Предмет и метод статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:47, лекция

Описание работы

Развитие статистической науки.
Понятие «статистика». Предмет, объект, методы статистики.
Основные категории статистики.

Файлы: 1 файл

Лекция+1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ

 

    1. Развитие статистической науки

 

Термин «статистика» означал «государствоведение», получил распространение в монастырях, постепенно приобрел собирательное значение. Статистика как наука возникла в 17 веке. С 1746 г. статистика читается в университетах как учебная дисциплина. Статистический учет при этом существовал уже в глубокой древности и развивался в средние века:

  • в древнем Китае (5 тыс. лет до н.э.) проводились переписи населения, осуществлялось сравнение военного потенциала различных стран;
  • в древнем Риме велся учет имущества граждан;
  • в средние века в Европе велся учет земель, населения и домашнего имущества.

В 17-18 веках развитие статистики  проходило в противоборстве 2-х школ Немецкой описательной и Английской школы политических арифметиков. Обе школы оказали существенное влияние на развитие статистики как науки (таблица 1).

 

Таблица 1 – Различные статистические школы

 

Показатели

Немецкая описательная школа

Английская школа политических арифметиков

Цели и задачи

  1. систематизировать способы описаний государства
  2. создать теорию описаний, разработать их подробную схему
  3. вести описание только в словесной форме, без цифр и динамики, на момент наблюдения
  1. изучать общественные явления с помощью числовых характеристик
  2. создавать новые методы исследования
  3. делать предположения о будущем развитии явления

Представители

Г. Конринг (1606-1661)

Г. Ахенваль (1719-1772)

А. Бюшинг  (1724-1793)

Демографическое направление: Д. Граунт (1620-1674), Э. Галлей (1656-1742)

Статистико-экономическое направление: В. Петти  (1623-1687)


 

Представители Английской школы четко осознавали необходимость учета «Закона больших чисел». Они совершенно верно отстаивали точку зрения о том, что закономерность проявляется лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Дальнейшее развитие статистики связано с идеями, выдвинутыми представителями именно этого направления.

В 19 веке прогрессу статистики, в наибольшей степени, способствовали труды бельгийского ученого А. Кетле (статистико-экономическое, математическое направление). Он является  основоположником учения о средних величинах.

 

1.2  Понятие «статистика». Предмет, объект, методы статистики

 

«Статистика» имеет латинское происхождение, от «status» - состояние.

В средние века понятие употребляется как «политическое состояние дел в государстве».

Термин «статистика» введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем в 18 веке.

В настоящее время он имеет 3 значения:

  • отрасль практической деятельности, направленная на сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о различных явлениях общественной жизни (соответствует термину «статистический учет»)
  • цифровой материал, служащий для характеристики какого-либо явления
  • отрасль знания и особая научная дисциплина, учебный предмет в ВУЗах.

Большое значение для статистической науки имеет четкое определение «предмета исследования», «объекта исследования» и «применяемых методов исследования»

Предмет – то, чем занимается наука или ее направление, основной вопрос или сторона действительности, подвергающаяся изучению.

Объект – это то, что подвергается исследованию, воздействию в реальной действительности для изучения какого-либо вопроса.

Социально-экономические объекты: население, рынки, предприятия по отраслям, жилищно-коммунальная сфера, регионы, города и т.д.

Предмет изучается на основе объекта. Например, состояние кредитного рынка ВКО изучается на основе филиалов банков работающих на территории области. Доходы и расходы населения  ВКО могут быть изучены   на основе статистической совокупности состоящей из 1000 семей, отобранных типологическим способом  или совершенно случайно.

Ниже приведем современное определение статистики как науки, которое наиболее полно раскрывает предмет ее исследования.

Статистика – это общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру, распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени.

Статистика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками.

Статистики наука методологического характера.  Она дает возможность ответить на вопросы: «что и как нужно изучать». Как правильно собирать и отбирать данные, как их регистрировать, как в дальнейшем сгруппировать и систематизировать собранные факты.  Какие статистические показатели применить, как анализировать полученную информацию и как сделать правильные выводы.  Далее на основе полученной статистической информации и первичных выводов уже другие социально-экономические науки дают возможность принимать правильные решения. Таким образом, статистика является базой, опорой для целого комплекса социально-экономических дисциплин.

Познавательные задачи статистики

  1. Статистика дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надежным способом оценки действительности
  2. Статистика дает доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверять различные утверждения, отдельные теоретические положения
  3. Статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную форму и силу
  4. Статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику

Методы статистического исследования (этапы статистического исследования). Статистика использует 3 основные группы методов исследования, которые являются также последовательными этапами исследования:

  1. Метод массовых наблюдений (статистическое наблюдение) – сбор первичного статистического материала, научно-организованная регистрация всех существенных фактов относящихся к объекту и предмету исследования;
  2. Метод группировок – систематизация и классификация собранного в результате статистического наблюдения материала;
  3. Метод обобщающих показателей – позволяет характеризовать изучаемые явления, их взаимосвязи и масштабы, с помощью статистических величин (абсолютных, относительных, средних), а также давать прогнозы будущего развития этого явления.

