение динамики миграционного прироста в России на протяжении последних 13 лет.

Файлы: 1 файл

Миграционный прирост в России в период с 1999 г.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

«Институт Международных  Экономических Связей»

 

 

Факультет менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистическое  исследование

на тему:

 

«Миграционный прирост в России в период с 1999 – 2012 гг.»

 

 

 

 

Выполнила: Матюшкина А.В.

Студентка очного отделения 3 курса

 

  Научный руководитель:

Гришакина Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2014-01-13

 

Вступление

 

Актуальность  работы. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Цели и задачи. Целью изучения работы является изучение динамики миграционного прироста в России на протяжении последних 13 лет.

Для начала возьмем за основу данные о миграционном приросте начиная  с 1999 г. и вплоть до 2012 г. Затем, рассчитаем абсолютные базисные показатели для  каждого года, взяв за основу уровень  миграционного прироста в 1999 г., и  вычтем их из данных за 2000 год. Т. е. :

362600- 269500 = 93100

Значит, абсолютный базисный показатель в 2000 году составит 93100.

Рассчитаем абсолютные базисные показатели до 2012 года.

Отметим, что многие показатели, как показано на Графике №1 отмечены знаком «-», что показывает ситуацию в стране как демографически критическую, так как естественный прирост населения растет за счет приезжих мигрантов.

По этой схеме рассчитываем абсолютные цепные показатели, относительные  базисные и цепные показатели, а  на их основе делаем выводы о динамике и факторах, влиявших на демографическую  ситуацию в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миграционный прирост  в России в период с 1999 г. по 2012 г.

 

 

Понятие «миграция» произошло  от латинского migration, и означает перемещение, переселение. Освоение и постепенное заселение человеком территории суши положило начало миграции. Причины миграции могут быть экономические, политические, национальные, религиозные и т.д. В настоящее время принято выделять две основные формы миграций: внутренние (перемещение населения внутри страны, например, из деревни в город) и внешние ( перемещение из одной страны в другую).

В России, по сравнению с  другими европейскими странами, эмиграция  за пределы страны проявилась достаточно поздно. Распад СССР сопровождался возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших шестую часть суши. Соглашения между образованными на территории Союза государствами, в спешке принятыми руководителями России, Украины и Белоруссии, не предусматривали никакого разрешения потенциально возможных  миграционных проблем. В силу этого не только откровенно кризисные военные противостояния в Закавказье и Центральной Азии, но и вполне «цивилизованные» по формам варианты ущемления прав части населения в Прибалтике оказались абсолютно не обеспечены никакими юридическими гарантиями. В аналогичном положении оказалась и сфера внешней миграции, столкнувшаяся с проблемами прозрачных границ, отсутствия налаженного иммиграционного контроля.

В период с 1999 по 2000 годы наблюдается небольшой рост количества мигрантов. Так в 1999 году миграционный прирост составил 269500 человек и в 2000 – 362600 человек в год. Это можно объяснить увеличением притока трудовых мигрантов, то есть людей, приезжающих в Россию с целью заработка, но не с целью постоянного проживания. В связи с распадом и СССР и наличием «прозрачных» границ приток в страну иностранных лиц практически не контролировался, что положило начало разработке проекта Федерального закона «Об иммиграции в Российскую Федерацию», который мог бы обеспечить контроль за всеми категориями иностранных граждан. С 2001 по 2004 год уровень миграционного прироста падает, на что повлияло принятие ряда важных документов, регулирующих миграционные процессы. Среди них :

    • Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» (2002 г.);
    • «Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел РФ» (2002 г.);
    • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
    • В 2001 г. была упразднена Федеральная миграционная служба России как самостоятельного государственного института, созданного в 1992 г. 

 

Также, резкое сокращение числа прибывших в 2001 году, количество которых составило 278500 человек, объясняется введенными ограничениями приема граждан государств-участников СНГ. В последующие годы под статистический учет попадали все граждане Российской Федерации, за исключением тех, кто прибыл на время, но с намерением остаться на постоянное место жительства в России и по факту уже являющиеся ее постоянными жителями, но юридически еще не получившие статуса постоянного жителя.

