Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:24, реферат
Рынок труда соединяет к обоюдной выгоде людей, желающих продать свои трудовые услуги, то есть наёмных работников, и организации, которые хотят эти услуги купить для осуществления собственной деятельности. Последние обычно обозначаются терминами «работодатели» или «наниматели».
Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА
1.1. Рынок труда и его структура
1.2 Рынок труда как показатель развития экономики
1.3 Безработица. Причины безработицы
1.4 Государственное регулирование рынка труда
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКОВ ТРУДА СТРАН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
2.1 Состояние рынка труда Северной Америки
2.2 Состояние рынка труда Западной Европы
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ТРУДА
3.1 Анализ показателей развития рынков труда
3.1.1Показатели экономической активности населения стран Северной Америки.
3.1.2 Показатели экономической активности населения стран Западной Европы.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
1.4 Государственное регулирование рынка труда
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
программы содействия найму рабочей силы.
правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;
содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
ГЛАВА 2. Состояние рынков труда стран Северной Америки и Западной Европы
2.1 Состояние рынка труда Северной Америки
Число рабочих мест в экономике США в августе впервые за почти год не изменилось, а безработица осталась на уровне 9,1%, что окажет давление на власти и заставит их предпринять усилия по оживлению вялого рынка труда.
Занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,5 млн чел. в 2000 г. до 3,1 млн чел. в 2010 г., а в сфере услуг возросла с 50,1 млн чел. в 2000 г. до 105,7 млн чел. в 2010 г., составив 74,2% от общего числа занятых.
Как стало известно из данных, опубликованных Министерством труда США, число рабочих мест вне сельского хозяйства на август 2010 не изменилось, так как число мест в государственном секторе продолжило сокращаться. Августовский показатель стал самым худшим с небольшого падения в сентябре 2010 года.
Число рабочих мест в частном секторе увеличилось всего на 17 000. Порядка 45 000 мест в сфере телекоммуникаций сократились из-за забастовки в Verizon Communications. Это внесло свой вклад в динамику частного сектора, которая была наихудшей с февраля 2010 года. Впрочем, даже без влияния этой забастовки данные по числу рабочих мест слабы.
Показатели за два предыдущих месяца были пересмотрены в сторону понижения, и в общей сложности изменение составило 58 000. Согласно пересмотренным данным, в июле число рабочих мест вне сельского хозяйства выросло на 85 000, а в июне - всего на 20 000.
Рисунок 1
Уровень безработицы, который рассчитывается на основе результатов отдельного опроса домохозяйств, в августе не изменился и составил 9,1%. Примерно 14 млн. американцев хотели бы трудоустроиться, но не могут найти работу.
Рисунок 2
Данные оказались хуже прогноза. Экономисты прогнозировали, что число рабочих мест вне сельского хозяйства в августе увеличится на 80 000, а безработица останется без изменений.
Как ожидается, в четверг президент Барак Обама объявит о новых мерах по оживлению рынка труда, но проблемы с бюджетом и резкое разделения демократов и республиканцев делают маловероятным принятие в Конгрессе достаточно объемного пакета мер. В связи с этим ФРС может перестать предпринимать новые меры по стимулированию экономики. В первой половине года экономика США резко замедлилась, усилив опасения вокруг того, что она может вновь вступить в рецессию лишь через два года после завершения резкого спада в 2008 и 2009 годах.
Говоря о квалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. В США доля лиц, получивших среднее образование, возросла в структуре рабочей силы с 52 до 84%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование - с 21 до 49,6%. Сходные процессы характерны и для других развитых стран.
2.2 Состояние рынка труда Западной Европы
Европейским союзом в настоящее время достигнута высокая степень объединения национальных рынков труда. Начиная с 1992 года, все работающие по найму в странах ЕС получают единый документ о занятости, в котором указываются работодатель, место и продолжительность работы, величина вознаграждения и его условия, а также вид социального страхования.
Обратная сторона этого процесса - значительная сложность при трудоустройстве в странах ЕС для иммигрантов из других стран. На сегодняшний день, страны Западной Европы все большее внимание уделяют вопросам миграции трудовых ресурсов. Это связано с тем, что вокруг Европейского союза определился круг государств, как бы "специализирующихся" на этом виде внешней экономической деятельности. Ведущее место среди них занимают страны бывшей Югославии, Пакистан, Турция, Египет и Филиппины.
Жители Западной Европы, а особенно Франции, с наибольшим пессимизмом смотрят на перспективы роста экономики и снижения безработицы. Несмотря на высокий уровень жизни, мрачные настроения сегодня оказываются сильнее именно в западноевропейских государствах. Такой вывод позволяет сделать опрос, проведенный институтом Гэллапа в 33 странах мира - на всех континентах, исключая Африку.
