Миграция населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
Внешняя миграция населения связана с пересечением границ государства; она получила название международной, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

Файлы: 1 файл

Миграция населения.docx

— 22.30 Кб (Скачать файл)

Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Внешняя миграция населения  связана с пересечением границ государства; она получила название международной, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

Внутренняя миграция является частью межпоселенных перемещений населения.

Решающее значение имеет миграция населения «село  – город», но в последнее время  с развитием урбанизации повышается роль миграции населения «город –  город». Различают миграцию населения  в пределах крупных территориальных  единиц (области, края, экономического района) и между ними. По этому  признаку миграцию населения можно  подразделять на внутриобластную, межобластную, внутрирайонную и т. д.

В зависимости от долговременности перемещений населения  выделяют постоянную или безвозвратную  миграцию.

Формы миграции зависят  от социально-экономического строя, экономики  страны, миграционной политики в данный период времени. Миграция населения  тесно связана с развитием  производительных сил, характером производительных отношений, воспроизводством рабочей  силы социальной мобильностью и т. д.

Виды внешних  миграций.

Трудовые. Люди в поисках работы переезжают из более бедных стран в страны более богатые.

Политические. Уезжают  люди по собственной воле или по принуждению, которые не согласны с  политическим режимом в своей  стране.

Религиозные. Уезжает  религиозное меньшинство, теснимое религиозным большинством.

Военные. Когда в  какой-то стране вспыхивают военные  действия, мирное население бежит  за пределы этой страны.

Научные («утечка мозгов»). Выезд ученых. Так, в частности, из России за последнее десятилетие уехало несколько десятков тысяч ученых: математиков, программистов, физиков, биологов, в основном в Западную Европу, США и Канаду.

Виды внутренних миграций.

Экономические (трудовые): переезд из районов с менее  высоким уровнем жизни в районы с более высоким уровнем жизни, прежде всего в поисках более  высокооплачиваемой работы.

Этнические. Происходят в результате масштабных изменений  на политико-административной карте  страны.

Сезонные. Характерны для сельской местности.

Маятниковые: происходят внутри городских агломераций, когда  люди утром едут на работу в крупный  город, а вечером возвращаются домой.

Экологические: эвакуация  населения из районов экологических  бедствий, например в СССР из зоны Чернобыля.

Исторические: заселение и освоение каких-то новых территорий. Таким образом происходит расширение территории государства.

«Сальдо миграций»  – разница между количеством  прибывших на данную территорию и  количеством уехавших с этой территории за какой-то определенный промежуток времени (обычно за год). Может быть положительным, если на какую-то территорию людей прибыло  больше, чем уехало и отрицательным, когда количество уехавших превышает  количество въехавших.

Миграции оказывают  сильное влияние на структуру  населения и его численность: изменяется этнический состав, происходят изменения в половозрастной структуре, общая численность населения  или увеличивается (иммигрантов  больше, чем эмигрантов), или уменьшается (превышение эмигрантов над иммигрантами), происходят изменения в количестве и качестве трудовых ресурсов.

В последние годы в России происходят следующие изменения  в миграционных потоках.

1. Поменялось направление трудовых миграций. Если во времена СССР люди ехали на восток (на освоение новых территорий, богатых природными ресурсами), то сейчас в обратном направлении: из районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в европейскую часть России (больше всего в города Центральной России и на Северный Кавказ, в частности, в Краснодарский край). Причина: понижение уровня жизни в восточных районах России.

2. Большое число беженцев из целого ряда развивающихся стран едут в Россию, являющуюся для них некой перевалочной базой в страны Европейского Союза.

3. Большое количество трудовых мигрантов (гастарбайтеров) из стран Ближнего зарубежья: из Украины, Молдавии, Таджикистана и Азербайджана. Причем значительная часть этих мигрантов в России находится на незаконном основании.

 

Миграции населения - перемещения  населения, связанные с переменой  места жительства. Они являются одной  из важнейших проблем народонаселения  и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

Прежде всего, миграции оказывают  большое влияние на демографические  процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры  населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах  с оттоком, превышающим темпы  воспроизводства населения, численность  его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует  преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается  доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов  повышается доля молодых возрастов  и, как правило, возрастают темпы  воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2/5 всех внутренних мигрантов в России.

