Проблема занятости населения Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:03, реферат

Описание работы

В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Различают понятия полной и эффективной занятости.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 21.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «КГТУ»

Кафедра экономики и управления

Дисциплина «Статистика»

 

Доклад на тему:

Проблема занятости  населения Костромской области

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка 1 курса 

Калишек Яна Игоревна, 12-ГУ-5а

Проверила:

Доцент кафедры ЭИУ

Смирнова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома, 2012

В соответствии с действующим  в России законодательством, под  занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и  приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое  состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в  ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.   Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:

* рынок труда молодежи

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается  ее продолжительность. Борьба за выживание  российских предприятий приводит к  ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем  возможности молодых людей и  без того ограничены в силу их более  низкой конкурентоспособности по сравнению  с другими категориями населения.

* рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров

 Для него характерны  невысокая производительность труда,  низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей  для переобучения.

* рынок труда женщин

Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением  и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей. Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.

Поиск путей решения проблем  занятости привел к образованию  нестандартных ее форм, которые выходят  за рамки нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность  незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа  слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

Под гибкими формами занятости  понимаются:  занятость с различными режимами неполного рабочего времени

. Не полностью занятыми  считаются работники, у которых  продолжительность рабочего времени  ниже установленного государством  норматива, в том числе занятые  на сезонных работах.Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях.

Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую

Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое  понятие, данное явление с большим  трудом поддается формализации и  измерению.Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства.Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность Существует две противоположных трактовки данного феномена:либо как неполной занятости, либо как формы скрытой безработицы. Некоторые авторы занимают промежуточную позицию, называя неполную занятость скрытой безработицей, но не соглашаясь с позицией тех, кто предлагает ее учитывать при определении фактического уровня безработицы. Занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником; Самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.Помимо ранее рассмотренных видов занятости в государственном и частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости населения последних лет является деятельность в неформальном секторе экономики. Под этим подразумевается экономическая деятельность граждан, которые не платят налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах.Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятыхпроизводителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно выделить следующие,наиболее известные разновидности профессиональной занятости: частные уроки,медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, “челночный” бизнес, мелкая торговля.

 

 

Для снятия социальной напряженности  с февраля 2009 года на территории Костромской  области начали действовать программы, направленные на снижение напряженности  на рынке труда в Костромской  области, а именно Программа содействия занятости населения Костромской  области на 2009-2010 годы и Программа  дополнительных мер по снижению напряженности  на рынке труда Костромской области:

1. В 2009 году в рамках  реализации Программы содействия  занятости населения Костромской  области на 2009-2010 годы по отрасли  жилищно-коммунального хозяйства  был заключен 121 договор на организацию  1247 рабочих мест, участие в общественных  работах приняло 1250 человек.Кроме того, в рамках реализации указанной выше программы на основании заключенного 15.01.2009 г. договора на обучение безработных граждан между подведомственным департаменту ЖКХ Костромской области ГУ «Учебно-курсовой комбинат» и департаментом по труду и занятости Костромской области прошли обучение 174 человека по 12 специальностям.

2. В 2009 году в Программу  дополнительных мер по снижению  напряженности на рынке труда  Костромской области на 2009 год  было включено 120 предприятий ЖКХ.  Заключено 184 договора с 96 предприятиями  по созданию 3018 рабочих мест по  организации общественных и временных  работ. Сумма возмещения  затрат  работодателей по заключенным  договорам составляет 42,7 млн. руб.  с начала реализации Программы  приступили к работам 2895 человек  из которых: 2235 чел. – безработные  и ищущие работу граждане и  660 работников, находящихся под угрозой  увольнения.

Не заключили договоры на организацию общественных и временных  работ 24 предприятия, включенных в Программу.

При этом следует заметить, что 19 из указанных предприятий составляют управляющие компании. Данное обстоятельство обусловлено тем, что при формировании Программы управляющие компании были включены в нее с работами по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполняемых в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. Однако в соответствии с условиями указанного федерального закона работы по капитальному ремонту должны выполняться подрядной организацией, отбираемой на конкурсной основе.

