Оценка демографической ситуации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 02:58, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: всестороннее изучение демографического состояния современной России, выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития демографии, а также оценке деятельности государства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть основные понятия демографической науки;
– выявить и проанализировать воздействие факторов на демографическую сферу в Российской федерации;
– разработать прогнозные оценки дальнейшего сценария развития демографических процессов в России;
– проанализировать политику государства в области создания благоприятных условий для повышения уровня рождаемости населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............................3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВУ ДЕМОГРАФИИ.....................4

2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕМОРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ..................................................................................................8
2.1. Рождаемость и продолжительность жизни …...……………...........….........8
2.2. Частные демографические показатели уровня рождаемости........................9
2.3. Смертность.............................................................................…......................11
2.4. Возрастные коэффициенты смертности.......................................................14
2.5. Здоровье населения……………......................................................................15
2.6. Институт семьи и статистика бракосочетательных процессов...................16

3. ПРОГНОЗЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ...................................................……................................................................19

4. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ
БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕННИЯ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ...................................................................................21
5. КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 года...................................................................28
5.1. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года..........................................................................................................................29
5.2. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года................................30
ВЫВОД.............………………………..…………..........................…………………....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………...........................….…35
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................................36

Файлы: 1 файл

ocenka_demograficheskoi_sityacii_v_rossii.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

За оказание прочих услуг  социального обеспечения, предназначенных  для людей с недостатками здоровья, отвечает, в первую очередь, местное  самоуправление, которое назначает  услуги и пособия, исходя из оценённой  потребности лица в такой помощи.

2.6. Институт семьи и статистика бракосочетательных процессов

По данным переписи за 2002 год, число пар составило 34 млн. пар, причем число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. человек.

Согласно статистике число зарегистрированных пар в год, неуклонно растет вниз, в то время как число разводов растет вверх, данная тенденция сохранялась  вплоть до 2002 года (табл.4).

 

Браки и разводы.                                        Таблица 4.

Годы

Тыс.

На 1000 человек  населения

браков

разводов

браков

разводов

2000

897,3

627,7

6,2

4,3

2001

1001,6

763,5

6,9

5,3

2002

1019,8

853,6

7,1

5,9

2003

1091,8

                 798,8                     

5,5

                                       7,6

2004

979,7

635,8

6,8

4,4

2005

1066,4

604,9

7,5

4,2

2006

1113,6

640,8

7,8

4,5

2007

1262,6

685,9

8,9

4,8


 

Но уже после 2002 года мы можем  видеть некую стабилизацию в сфере  заключения браков, и не значительный, но спад числа разводов.

Данную тенденцию можно рассматривать как слаженную работу Государственного аппарата (стабилизация внутренней политики государства и жизни населения, слаженная работа по «поощрению браков», либо как укрепление института семьи, но, к сожалению, недавнишние исследования опровергли данное предположение.

Гарвардские экономисты Альберто Алесина  и Паола Джулиано решили взять  за точку отсчета данные всемирного социологического опроса World Values Survey*. Респонденты должны были оценить  по четырехбалльной шкале роль семьи  в своей жизни, выразить отношение к утверждению, что родителей нужно любить и уважать, несмотря на все их слабости и недостатки, а также согласиться или не согласиться с утверждением, что родители должны жертвовать всем ради блага детей. Получился рэнкинг, хорошо согласующийся с выводами социологов и политологов: слабее всего семейные связи в Германии, Голландии и Скандинавии, сильнее - в Африке, Азии и Латинской Америке. В группе развитых стран-членов ОЭСР самые сильные связи присущи Мексике, Польше, Канаде, Соединенным Штатам и странам Южной Европы. В России семейные связи оказались заметно слабее, чем в США и Италии, и несколько сильнее, чем в Германии и Белоруссии.

Традиционный институт брака не создает предпосылок для увеличения рождаемости. Ведь отсутствие у женщин социальной активности уже не способствует укреплению семьи», - уверен французский историк и демограф Ален Блум. Он считает, что современная женщина готова рожать детей, только если она уверена, что не потеряет своей роли в обществе, если знает, что сможет в любой момент вернуться на работу. Поэтому самыми эффективными мерами по улучшению демографической ситуации ученый считает не столько материальные пособия, сколько открытие большого количества детских садов и яслей, а также предоставление родителям - не только матерям, но и отцам - гибких отпусков по уходу за ребенком. «Недавно одна из кандидаток в президенты Франции предложила сделать посещение детского сада обязательным для всех детей от 3 лет», - рассказал Блум. Такие меры он считает вполне оправданными и своевременными. Но, по мнению ученого, безнадежно устарела не только модель семьи, в которой муж зарабатывает деньги, а жена заботится о детях. Устарел сам институт брака. «Отсутствие штампа в паспорте больше не является причиной для того, чтобы отказываться иметь ребенка», - убежден Блум. Ученый подсчитал, что человек, который женился, развелся, потом еще раз женился, в среднем имеет больше детей, чем примерный семьянин. По словам французского демографа, попытка властей укреплять традиционные семейные ценности обычно не приводит к всплеску рождаемости. Подтверждением тому может служить пример Франции, где государство никогда не стремилось каким-то образом ограничить количество разводов среди супружеских пар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогнозы демографических процессов. Меры по улучшению демографической ситуации в России

 

Исходя из характера демографических  процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок  более ранних лет, можно сделать  прогнозную оценку основных тенденций  развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран.

