Национальный орган стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:08, доклад

Описание работы

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - Росстандарт (до 15 июня 2010 - Ростехрегулирование). Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Файлы: 1 файл

САНКТ.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

Доклад на тему: Национальный орган рф по стандартизации. Технические комитеты по стандартизации. Национальные стандарты общероссийские классификаторы техникоэкономические и социальная информация

 

 

 

 

Подготовил: Капустин Максим м-205

 

 

 

 

 

 

 

Национальный  орган по стандартизации РФ

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых  состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное  агентство по техническому регулированию  и метрологии - Росстандарт (до 15 июня 2010 - Ростехрегулирование). Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Росстандарт осуществляет:

  • принятие программы разработки национальных стандартов;
  • утверждение национальных стандартов;
  • учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
  • введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

 

Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.

В структуру Росстандарта входят:

  • Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва);
  • Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Санкт-Петербург);
  • Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Ростов-на-Дону);
  • Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Нижний Новгород);
  • Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург);
  • Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск);
  • Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).
  • Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
  • Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Росстандарта России и технические комитеты по стандартизации.
  • К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; "Стандартинформ" — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
  • Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
  • Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
  • Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.

 

 

Технические комитеты по стандартизации

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации  и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также  для проведения по указанным объектам работ по международной и региональной стандартизации. 
 
К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты. 
 
ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России. 
 
ТК по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России по предложениям заинтересованных сторон (предприятий, организаций и государственных органов управления) и регистрируются во ВНИИ стандартизации Госстандарта России. По своему статусу они являются общественными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных ТК, разработанными на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации. 
 
ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру:

  •  
    председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандартизации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК;
  •  
    временные и постоянные рабочие группы (РГ) в составе отдельных ПК, а также рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

 
Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

  •  
    разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;
  •  
    содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;
  •  
    сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств — участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;
  •  
    сотрудничество с предприятиями (организациями) — пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;
  •  
    разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;
  •  
    участие в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации, что способствует принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;
  •  
    разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;
  •  
    подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;
  •  
    подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;
  •  
    участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

 
На территории России функционирует  более 320 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладали статусом межгосударственных технических  комитетов (МТК) по стандартизации за счет включения в их состав уполномоченных ответственных представителей от соответствующих  национальных органов по стандартизации стран – членов СНГ.

 

ТК формируются  Госстандартом совместно с заинтересованными  организациями на добровольной основе. Они работают под методическим руководством Госстандарта.

Ниже приводится структура некоторых ТК стандартизации.

1. ТК стандартизации "Измерения и управление в  промышленных процессах".

Область деятельности: общетехнические и общесистемные  требования к средствам измерения  и управления в промышленных процессах, в том числе по безопасности, совместимости, условиям эксплуатации, параметрам сигналов, методам испытаний.

Головная организация: Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН.

Члены ТК: ИПУ РАН, ВНИИМС Госстандарта, НИИТеплоприбор, МНПО "Нефтьгазавтоматика", ВНИИМаш Госстандарта, СНИИП Минатома России.

2. ТК стандартизации "Сертификация и управление  качеством".

Область деятельности: определение общей политики; разработка основополагающих, организационно-методических и нормативных документов в области  подтверждения соответствия продукции, сертификации систем качества и аккредитации организаций в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в работах по подтверждению соответствия.

Головная организация: ВНИИСертификации Госстандарта России.

3. ТК стандартизации  продукции текстильной и швейной  промышленности (ТК "Текстиль").

Специализация по видам продукции: продукция текстильной  промышленности (без пряжи, нетканых материалов и трикотажных изделий); продукция текстильной промышленности (ткани суровые); продукция текстильной  промышленности (ткани готовые и  материалы нетканые); продукция трикотажной  промышленности; продукция легкой промышленности (изделия швейные); продукция легкой промышленности (продукция промышленности искусственных кож и пленочных  материалов); продукция текстильной  промышленности (пряжа); продукция текстильная  медицинского назначения.

Головная организация: ВНИИСертификации.