 После введения закона «О федеральном правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» была сужена база первичной регистрации мигрантов, поступающих на обработку в статистические службы, и учет еще больше отдалился от реальности. Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов- в 2003 году их численность была наименьшей за последние 50 лет (93,1 тысячи человек). С 2004 года благодаря усилиям по корректировки Росстата статистика миграции стала улучшаться. Как следствие, фактический прирост на начало XXI века оказался в 2-3 раза выше, чем регистрируемый. 

В 2004 году ( 98900 тысяч человек) наблюдается постепенный рост уровня миграционного прироста, который  достигает своего пика в 2007 ( 258,2 тысяч человек) , затем немного падает в 2008 ( 257,2 тысяч человек) , а в 2009 году снова немного растет ( 259,4 тысяч человек). Во второй половине 2000-х годов произошли существенные сдвиги в отношении учета мигрантов в России, и это способствовало увеличению масштабов учитываемой миграции. В период с 2005 по 2008 миграционный прирост составлял примерно 238000 человек. В 2007 году количество мигрантов увеличилось более чем на 100 тысяч человек, то есть почти на 50% , если сравнивать с 2006 годом. Но на привлекательность России это не повлияло, лишь отразило существующую на тот период картину более правдиво, потому что стали учитываться лица, впервые получившие разрешение на временное проживание сроком в 1 год и более.

На уровень миграционного  прироста в 2008 году, который составил повлиял глобальный экономический кризис, и принятые ранее реформы не успели себя реализовать. Демографическая ситуация в стране резко ухудшилась, в связи с этим, по данным Росстата миграционный прирост возместил 71% естественной убыли населения.

В 2009 г. был принят ряд  «антикризисных» мер, которые возобновляли жесткую «привязку» рабочего мигранта к своему работодателю. Эти меры были отменены в 2007 году в связи со вступлением в силу новых мер о запрете на занятость мигрантов в торговле на рынках и касались они в выходцев из стран СНГ. Работодатель не может выбирать, кого принимать на работу, так как он ограничен заявленной квотой и , беря на работу рабочего-мигранта, вынужден проходить процедуру легализации, причем для каждого нового работника снова и снова. Так, уровень миграционного прироста в 2009 году составил 259400 человек.

В 2010 году (158,1 тысяч человек) отмечается резкий миграционный спад, который можно сравнить с уровнем миграционного прироста в 2006 г. Причиной такого низкого уровня служит постепенное нарастание влияния глобального мирового кризиса. Похожая ситуация наблюдалась в 1998 году: спад миграционного прироста из-за увеличения выезда и сокращения въезда продолжалось почти в течение года, после чего началось движение миграционных трендов к докризисному состоянию.

В 2011 году уровень  миграционного прироста составил 320000 человек, на что повлиял тот факт, что в статистических данных учитываются мигранты, получившее разрешение на временное проживание на срок от 9-месяцев до 1 года. Также были введены патенты для мигрантов, занятых в домашних услугах у физических лиц. Благодаря простой процедуре их получения до конца 2011 г. ими воспользовались почти 60% приезжих, в том числе и занятых у юридических лиц, в обход закона.

В 2012 г. уровень миграционного  прироста составил 295300 человек. С начала года функционирует Единое экономическое пространство, объединяющее Белоруссию, Казахстан и Россию.

Миграционные вызовы России, так или иначе, связаны  с современной и ожидаемой  в перспективе демографической  ситуацией. Наиболее серьезный демографический  вызов экономике обусловлен сокращением  численности населения в трудоспособном возрасте, которое началось в 2007 г. и  стремительно набирает темп.

За период 2011–2030 гг. трудовозрастный контингент в  современных границах трудоспособности согласно среднему варианту последнего прогноза Росстата сократится на 11 млн. чел, при том, что еще около 4 млн. естественных потерь предполагается возместить за счет миграции. Естественная убыль  трудового потенциала страны ожидается, по меньшей мере, до середины века . Следовательно, труд будет одним  из самых дефицитных ресурсов России в течение длительной перспективы.

