Понятие себестоимости продукции, виды себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:
Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

Файлы: 1 файл

статистика -1.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие себестоимости продукции, виды себестоимости продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:

  • Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;
  • Производственная себестоимость – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;
  • Полная себестоимость – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т. е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.

Кроме данной классификации, существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.

 

  1. Классификация себестоимости по элементам затрат.

В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), принята следующая классификация себестоимости по элементам затрат: 
 
—  материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 
 
— расходы на оплату труда; 
 
— отчисления на социальные нужды; 
 
— амортизация основных средств и нематериальных активов; 
 
— прочие затраты.

3.Как можно использовать индексный  метод анализа для изучения  динамики изменения себестоимости продукции?

По отдельным продуктам, работам и услугам рассчитываются индивидуальные индексы себестоимости:

1. Индекс динамики  себестоимости:          

2. Индекс планового задания  по уровню себестоимости:          

3. Индекс выполнения плана  по уровню себестоимости:          

 По группам однородных продуктов, работ и услуг применяется общий индекс себестоимости переменного состава:

.

Величина средней себестоимости зависит от двух факторов:

1) изменения себестоимости  единицы продукции

.

б) изменения структуры себестоимости

.

Взаимосвязь общих индексов:  .

По группам разнородных продуктов, работ и услуг применяется средний гармонический индекс себестоимости:

        

 Разность между числителем  и знаменателем данного индекса характеризует размер экономии (–) или перерасхода (+) затрат за счет изменения себестоимости продукции.

Изменение общих затрат на производство и реализацию продукции определяется при помощи общего индекса и абсолютного прироста затрат:

,                             .

На объем общих затрат на производство и реализацию продукции влияют два фактора:

а) изменение себестоимости единицы продукции:

,                     .

б) изменение объема производства продукции:

,                     .

Взаимосвязь показателей:  ,       .

 

    1. С какой целью раскладывают индекс себестоимости продукции на индексы переменного и фиксированного состава?

Индекс себестоимости переменного состава характеризует изменение средней себестоимости единицы продукции за счёт изменения себестоимости и количества продукции в каждом периоде или на каждом предприятии 

Индекс себестоимости фиксированного состава характеризует среднее изменение себестоимости единицы продукции при постоянстве структуры совокупности

5.Какаие знаете виды прибыли, как они исчисляются?

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, подэкономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль,  прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где     ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где    Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где    Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

  1. Какова методика применения индексного анализа прибыли, как определить степень влияния факторов на изменение прибыли?

Индексный метод позволяет определить влияние факторов на обобщающий показатель в динамике. Метод основывается на использовании относительных показателей, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, принятому в качестве базы. 

1. Влияние изменения выручки  от реализации за отчетный  период на валовую прибыль  предприятия рассчитывается как  разница между валовой прибылью отчетного и базисного года (валовая прибыль отчетного периода определяется как валовая прибыль базисного периода, пересчитанная на индекс изменения выручки от реализации):

Δ валовой прибыли = валовая прибыль отчетного периода - валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода • индекс изменения выручки от реализации - валовая прибыль базисного периода = валовая прибыль базисного периода (индекс изменения выручки от реализации - 1).

Индекс изменения выручки от реализации -выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода / выручка от реализации в базисном периоде.

2. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции за отчетный период на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между себестоимостью отчетного периода в фактических и базисных ценах:

Факторный анализ валовой прибыли Δ валовой прибыли = себестоимость в фактических затратах отчетного периода - себестоимость в базисных затратах отчетного периода.

Внимание! В результате роста себестоимости продукции валовая прибыль от реализации снижается!

3. Влияние изменения цены реализации  на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между выручкой от реализации в фактических ценах и выручкой от реализации в базисных ценах отчетного периода:

Δ валовой прибыли = выручка от реализации в фактических ценах отчетного периода - выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода.

4. Влияние изменения ассортимента  реализованной продукции на валовую прибыль предприятия рассчитывается в том случае, если существуют различия в уровне рентабельности отдельных видов продукции, и определяется следующим способом:

Δ валовой прибыли = валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период -- валовая прибыль базисного периода х индекс изменения выручки от реализации = (валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период / выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период - валовая прибыль базисного периода / выручка от реализации базисного периода) х выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период.

 

  1. Понятие рентабельности, виды рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности организации. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость  издержек производства;

- показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

- показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.

Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от продаж (Прп) к сумме себестоимости реализованной продукции (Сс): 

 

, (56)

где Прп – прибыль от продажи продукции, руб.;

Сс - себестоимость продукции, руб.; 

 

Этот показатель отражает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно в себестоимости учитывать управленческие и коммерческие расходы.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от продаж на сумму полученной выручки (ВРП). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию и по отдельным видам продукции: 

 

, (57)

где Прп – прибыль от продажи продукции, руб.;

ВРП – выручка от реализации продукции, руб.  

 

Экономическая рентабельность рассчитывается по формуле:

, (58)

где Пр* – прибыль организации, руб.;

СК – собственный капитал организации, руб.;

З К – заемный капитал организации, руб.;

*В качестве прибыли организации  в данной формуле может быть  использована прибыль до налогообложения, чистая прибыль. 

 

По аналогии можно рассчитать рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала и т.д.

Показатели рентабельности могут быть использованы для анализа доходности предприятия по сравнению с другими предприятиями, поскольку они являются относительными показателями.

Кроме того, при определении размера нормальной прибыли, а он измеряется в процентах, используется также показатель рентабельности ресурсов. Таким образом, в числитель такого показателя подставляют прибыль, а в знаменатель - выраженные в денежной форме ресурсы.

 
 

По аналогии с прибылью можно говорить и о нормальной рентабельности. Каждая отрасль промышленности имеет свои границы рентабельности, которые в силу сложившихся условий в части формирования издержек и цены на продукцию данной отрасли не могут быть преодолены. Таким образом, начиная любой бизнес, необходимо поинтересоваться нормальным уровнем рентабельности в отрасли.

 

8. В чем заключается методика  применения индексного анализа  для изучения причин изменения  уровня рентабельности ?

Относительное изменение среднего уровня рентабельности основной деятельности характеризуется системой общих индексов (табл. 6).

Таблица 6

Индексы рентабельности переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов

Наименование индекса

Способ расчета

Пояснения

Индекс рентабельности переменного состава 

Показывает изменение средней рентабельности

Индекс рентабельности постоянного состава

Показывает изменение средней рентабельности за счет изменения рентабельности отдельных видов продукции

Индекс рентабельности структурных сдвигов 

Показывает изменение средней рентабельности за счет структурных сдвигов

Информация о работе Понятие себестоимости продукции, виды себестоимости продукции