Организации - члены  ТК: Госстандарт России; Минэкономики России; Минторг России; Минздрав России; Московская Палата хлопка; Российский Союз химико-тек-стилыциков и колористов; ЗАО ОЦ "Стандарт-Текстиль"; Московский межрегиональный фонд защиты прав потребителей; Государственное унитарное предприятие НПО "Шелк.; ВНИИС; НИИ отрасли: ЦНИХБИ, ИвНИТИ, ЦНИИЛКА, НИИНТМ, ЗАО ЦНИИТП, ОАО ЦНИИШП.

4. ТК стандартизации "Каталогизация продукции*.

Области деятельности: идентификация продукции; технология каталогизации; каталогизация вооружения и военной техники; каталогизация  изделий машиностроения; каталогизация  изделий приборостроения; каталогизация  изделий космической и авиационной  техники; каталогизация изделий  электронной техники и электротехники.

Головная организация: Федеральный центр каталогизации  Госстандарта России (ФЦК).

Организации - члены  ТК: организации Госстандарта, Минобороны, МВД, Росавиакосмоса, Россудостроения, Минэкономики, МЧС, ГК "Росвооружение" и другие заинтересованные организации.

 

 

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации.

Общероссийский  классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.  

 

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и  применения общероссийских классификаторов  в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при  межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

 

Краткое описание общероссийских классификаторов включает набор  основных характеристик, отражающих их состав, структуру и систему кодирования.

Условное обозначение  общероссийских классификаторов, например, ОК 013-94 состоит из обозначения категории общероссийского классификатора (ОК), трехзначного регистрационного номера (О13) и отделенных тире двух последних цифр года принятия (утверждения) классификатора Госстандартом России.

Формула структуры кода общероссийских классификаторов строится с использованием символов "Х", обозначающих разряды  кодов классификационных группировок  классификаторов.

Представленная в настоящем  подразделе информация по общероссийским классификаторам является выборочной и не может рассматриваться в  качестве инструментария для решения  конкретных задач.

Общероссийский  классификатор услуг населению (ОКУН)

Условное обозначение: ОК 002-93.

Объекты классификации: услуги, оказываемые населению в сферах бытового обслуживания, пассажирского  транспорта и связи, жилищно-коммунального  хозяйства, культуры, туризма, спорта, образования и другие.

Признаки классификации: функциональное назначение , характер и особенности предоставляемых услуг.

Кодовое обозначение: шестизначный, цифровой, десятичный код.

Формула (типовая) структуры  кода: ХХ+Х+Х+ХХ.

Форма и пример записи позиций:

Код

КЧ

Наименование услуги

011000

5

Ремонт, окраска и пошив  обуви


Пример построения кодов  классификационных группировок:

01 Бытовые услуги

011 Ремонт, окраска и пошив  обуви

0111 Ремонт обуви

011101 Ремонт верха обуви

Общероссийский  классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

Условное обозначение: ОК 003-93.

Объекты классификации: пенсии, виды трудового стажа, группы и причины  инвалидности,компенсации, пособия, льготы, виды освидетельствования и другие.

Признаки классификации: функциональное и целевое назначение, характер и особенности объектов классификации.

Классификатор имеет фасетную (списочную) структуру, при которой каждый фасет строится на последовательном порядковом перечислении объектов классификации по одному признаку.

Кодовые обозначения: однозначные, двухзначные и трехзначные, цифровые десятичные коды.

Формулы (типовые) структуры  кода: Х, ХХ, ХХХ.

Форма и пример записи позиций:

Код

Наименование

 

Фасет "Виды пенсий"

01

Пенсия трудовая по старости (по возрасту)

02

Пенсия по инвалидности

 

Фасет "Основания, определяющие право на пенсию"

1

Основания общие

2

Основания льготные

 

Фасет "Компенсации  и льготы гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие чернобыльской  катастрофы"

001

Бесплатное оказание медицинской  помощи (в стационаре и амбулаторно)


Общероссийский  классификатор видов экономической  деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

Условное обозначение: ОК 004-93.

Объекты классификации: виды экономической деятельности, осуществляемые во всех отраслях экономики: сельское хозяйство, охота и лесоводство; рыболовство; горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; обрабатывающая промышленность и другие; а также  продукция и услуги, как результат  экономической деятельности.

Информация о работе Национальный орган стандартизации