Роль миграции в изменении численности  и состава населения в современном  мире быстро растет. В условиях естественной убыли населения (в России она  наблюдается с 1992 года), а также  естественного прироста, близкого к  нулевому уровню (что характерно для  большинства развитых стран), ее влияние  на динамику населения особенно значительно. В январе-июле 2012 года миграционный прирост компенсировал потери населения  в результате естественной убыли, превысив их в 3,8 раза.

Численность населения России увеличивается  за счет миграционного обмена с другими  странами (ранее - с союзными республиками), начиная с 1975 года. В предшествующие этому периоду 30 лет Россия, напротив, "теряла" население в миграционном обмене с союзными республиками. В  первой половине 1990-х годов сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в  середине десятилетия (845,7 тысячи человек, или 6,6‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая тенденция  быстрого сокращения миграционного  прироста.

С 2011 года правила в очередной  раз изменились - в статистический учет долгосрочной миграции населения  стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев  и более, одновременно выделяя и  данные о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства. В данных помесячного  учета 2012 года данные о регистрации  по месту жительства не выделялись.

По рисунку 1 мы видим, что в январе-июле 2012 года число прибывших в Россию из других стран составило почти 233 тысячи человек, увеличившись на 41,3 тысячи человек (на 21,6%) по сравнению  с тем же периодом предыдущего  года. Одновременно заметно возросло и число выбывших за пределы России, достигшее почти 66 тысяч человек, что на 47,1 тысячи человек (в 3,5 раза) больше, чем за январь-июль 2011 года. Это также было связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции - в число выбывших теперь попадают мигранты, срок пребывания которых  закончился.

В результате миграционный прирост  населения России за январь-июль 2012 года составил 167,1 тысячи человек, или 2,0‰ (на 1000 человек постоянного населения) в пересчете на год. В январе-июле 2011 года миграционный прирост, по новым  правилам учета долгосрочной миграции, был на 3,3% выше (172,9 тысячи человек, или 2,1‰).

Изменение критерия долговременной миграции – снижение минимального срока пребывания с 1 года до 9 месяцев – привело  к значительному увеличению, прежде всего, числа прибывающих и чистой миграции, величина которой в 2011 году (2,2‰) превысила значение коэффициента миграционного прироста на протяжении предшествующего десятилетия (начиная  с 2001 года).

Рисунок 1. Число прибывших  в Россию и выбывших из нее (тысяч  человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2012 годы

Статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.

Литература:1. Ефимова М.Р. Социально–экономическая статистика: Учебник / М.Р.

Президент России Владимир Путин 13 июня утвердил Концепцию государственной  миграционной политики Российской Федерации  на период до 2025г., сообщает пресс-служба Кремля. Реализация государственной  миграционной политики включает три  этапа до 2025г. 
 
Первый этап предполагает создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом, создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства, создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры России, проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции. Этот этап рассчитан до 2015г.  
 
Второй этап (2016-2020гг.) предполагает обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока. 
 
Наконец, в рамках третьего этапа (2021-2025гг.) необходимо будет оценить эффективность принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики, уточнить основные стратегические ориентиры, приоритеты и основные направления реализации миграционной политики. По итогам реализации третьего этапа предполагается обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока к 2026г.  
 
Концепция государственной миграционной политики будет строиться на принципах обеспечения прав и свобод человека и гражданина, недопустимости любых форм дискриминации, соблюдения норм национального и международного права, гармонизации интересов личности, общества и государства. 
 
Главными задачами государственной миграционной политики являются создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, содействие развитию внутренней миграции, содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности, выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов, содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, противодействие незаконной миграции. 
 
Основными направлениями государственной миграционной политики являются содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов, модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство, создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство, введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей, а также выпускниками российских образовательных учреждений профессионального образования. 
 
Согласно документу, главными механизмами реализации государственной миграционной политики выступят дальнейшее совершенствование законодательства РФ, развитие международного сотрудничества в сфере миграции, учет задач государственной миграционной политики при формировании федерального и региональных бюджетов,постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории страны миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития, развитие научных исследований в сфере миграции. 
 
Международное сотрудничество в сфере миграции предполагает расширение взаимодействия с международными организациями, создание условий для свободного перемещения и трудоустройства граждан, гармонизация и унификация миграционного законодательства РФ, формирование правовой базы сотрудничества с иностранными государствами, заключение международных соглашений в сфере миграции, способствующих притоку иностранных инвестиций в страну, заключение международных соглашений о приеме, возврате и транзитном проезде лиц, нелегально находящихся на территории РФ. 
 


Информация о работе Миграция населения