Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:24, реферат
Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
Внешняя миграция населения связана с пересечением границ государства; она получила название международной, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.
Миграция населения (от лат. migratio – переселение), перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.
Внешняя миграция населения связана с пересечением границ государства; она получила название международной, и ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.
Внутренняя миграция является частью межпоселенных перемещений населения.
Решающее значение
имеет миграция населения «село
– город», но в последнее время
с развитием урбанизации
В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянную или безвозвратную миграцию.
Формы миграции зависят от социально-экономического строя, экономики страны, миграционной политики в данный период времени. Миграция населения тесно связана с развитием производительных сил, характером производительных отношений, воспроизводством рабочей силы социальной мобильностью и т. д.
Виды внешних миграций.
Трудовые. Люди в поисках работы переезжают из более бедных стран в страны более богатые.
Политические. Уезжают люди по собственной воле или по принуждению, которые не согласны с политическим режимом в своей стране.
Религиозные. Уезжает религиозное меньшинство, теснимое религиозным большинством.
Военные. Когда в какой-то стране вспыхивают военные действия, мирное население бежит за пределы этой страны.
Научные («утечка мозгов»). Выезд ученых. Так, в частности, из России за последнее десятилетие уехало несколько десятков тысяч ученых: математиков, программистов, физиков, биологов, в основном в Западную Европу, США и Канаду.
Виды внутренних миграций.
Экономические (трудовые): переезд из районов с менее высоким уровнем жизни в районы с более высоким уровнем жизни, прежде всего в поисках более высокооплачиваемой работы.
Этнические. Происходят в результате масштабных изменений на политико-административной карте страны.
Сезонные. Характерны для сельской местности.
Маятниковые: происходят внутри городских агломераций, когда люди утром едут на работу в крупный город, а вечером возвращаются домой.
Экологические: эвакуация населения из районов экологических бедствий, например в СССР из зоны Чернобыля.
Исторические: заселение и освоение каких-то новых территорий. Таким образом происходит расширение территории государства.
«Сальдо миграций» – разница между количеством прибывших на данную территорию и количеством уехавших с этой территории за какой-то определенный промежуток времени (обычно за год). Может быть положительным, если на какую-то территорию людей прибыло больше, чем уехало и отрицательным, когда количество уехавших превышает количество въехавших.
Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения и его численность: изменяется этнический состав, происходят изменения в половозрастной структуре, общая численность населения или увеличивается (иммигрантов больше, чем эмигрантов), или уменьшается (превышение эмигрантов над иммигрантами), происходят изменения в количестве и качестве трудовых ресурсов.
В последние годы в России происходят следующие изменения в миграционных потоках.
1. Поменялось направление трудовых миграций. Если во времена СССР люди ехали на восток (на освоение новых территорий, богатых природными ресурсами), то сейчас в обратном направлении: из районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в европейскую часть России (больше всего в города Центральной России и на Северный Кавказ, в частности, в Краснодарский край). Причина: понижение уровня жизни в восточных районах России.
2. Большое число беженцев из целого ряда развивающихся стран едут в Россию, являющуюся для них некой перевалочной базой в страны Европейского Союза.
3. Большое количество трудовых мигрантов (гастарбайтеров) из стран Ближнего зарубежья: из Украины, Молдавии, Таджикистана и Азербайджана. Причем значительная часть этих мигрантов в России находится на незаконном основании.
Миграции населения - перемещения
населения, связанные с переменой
места жительства. Они являются одной
из важнейших проблем
Прежде всего, миграции оказывают
большое влияние на демографические
процессы. Они приводят к изменениям
половозрастной и социальной структуры
населения в районах, откуда мигранты
уезжают и куда приезжают. В районах
с оттоком, превышающим темпы
воспроизводства населения, численность
его сокращается, снижается рождаемость,
поскольку в миграциях
Роль миграции в изменении численности
и состава населения в
Численность населения России увеличивается за счет миграционного обмена с другими странами (ранее - с союзными республиками), начиная с 1975 года. В предшествующие этому периоду 30 лет Россия, напротив, "теряла" население в миграционном обмене с союзными республиками. В первой половине 1990-х годов сальдо международной миграции быстро увеличивалось, достигнув наибольшей величины в середине десятилетия (845,7 тысячи человек, или 6,6‰ в 1994 году), однако впоследствии сложилась устойчивая тенденция быстрого сокращения миграционного прироста.
С 2011 года правила в очередной раз изменились - в статистический учет долгосрочной миграции населения стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более, одновременно выделяя и данные о мигрантах, зарегистрированных по месту жительства. В данных помесячного учета 2012 года данные о регистрации по месту жительства не выделялись.
По рисунку 1 мы видим, что в январе-июле 2012 года число прибывших в Россию из других стран составило почти 233 тысячи человек, увеличившись на 41,3 тысячи человек (на 21,6%) по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Одновременно заметно возросло и число выбывших за пределы России, достигшее почти 66 тысяч человек, что на 47,1 тысячи человек (в 3,5 раза) больше, чем за январь-июль 2011 года. Это также было связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции - в число выбывших теперь попадают мигранты, срок пребывания которых закончился.