Заметим, что сокращение трудового потенциала в перспективе  первых двух десятилетий не зависит  от уровня рождаемости, так как почти  все молодые люди, которые выйдут в это время на рынок труда, уже родились.

Может ли экономика  успешно развиваться в условиях сжимающегося предложения труда  только за счет роста его производительности?

Опыт стран, находящихся  далеко впереди России по уровню экономического развития, показывает, что это едва ли возможно. По крайней мере, среди  развитых стран пока нет модели, когда бы рост экономики сопровождался  систематически сокращающейся занятостью, несмотря на гораздо более высокую  по сравнению с Россией производительность труда.

В этой ситуации естественно  обратить внимание на внутренние резервы  труда и, прежде всего, на возможности  повышения пенсионного возраста, который в России ниже, чем в  большинстве развитых стран. Повышение  пенсионного возраста мало что дает с позиций рынка труда и может быть мотивировано дефицитом пенсионного фонда, но не запросом рынка труда.

 

Заключение

 

Миграционная ситуация в стране на протяжении исследуемого периода времени очень непостоянна, уровень миграции растет и падает с периодичностью раз в 2-3 года. Распад СССР, этнические и экономические  условия жизни стран СНГ, глобальный мировой кризис – все эти факторы повлияли на количество мигрантов, решивших переехать в Россию на постоянное место жительства или ищущих способы заработка. Учитывая имеющиеся данные можно делать выводы, что миграционный прирост фактически «спасает» демографическую ситуацию в стране, так как смертность в России продолжает превышать рождаемость, а трудоспособного населения скоро не будет хватать, чтобы занять рабочие места. В перспективе к 2050 году процент лиц кавказской национальности составит 60-65%, то есть больше, чем славянских и русскоязычных. Правительство России должно урегулировать процесс учета миграционных потоков и методы их сдерживания или увеличения.

В июне 2010 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В этом документе официально утверждается, что привлечение иностранных  работников является необходимостью дальнейшего  поступательного развития российской экономики. Тем самым поставлена точка в спорах о том, нужны или не нужны мигранты.

Концепция в целом  ориентирована на решение задачи привлечения в страну мигрантов  для восполнения естественных потерь населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала.

В качестве актуальных ориентиров определены: акцент на постоянной миграции как наиболее эффективной, на привлечении специалистов, учебной  миграции, открытии новых каналов мобильности.

Большое значение придается  содействию адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного  взаимодействия между мигрантами и  принимающим сообществом. Намечена система мер, призванных способствовать этой задаче. Их целесообразность не подвергается сомнению.

Вместе с тем  трудно ожидать, что процесс интеграции может быть успешным, при такой  большой доле неурегулированных  мигрантов, как наблюдается сейчас. Введение основной массы мигрантов  в правовое поле – неотъемлемое условие их успешной интеграции, уменьшения коррупции в сфере миграции и  снижения миграционных рисков.

Миграция уже  стала одним из определяющих факторов развития России – как ее экономического роста, так и социальной стабильности. Задача миграционной политики поспевать  за происходящими переселениями, а  иногда и упреждать их.

 

Список литературы

 

    1. Население России 2005: Тринадцатый ежегодный демографический доклад / Отв.ред. А.Г. Вишневский; Государственный университет – Высшая школа экономики. М., 2007. С. 186–189; Чудиновский О.С. Правовые основы государственного статистического наблюдения за миграционными потоками в России // Вопросы статистики. 2006. № 8.
    2. Закон «О правовом положении иностранных граждан»
    3. Миграция и демографический кризис в России//Под редакцией Ж.А.Зайончковской, Е.В.Тюрюкановой
    4. Алешковский И.А. (2005) Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии) // Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов. М.: МАКС Пресс. С. 187–192.

Ссылки  на интернет ресурсы

    1. http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/migration_profiles/Russia.pdf
    2. http://www.pravonadom.ru/main.php?g=articles&c=12&m=&v=i&n=1&i=2196&s=&b=&e=&l=ru_RU&u=&p=&a=
    3. http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/za01
    4. http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/efe/ioncev.pdf

Информация о работе Миграционный прирост в России в период с 1999 – 2012 гг.