 


Рисунок 1 – Структура статистической науки

 

    1. Основные категории статистики

 

Как любая другая наука статистика обладает и оперирует специфическим набором терминов – понятий (категорий), присущих ей.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае свой)  называют статистической совокупностью.

Статистическая совокупность множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например: статистическими совокупностями могут быть: множество коммерческих банков города; множество граждан страны, области; множество товаров (продуктов) на одном рынке (например, рынке авто перевозок, книжном,  недвижимости).

Единица статистической совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета; это каждый отдельно взятый элемент статистической совокупности. Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами – признаками; обладают качественной однородностью, сходством по каким-либо существенным признакам; однако отличаются по каким-либо другим признакам. Например, множество коммерческих банков, наряду с качественной однородностью (принадлежность к ряду кредитных учреждений одного района, области), обладают различными по размеру характеристиками уставного капитала, численности работников, объема банковских вкладов. Качественная определенность совокупности имеет объективную основу, но устанавливается в каждом конкретном случае, статистическом исследовании, в соответствии с его целями и познавательными задачами.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Классификация признаков

 

Признак – это качественная особенность единиц совокупности. Признаки классифицируются на группы, представленные на рисунке 2.

Особенность статистического исследования заключается в том, что изучаются только варьирующие признаки, т.е. признаки, принимающие различные значения или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности. Варьирующий – изменяющийся.

 

Вариация – изменение («колеблемость») величины, либо значения признака при переходе от одного объекта, группы,  к другому или при переходе от одной единицы совокупности к другой.  Если изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причем носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации, а о динамике признака.

Статистический показатель – это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом.  Этим он отличается от индивидуальных значений, которые называются – признаками. Например: средний размер сберегательного вклада граждан страны – это статистический показатель; размер банковского вклада конкретного человека – признак.

Статистические показатели (система статистических показателей) является инструментом познания, однако они не могут со всей точностью отразить все свойства и особенности изучаемого явления. Статистические показатели дают приближенное, неполное отображение свойств изучаемого объекта. Методика исчисления статистических показателей постоянно совершенствуется, от одних показателей отказываются, другие более точные вводятся. Так как свойства совокупности не изолированы, а связаны между собой, поэтому и статистические показатели (характеризующие эти свойства) не являются разрозненными, а образуют систему показателей.

Основные виды статистических показателей: абсолютные величины, относительные величины, средние величины, индексы.

Система статистических показателей  -  это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных уровнях (макроуровень: страны, регионы, города, отрасли; микроуровень: предприятия, фирмы, семьи, домохозяйства, люди). Системы статистических показателей меняются с изменением условий жизни людей, общества, постоянно совершенствуются.

При этом, основной задачей статистики является следующая задача: используя адекватную систему показателей, дать обобщенную характеристику  объема и состава совокупности, а также – выявить и изучить статистические закономерности.

Закономерность – повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях. Статистическая закономерность -  количественная закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов общественной жизни, состоящих из множества элементов (единиц совокупности). Статистическая закономерность проявляется в массе однородных явлений, при обобщении данных статистической совокупности, т.е. в среднем. Статистическая закономерность опирается на закон больших чисел.

Закон больших чисел – это объективный закон, согласно которому совместное действие большого числа случайных факторов приводят к результату почти не зависимому от случая.

Государственная статистика РК.

Руководство сбором и анализом данных о социально-экономических явлениях в масштабах государства осуществляет Агентство по Статистике РК.  Агентство не входит в состав Правительства и не может напрямую влиять на принимаемые им решения, однако имеет право вносить предложения по совершенствованию статистического учета в стране.

Агентство имеет подразделения Областные управления по статистике, Городские управления по статистике, и др.

Деятельность органов статистики регулируется законом «О государственной статистике РК», где отражены основные функции Агентства, права Агентства, задачи государственной статистики, права, обязанности и ответственность предприятий по предоставлению статистической информации.

Литература

 

1.Струмилина С.Г. Статистика. М.: Статистика, 1969  (с. 5 -11, 13 -26).

2.Практикум по теории статистики: Учебное пособие / П. ред. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2006 (с. 7-12).

3.Статистика: Учебник / П. ред. Елисеевой И.И. – М.: Проспект, 2004 (с 3-10).

4.Статистика: Курс лекций / П.ред. Ионина В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2000 (с. 3-11).

5.Закон РК «О государственной статистике» от 7 мая 1997 года (последние изменения от 21.12.04 и др.).

 

    1. Вопросы по теме

 

  1. Предмет статистики как науки
  2. Объект статистического исследования
  3. Основные понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, статистический показатель, вариация, закон больших чисел.
  4. Виды признаков и статистических показателей.
  5. Познавательные задачи статистики.
  6. Права, обязанности и ответственность органов статистики в РК (закон)
  7. Права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц РК в области предоставления и получения статистической информации (закон).

Информация о работе Предмет и метод статистики