Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:58, реферат
Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития демографии, а также оценке деятельности государства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия демографической науки;
– выявить и проанализировать воздействие факторов на демографическую сферу в Российской федерации;
– разработать прогнозные оценки дальнейшего сценария развития демографических процессов в России;
– проанализировать политику государства в области создания благоприятных условий для повышения уровня рождаемости населения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............................3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВУ ДЕМОГРАФИИ.....................4
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕМОРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ..................................................................................................8
2.1. Рождаемость и продолжительность жизни …...……………...........….........8
2.2. Частные демографические показатели уровня рождаемости........................9
2.3. Смертность.............................................................................…......................11
2.4. Возрастные коэффициенты смертности.......................................................14
2.5. Здоровье населения……………......................................................................15
2.6. Институт семьи и статистика бракосочетательных процессов...................16
3. ПРОГНОЗЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ...................................................……................................................................19
4. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ
БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕННИЯ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................21
5. КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 года...................................................................28
5.1. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года..........................................................................................................................29
5.2. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года................................30
ВЫВОД.............………………………..…………..........................…………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………...........................….…35
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................................36
За оказание прочих услуг социального обеспечения, предназначенных для людей с недостатками здоровья, отвечает, в первую очередь, местное самоуправление, которое назначает услуги и пособия, исходя из оценённой потребности лица в такой помощи.
По данным переписи за 2002 год, число пар составило 34 млн. пар, причем число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. человек.
Согласно статистике число зарегистрированных пар в год, неуклонно растет вниз, в то время как число разводов растет вверх, данная тенденция сохранялась вплоть до 2002 года (табл.4).
Браки и разводы.
Годы |
Тыс. |
На 1000 человек населения | ||
браков |
разводов |
браков |
разводов | |
2000 |
897,3 |
627,7 |
6,2 |
4,3 |
2001 |
1001,6 |
763,5 |
6,9 |
5,3 |
2002 |
1019,8 |
853,6 |
7,1 |
5,9 |
2003 |
1091,8 |
798,8 |
5,5 |
|
2004 |
979,7 |
635,8 |
6,8 |
4,4 |
2005 |
1066,4 |
604,9 |
7,5 |
4,2 |
2006 |
1113,6 |
640,8 |
7,8 |
4,5 |
2007 |
1262,6 |
685,9 |
8,9 |
4,8 |
Но уже после 2002 года мы можем видеть некую стабилизацию в сфере заключения браков, и не значительный, но спад числа разводов.
Данную тенденцию можно рассматривать как слаженную работу Государственного аппарата (стабилизация внутренней политики государства и жизни населения, слаженная работа по «поощрению браков», либо как укрепление института семьи, но, к сожалению, недавнишние исследования опровергли данное предположение.
Гарвардские экономисты Альберто Алесина и Паола Джулиано решили взять за точку отсчета данные всемирного социологического опроса World Values Survey*. Респонденты должны были оценить по четырехбалльной шкале роль семьи в своей жизни, выразить отношение к утверждению, что родителей нужно любить и уважать, несмотря на все их слабости и недостатки, а также согласиться или не согласиться с утверждением, что родители должны жертвовать всем ради блага детей. Получился рэнкинг, хорошо согласующийся с выводами социологов и политологов: слабее всего семейные связи в Германии, Голландии и Скандинавии, сильнее - в Африке, Азии и Латинской Америке. В группе развитых стран-членов ОЭСР самые сильные связи присущи Мексике, Польше, Канаде, Соединенным Штатам и странам Южной Европы. В России семейные связи оказались заметно слабее, чем в США и Италии, и несколько сильнее, чем в Германии и Белоруссии.
Традиционный институт брака не
создает предпосылок для
Исходя из характера демографических
процессов последнего десятилетия,
а также демографических
Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов рождения, численность которых ниже.
В ближайшие десять лет
следует ожидать уменьшения численности
лиц моложе трудоспособного возраста.
Численность населения
Уже с 2000г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.
Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.
К 2005г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных лет рождения численность старшей возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000г. в данную группу начнут входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками достигнет 1,6 раза.
В связи с увеличением
числа лиц трудоспособного
По мере старения населения
важнейшей проблемой для
Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшиться на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.
Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью демографической политики выступает воздействие на развитие уровня рождаемости в государстве. Повышение уровня рождаемости— это процесс, количественных и качественных изменений в демографической сфере, усложнения его связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния в другое, лучшее состояние. Деятельность по воздействию на уровень рождаемости является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.
Основные направления в данном аспекте:
– влияние на условия
труда — определение границ трудоспособного
возраста, масштабов занятости
– улучшение жизненных условий всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени;
Демографическая политика
как составная часть политики
народонаселения имеет целью
воздействие на воспроизводство
населения. Она направлена на достижение
и поддержание желательного типа
этого воспроизводства и
В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов.
В разработке демографической политики можно выделить следующие основные этапы:
Первый этап — определение текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической ситуации и ее характеристик;
Второй этап — определение параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;
Третий этап — разработка методов воздействия на демографические процессы, то есть инструментов демографической политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего режима воспроизводства населения к желательному режиму;
Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.
Демографическая политика необычайно трудна и весьма неблагодарна для осуществляющих ее политиков, поскольку она отличается длительным сроком между осуществлением ее мер и получением результата. Именно длительность этого процесса придает особую значимость четвертому этапу разработки демографической политики.
Как отмечено в документе
ООН «Рекомендации для
Государственная помощь,
семьям с детьми, поддержка института
семьи и брака, стимулирование рождаемости
выступают приоритетными
Информация о работе Оценка демографической ситуации в России