Численность населения  в ближайшие 10-15 лет будет снижаться  в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный  миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х – начала 70-х годов рождения, численность которых ниже.

В ближайшие десять лет  следует ожидать уменьшения численности  лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного  возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте.

Уже с 2000г. удельный вес  группы населения старше трудоспособного  возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И  в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.

Предполагается, что численность  детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении  уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.

К 2005г. в результате перехода в пенсионный возраст людей военных  лет рождения численность старшей  возрастной группы должна несколько уменьшиться. Но с 2000г. в данную группу начнут входить и более многочисленные послевоенные поколения. Это обусловит заметный прирост общей численности населения пожилого возраста и его доли во всем населении страны - к началу 2016г. соответственно на 4,3 млн. человек и 4,3 процентных пункта. Численный перевес пожилого населения над детьми и подростками достигнет 1,6 раза.

В связи с увеличением  числа лиц трудоспособного возраста к 2007 г. несколько уменьшится показатель демографической нагрузки (число лиц трудоспособного возраста на 1000 человек нетрудоспособного), после чего демографическая нагрузка начнет возрастать.

По мере старения населения  важнейшей проблемой для экономики  страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

Изменения возрастной структуры  создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшиться на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.

4. Политика государства в области создания благоприятных условий для повышения уровня рождаемости населения

 

Любая политика есть сочетание  целей и средств их достижения. Целью демографической политики выступает воздействие на развитие уровня рождаемости в государстве. Повышение уровня рождаемости— это процесс, количественных и качественных изменений в демографической сфере, усложнения его связей и отношений, который приводит к его переходу из одного качественного состояния в другое, лучшее состояние. Деятельность по воздействию на  уровень рождаемости является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.

Основные направления  в данном аспекте:

– влияние на условия  труда — определение границ трудоспособного  возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительности  рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров;

– улучшение жизненных  условий всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности  достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени;

Демографическая политика как составная часть политики народонаселения имеет целью  воздействие на воспроизводство  населения. Она направлена на достижение и поддержание желательного типа этого воспроизводства и проводится посредством реализаций специальных мер воздействия на все демографические процессы, составляющие воспроизводство населения, и факторы этих процессов. Демографическая политика является важнейшим элементом управления развитием народонаселения.

В условиях демографического кризиса, когда нарушен нормальный режим замещения поколений и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса, для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество не в состоянии выделить значимых ресурсов.

В разработке демографической  политики можно выделить следующие основные этапы:

Первый этап — определение  текущего состояния объекта управления, то есть современной демографической  ситуации и ее характеристик;

Второй этап — определение  параметров желательной (оптимальной) демографической ситуации;

Третий этап — разработка методов воздействия на демографические  процессы, то есть инструментов демографической  политики, реализация которых позволит обществу перейти от существующего  режима воспроизводства населения  к желательному режиму;

Четвертый этап — разработка методов контроля за динамикой демографической ситуации в ходе реализации ее мероприятий.

Демографическая политика необычайно трудна и весьма неблагодарна для осуществляющих ее политиков, поскольку  она отличается длительным сроком между  осуществлением ее мер и получением результата. Именно длительность этого процесса придает особую значимость четвертому этапу разработки демографической политики.

Как отмечено в документе  ООН «Рекомендации для последующего Всемирного плана действий в области  народонаселения», главным направлением демографической политики является планирование семьи, которое понимается как добровольная деятельность по достижению семьей желаемого числа детей на основе сознательного материнства. Семья имеет социальную ценность не только в связи с репродуктивным поведением супругов. В семье осуществляется воспитание детей, их ориентация на определенные нормы социального поведения, определенные образовательные цели, на вид будущей профессиональной деятельности. Поэтому семья, рождение детей, здоровье, воспитание и образование детей являются центром демографической политики.

Государственная помощь, семьям с детьми, поддержка института  семьи и брака, стимулирование рождаемости  выступают приоритетными направлениями  демографической политики. Их реализация должна сопровождаться обеспечением осуществления права человека свободно и ответственно решать вопросы о числе своих детей и о частоте их рождения. Свобода человека и семьи в формировании своей репродуктивной ориентации — главное ограничение в демографической политике.

Информация о работе Оценка демографической ситуации в России