В среднем в мире половина - 51% - опрошенных ожидает роста безработицы в текущем году. Четверть - 25% - полагают, что безработица будет снижаться, а 20% считают, что ситуация останется стабильной.
На фоне этих усредненных данных по всему миру особым пессимизмом отличаются жители Западной Европы. Дальнейшего роста безработицы ожидает 68% опрошенных. Во Франции пессимистов больше всего - целых 82%!
Французы мрачнее всех смотрят и на свое личное профессиональное будущее. Боится потерять работу 43% опрошенных во Франции. В среднем в Европе такой страх испытывает лишь 31% населения, в Северной Америке - 27%.
Выделяются жители Западной Европы, и особенно французы, в своих ответах на вопрос о перспективах экономического роста. В среднем по миру 29% опрошенных считает 2010 год годом трудностей. Столько же - 29% - ожидают экономического процветания. 36% не ждут никаких изменений экономической ситуации.
В Западной Европе трудностей ожидают 42% опрошенных. Во Франции пессимистов еще больше - 51%. На процветание экономики надеется лишь 11% европейцев, и только 8% французов.
В подобной ситуации западноевропейские страны выступают, как правило, импортерами рабочей силы. Подобная тенденция приводит к оттоку валюты из стран импортеров, что негативно сказывается на уровне спроса.
Как отмечает Евростат, сокращение на 17% в пересчете на «живых» людей означает снижение занятых на 2,5 млн человек.
В 2009 году количество занятых в сельском хозяйстве Европы находилось на уровне 5,4 млн человек.
ГЛАВА 3. Тенденции развития рынков труда
3.1 Анализ показателей развития рынков труда
Анализ развития рынков труда стран Северной Америки и Западной Европы производится на основе комплекса показателей, характеризующих уровень безработицы и численность рабочей силы. Для изучения берутся следующие показатели:
Labor force, total (ths)
Unemployment (% of total labor force)
Long-term unemployment (% of total unemployment)
GDP per capita (US$/EURO)
Labour force, total (ths) - показатель «рабочей силы», измеряемый в тысячах человек.
Unemployment (% of total labor force) - «уровень безработицы». Показатель, измеряемый в процентах. Данная величина показывает процентное отношение числа безработных к общей чиленности трудоспособного населения. Long-term unemployment (% of total unemployment) - показатель «длительной (застойной) безработицы», продолжительностью более определенного периода, который обычно указан в законе о занятости. Для оценки влияния вышеуказанных показатель также рассматривался показатель ВВП - «Валовый внутренний продукт» в расчете на душу населения (GDP per capita). Для стран Северной Америки данный показатель представлен в долларах USD. Для европейских стран аналогичный показатель измеряется в EUR.
3.1.1 Показатели экономической активности населения стран
Северной Америки
Анализ производится для стран североамериканского региона. Данный регион представлен в анализе тремя странами: США, Канада, Мексика. Конкретные показатели были получены из интернет-ресурсов (сайты: http://www.worldbank.org. http://www.eurostat.org). Для рассмотрения используется период с 2001 по 2010 гг. Данные, представленные в Таблице 1, получены путем расчетов, произведенных с помощью программы Excel.
Таблица 1 - Показатели экономической активности населения Северной Америки
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
I |
206 344 |
208 733 |
210 362 |
213 312 |
215 896 |
219 858 |
222 460 |
225 521 |
226 980 |
227 879 |
II |
4,80 |
5,47 |
5,53 |
5,47 |
5,13 |
4,70 |
4,67 |
5,13 |
7,60 |
8,70 |
III |
5,53 |
6,33 |
7,57 |
7,77 |
7,90 |
7,07 |
6,73 |
6,47 |
8,67 |
9,01 |
IV |
21 685 |
22 182 |
24 090 |
26 182 |
28 532 |
30 885 |
33 025 |
33 961 |
31 075 |
34 166 |
(Показатели, обозначенные: I,II,III,IV - соответствуют показателям, указанным в пункте 3.1.)
Рисунок 3 - Показатели безработицы стран Северной Америки
С помощью Рисунка 3 можно проследить характер изменений показателя безработицы (включая долгосрочную безработицу) для североамериканских стран. Изменения, произошедшие в 2009-2010 гг. были вызваны, прежде всего, кризисными явлениями, сопровождавшимися снижением общего выпуска продукции, в результате которых были осуществлены массовые сокращения.
Информация о работе Показатели развития рынков труда стран Северной Америки и Западной Европы