Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:39, контрольная работа
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг развивается во времени. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерности их динамики. Динамизм социально-экономических явлений есть результат взаимодействия разнообразных причин и условий. И поскольку их совокупное действие происходит во времени, то при статистическом изучении динамики коммерческой деятельности время предстает как собирательный фактор развития. Основная цель статистического изучения динамики коммерческой деятельности состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.
Введение. 3
1. Понятие о статистических рядах динамики. Виды рядов динамики. 3
1.1. Показатели динамики социально-экономических явлений. 5
1.2. Средние показатели в рядах динамики 7
Заключение. 8
2. Практическая часть. 10
2.1. Задача №1. 10
2.2. Задача №2. 13
Список литературы: 14
Содержание:
Коммерческая деятельность
на рынке товаров и услуг
Рядами динамики называются статистические данные, отображающие развитие изучаемого явления во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента:
В зависимости от характера изучаемого явления уровни рядов динамики могут относиться или к определенным датам (моментам) времени, либо к отдельным периодам. В соответствии с этим выделяют:
Пример моментного ряда динамики:
Дата |
1.01.2001г. |
1.04.2001г. |
1.07.2001 г. |
1.10.2001 г. |
1.01.2002 г. |
Число работников, чел. |
192 |
190 |
195 |
198 |
200 |
Пример интервального ряда динамики:
Год |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
Объем розничного товарооборота, тыс. руб. |
885.7 |
932.6 |
980.1 |
1028.7 |
1088.4 |
Для количественной оценки динамики социально-экономических явлений применяются: абсолютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.
Для расчета показателей рядов динамики на постоянной базе каждый уровень ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными.
Для расчета показателей динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Вычисленные таким образом показатели динамики называются цепными.
Базисный абсолютный прирост Δуб исчисляется как разность между сравниваемым уровнем уi и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения yo:
Δубi = yi – уо
Цепной абсолютный прирост Δуц – разность между сравниваемым уровнем уi и уровнем, который ему предшествует, уi-1:
Δуцi=yi – yi-1
Между базисными и цепными абсолютными приростами существует связь: сумма базисных абсолютных приростов ∑ Δуцi равна базисному абсолютному приросту последнего периода ряда динамики .
Базисные темпы роста Трб исчисляются делением сравниваемого уровня уi на уровень, принятый за постоянную базу сравнения, :
Цепные темпы роста Трц исчисляются делением сравниваемого уровня уi на предыдущий уровень уi-1:
Между базисными и
цепными темпами роста имеется
Базисный темп прироста Тпб вычисляется делением сравниваемого базисного абсолютного прироста Δубi на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уoi:
Цепной темп прироста Тпц – это отношение сравниваемого цепного абсолютного прироста Δуцi к предыдущему уровню уi-1:
Между показателями темпа роста и прироста имеется взаимосвязь:
(при выражении темпа роста в процентах).
(при выражении темпа роста в коэффициентах).
Для получения обобщающих показателей динамики социально-экономических явлений определяются средние величины: средний уровень, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста и др.
В интервальных рядах динамики средний уровень определяется делением суммы уровней на их число n:
В моментном ряду динамики с равностоящими датами времени средний уровень определяется по формуле средней хронологической:
В моментном ряду динамики с неравноотстоящими датами средний уровень определяется по формуле:
, где
уi – уровни ряда динамики, сохранившиеся без изменения в течение промежутка времени ti.
.
Основываясь на взаимосвязи цепных и базисных абсолютных приростов, средний абсолютный прирост можно определить и по абсолютным уровням ряда динамики:
.
где Трц1, Трц2, …, Трцn-1 – индивидуальные (цепные) темпы роста (в коэффициентах),
m – число индивидуальных темпов роста (m=n-1, где n - число уровней ряда).
Основываясь на взаимосвязи между цепных и базисных темпов роста средний темп роста можно определить по формуле и по абсолютным уровням ряда динамики
где n – число уровней ряда
= -1 (при выражении темпа роста в коэффициентах)
Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.
Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статистического анализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.
Как известно, для статистической практики РФ и стран СНГ в последние годы важнейшим вопросом оставалось адекватное информационное отражение новых социально-экономических явлений. Сюда, в частности, относится организация получения и анализ данных, характеризующих изменение форм собственности и процесс приватизации, негосударственную занятость населения и безработицу, деятельность рыночных финансово-кредитных структур и коренное реформирование налоговой системы, новые виды миграции граждан и поддержку возникших малоимущих социальных групп, а также многое другое. Кроме того, в целях отслеживания внедрения рыночных отношений и складывающихся реалий серьезной корректировки, потребовали системы показателей, сбор и разработка данных в традиционных областях статистического наблюдения: по учету основных результатов промышленного и сельскохозяйственного производства, внутренней и внешней торговли, деятельности объектов социальной сферы и т.д. Вместе с тем, насущная необходимость получения адекватной и однозначной информации в настоящее время систематически возрастает.
В заключение отметим, что сравнение различных экономических прогнозов имеет, прежде всего, методологическое значение - связанное с выявлением характера действующих причинно-следственных связей. Если последние изложены убедительно, определенный интерес представляют и конкретные количественные оценки, так и усредненные прогнозные значения.
Имеются следующие данные о работе ткачей экспериментального участка за месяц.
№ п/п |
Образование, классов средней школы |
Средняя часовая выработка станка, погон.м |
1. 2. 3. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
|
6 7 10 7 8 7 6 11 7 8 6 9 7 8 8 7 6 10 8 11 5 10 8 11 |
5,71 5,23 5,05 5,10 5,90 5,00 5,47 5,99 5,26 5,38 5,57 5,14 5,33 4,88 5,50 4,80 5,06 5,27 5,49 5,07 5,97 5,02 5,29 5,34 |
Построить группировку ткачей по уровню образования для выявления связей между образованием ткачей и уровнем их средней часовой выработки (в метрах), образовав три группы с равными интервалами.
По каждой группе и в целом по совокупности рабочих подсчитать:
Информация о работе Понятие о статистических рядах динамики. Виды рядов динамики