Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе анализа показателей статистики себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы статистики себестоимости продукции
Понятие о себестоимости продукции и задачи статистики себестоимости
Изучение структуры себестоимости
Система показателей себестоимости продукции
Статистический анализ себестоимости продукции
Характеристика структуры затрат на производство
Индексы себестоимости товарной продукции
Показатели затрат на рубль товарной продукции
Пути снижения себестоимости продукции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 90.33 Кб (Скачать файл)

    Министерство образования  и науки Российской Федерации

               ФГБОУ ВПО «Московский Государственный

                    Машиностроительный Университет».

 

 

Кафедра: «Бухгалтерский учет и финансы  предприятия»

 

 

                                                   Реферат

                              По дисциплине «Статистика».

На тему: «Применение статистических методов в анализе себестоимости        продукции»

 

 

 

 

                                                           Выполнил: студент группы Э-26

                                                           Калдаре А.В.

                                                           Проверил: к.э.н. доцент

                                                           Терешкина О.С.

 

 

 

                                                         Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
    1. Понятие о себестоимости продукции и задачи статистики себестоимости
    2. Изучение структуры себестоимости
    3. Система показателей себестоимости продукции
  2. Статистический анализ себестоимости продукции
    1. Характеристика структуры затрат на производство
    2. Индексы себестоимости товарной продукции
    3. Показатели затрат на рубль товарной продукции
  3. Пути снижения себестоимости продукции

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие  стремиться извлечь максимальную прибыль  с наименьшими затратами.

     Изучение себестоимости продукции имеет важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства  и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства  и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.

    Себестоимость продукции  относится к числу важнейших  качественных показателей, отражающих  все стороны хозяйственной деятельности  предприятия (фирм, компаний), их  достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием  рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда  оплаты труда и т. д. Себестоимость  является основой определения  цен на продукцию. Ее снижение  приводит к увеличению суммы  прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости  надо знать ее состав, структуру  и факторы ее динамики, методы  калькуляции себестоимости. Все  это является предметом статистического  изучения при анализе себестоимости.

Целью данной курсовой работы является определение  резервов снижения себестоимости продукции  на предприятии на основе анализа  показателей статистики себестоимости  и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление  возможностей повышения эффективности  использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться  на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование  производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей  силы, хозяйственных связей.

 

1 .  Теоретические основы статистики  себестоимости продукции.

1.1.  Понятие о себестоимости  продукции, задачи статистики  себестоимости.

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку использования в процессе производства продукции 

( работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии,  основных фондов, трудовых ресурсов  и других затрат на ее производство  и реализацию.

Необходимо различать общую  себестоимость всей произведенной  продукции – общая сумма затрат, приходящихся на изготовление продукции  определенного объема и состава; индивидуальную себестоимость –  затраты на производство одного изделия  ( например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других видов продукции одновременно не производится; среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В практике статистике различают два  основных вида себестоимости по степени  учета затрат: производственную и  полную.

Производственная себестоимость  охватывает только затраты, связанные  с процессом производства продукции  – начиная с момента запуска  сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий  и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость – это  сумма расходов, связанных с производством  продукции (производственная себестоимость), и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции  составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.

Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. На промышленных предприятиях применяются три основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: позаказный, попередельный и нормативный

Позаказный  метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или на группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.

Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - по трем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производство.

Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль за ходом производственного процесса, за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.

Статистика  себестоимости продукции опирается  на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей  суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

Анализирую  данные бухгалтерского учета и отчетности, статистика себестоимости решает следующие  задачи:

  1. изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости;
  2. дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;
  3. исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости, и выявляет возможности ее снижения.

 

 

1.2.  Статистическое  изучение структуры себестоимости.

 

Необходимость изучения структуры себестоимости  диктуется тем обстоятельством, что затраты предприятия различны по своей экономической природе, играют различную роль в образовании  себестоимости, различны по своей величине, следовательно, различны и по удельному  весу в общей себестоимости. В  связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в однородные совокупности.

1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

Первая из них (по экономическим  элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в  целом и включает в себя пять основных групп расходов:

  • материальные затраты;

-     затраты на оплату труда; 

  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится  предприятию единица каждого  вида продукции, себестоимость отдельных  видов работ и услуг. Необходимость  данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным  элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены  затраты, а также их характер. В  то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки  относительно конкретной единицы продукции  позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.

По статьям  расходов затраты группируются в  зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся  на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются:

  • сырье и материалы;
  • основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;
  • отчисления на социальное страхование;
  • общепроизводственные расходы;
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
  • потери от брака;
  • общехозяйственные расходы (итого - производственная стоимость);
  • коммерческие расходы (итого – полная стоимость).

 

  1. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) выделяют основные и накладные расходы.

 Основные  расходы непосредственно связанны  с процессом изготовления продукции,  в частности, затраты сырья,  основных материалов и комплектующих,  топлива и энергии, заработную  плату производственных рабочих  и т.д. Эти расходы, как правило,  являются условно – переменными:  их общая величина связана  с объемом произведенной продукции  и примерно пропорциональна ему.

 Накладные  расходы связаны с процессами  организации, управления и обслуживания  производства. С объемом производства  эти расходы связаны слабо,  изменяются не пропорционально  ему, а потому их именуют  условно – постоянными. К условно – постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака) .

Информация о работе Применение статистических методов в анализе себестоимости продукции