В результате миграционный прирост населения России за январь-июль 2012 года составил 167,1 тысячи человек, или 2,0‰ (на 1000 человек постоянного населения) в пересчете на год. В январе-июле 2011 года миграционный прирост, по новым правилам учета долгосрочной миграции, был на 3,3% выше (172,9 тысячи человек, или 2,1‰).
Изменение критерия долговременной миграции – снижение минимального срока пребывания с 1 года до 9 месяцев – привело к значительному увеличению, прежде всего, числа прибывающих и чистой миграции, величина которой в 2011 году (2,2‰) превысила значение коэффициента миграционного прироста на протяжении предшествующего десятилетия (начиная с 2001 года).
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2012 годы
Статистика и оценка миграционных процессов в стране порой весьма противоречивы. Во многом это объясняется сложностью и несовершенством существующего механизма учета потоков мигрантов, особенно нелегальных. Возможно, некоторую ясность в количественные показатели и географическую картину миграций внесут данные последней Всероссийской переписи населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь существенные коррективы не приходится, пока не будет создана и отлажена более эффективная система учета и контроля за миграционными потоками, как внутренними, так и внешними.
Литература:1. Ефимова М.Р. Социально–экономическая статистика: Учебник / М.Р.
Президент России Владимир
Путин 13 июня утвердил Концепцию государственной
миграционной политики Российской Федерации
на период до 2025г., сообщает пресс-служба
Кремля. Реализация государственной
миграционной политики включает три
этапа до 2025г.
Первый этап предполагает создание центров
содействия иммиграции в РФ и медицинского
освидетельствования иммигрантов, в том
числе за рубежом, создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов
на основе государственно-частного партнерства,
создание инфраструктуры для интеграции
и адаптации трудовых мигрантов, включая
центры информационной и правовой поддержки,
курсы изучения языка, истории и культуры
России, проведение выборочных исследований,
включающих вопросы внутренней и международной
миграции. Этот этап рассчитан до 2015г.
Второй этап (2016-2020гг.) предполагает обобщение
и анализ правоприменительной практики
принятых нормативных правовых актов
Российской Федерации, обеспечивающих
реализацию целей, задач и основных направлений
государственной миграционной политики
Российской Федерации, расширение использования
информационных технологий для анализа
миграционной ситуации. По итогам реализации
второго этапа предполагается к 2021 году
приостановить миграционный отток населения
из районов Сибири и Дальнего Востока.
Наконец, в рамках третьего этапа (2021-2025гг.)
необходимо будет оценить эффективность
принятых программ в рамках реализации
основных направлений государственной
миграционной политики, уточнить основные
стратегические ориентиры, приоритеты
и основные направления реализации миграционной
политики. По итогам реализации третьего
этапа предполагается обеспечить миграционный
приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока к
2026г.
Концепция государственной миграционной
политики будет строиться на принципах
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина, недопустимости любых форм
дискриминации, соблюдения норм национального
и международного права, гармонизации
интересов личности, общества и государства.
Главными задачами государственной миграционной
политики являются создание условий и
стимулов для переселения в Российскую
Федерацию на постоянное место жительства
соотечественников, проживающих за рубежом,
эмигрантов и отдельных категорий иностранных
граждан, разработка дифференцированных
механизмов привлечения, отбора и использования
иностранной рабочей силы, содействие
развитию внутренней миграции, содействие
образовательной миграции и поддержка
академической мобильности, выполнение
гуманитарных обязательств в отношении
вынужденных мигрантов, содействие адаптации
и интеграции мигрантов, формированию
конструктивного взаимодействия между
мигрантами и принимающим сообществом,
противодействие незаконной миграции.
Основными направлениями государственной
миграционной политики являются содействие
добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, содействие переселению на
постоянное место жительства квалифицированных
специалистов, а также иных иностранных
работников, востребованных на российском
рынке труда, создание условий для миграции
в Российскую Федерацию предпринимателей
и инвесторов, модернизация институтов
разрешения на временное проживание и
вида на жительство, создание балльной
системы отбора мигрантов для получения
ими вида на жительство, введение ускоренного
(упрощенного) порядка получения гражданства
Российской Федерации лицами, имеющими
вид на жительство и являющимися предпринимателями,
инвесторами, квалифицированными специалистами
и членами их семей, а также выпускниками
российских образовательных учреждений
профессионального образования.
Согласно документу, главными механизмами
реализации государственной миграционной
политики выступят дальнейшее совершенствование
законодательства РФ, развитие международного
сотрудничества в сфере миграции, учет
задач государственной миграционной политики
при формировании федерального и региональных
бюджетов,постоянный мониторинг и анализ
происходящих на территории страны миграционных
процессов и их влияния на социально-экономические,
демографические и иные аспекты развития,
развитие научных исследований в сфере
миграции.
Международное сотрудничество в сфере
миграции предполагает расширение взаимодействия
с международными организациями, создание
условий для свободного перемещения и
трудоустройства граждан, гармонизация
и унификация миграционного законодательства
РФ, формирование правовой базы сотрудничества
с иностранными государствами, заключение
международных соглашений в сфере миграции,
способствующих притоку иностранных инвестиций
в страну, заключение международных соглашений
о приеме, возврате и транзитном проезде
лиц, нелегально находящихся на территории
РФ.