Кроме того, в рамках реализации указанной выше программы на основании  заключенного 15.01.2009 г. между подведомственным департаменту ЖКХ Костромской области  ГУ «Учебно-курсовой комбинат» и  департаментом по труду и занятости  Костромской области договора на обучение граждан, находящихся под  риском увольнения, прошли обучение 85 человек по 16 специальностям.

Итоги реализации программ в 1 квартале 2010 года:

За отчетный период участие  в реализации программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в части организации временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан приняло 26 предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 16 муниципальных образованиях. Участие в общественных и временных работах приняло 204 безработных и граждан, ищущих работу, сумма возмещения по договорам составила – 2 786,8 тыс. руб.

На 10 предприятиях, в рамках указанной выше программы, были организованы общественные и временные работы для работников, находящихся под  угрозой увольнения. Участие в  общественных и временных работах  принял 121 работник, находящийся под  угрозой увольнения, сумма возмещения по договорам составила 1742,75 тыс. руб.

Одним из направлений указанной  выше программы является опережающее  обучение работников, находящихся под  угрозой увольнения. За отчетный период на опережающее обучение были направлены и прошли опережающее обучение работники  следующих предприятий:

- 15 человек от ООО «Нерехтские тепловые сети» по специальности слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования;

- 5 человек от МУП «Коммунальник» (Костромской район) по специальности  водитель автомобиля (категории  В,С);

- 1 человек от МУП ЖКХ  «Покровское» (Октябрьский муниципальный  район) по специальности машинист  экскаватора.

Всего прошел опережающее  обучение за 1 квартал 2010 года 21 работник.

 

В рамках реализации программы  «Содействие занятости населения  Костромской области на 2009-2010 годы»  за первый квартал 2010  по отрасли  жилищно-коммунального хозяйства было заключено 64 договора на организацию 608 рабочих мест на 51 предприятии жилищно-коммунального хозяйства, участие в общественных работах приняло 824 человека. На организацию указанных общественных работ затрачено 12 065,55 тыс. руб., из которых:

- 8 275,27 тыс. руб. – средства муниципальных бюджетов;

- 1 744,15 тыс. руб. – средства  работодателей;

- 2 046,13 тыс. руб. – средства  субвенций федерального бюджета.

В целях привлечения  предприятий ЖКХ к реализации указанных выше Программ департаментом  жилищно-коммунального хозяйства  проводится следующая работа:

1. В адрес предприятий  ЖКХ направлены письма с рекомендациями  в кратчайшие сроки приступить  к реализации программных мероприятий  в части организации общественных  и временных работ, направления  работников, находящихся под угрозой  увольнения на опережающее обучение, организации стажировки выпускников  и трудоустройства инвалидов;

2. Специалистами департамента  на предприятиях ЖКХ области   осуществляются выездные проверки  организации общественных работ  и осуществления контроля за их выполнением и расходованием выделяемых средств субвенций федерального бюджета;

3. 15 апреля 2010 года в департаменте  жилищно-коммунального хозяйства  Костромской области состоялось  совещание по вопросу об организации  постоянных рабочих мест для  трудоустройства инвалидов на  предприятиях ЖКХ Костромской  области в рамках реализации  Программы дополнительных мер  по снижению напряженности на  рынке труда Костромской области.  На данное совещание были приглашены  представители предприятий ЖКХ  области, штатная численность  и виды деятельности которых позволяют создать места для трудоустройства инвалидов. Приглашенным представителям предприятий ЖКХ в качестве раздаточного материалы были выданы данные об инвалидах, обратившихся за трудоустройством в Центры занятости населения области, а также методический материал по организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов, разработанный департаментом по труду и занятости населения Костромской области.

В целях осуществления  контроля за реализацией указанных выше программ на предприятиях жилищно-коммунальной отрасли в 2010 году полагаю необходимым поставить перед департаментом следующие задачи:

- продолжить осуществление  мониторинг за реализацией программы  «Содействие занятости населения  Костромской области на 2009-2010 годы»  и «Программы дополнительных  мер по снижению напряжённости  на рынке труда Костромской  области»;

- оказать содействие в  трудоустройстве на стажировку  и на постоянное место работы  на предприятия ЖКХ выпускников  учебных заведений 2010 года;

- оказать содействие в  организации на предприятиях  жилищно-коммунального комплекса  рабочих мест для постоянного  трудоустройства инвалидов;

- осуществлять мониторинг  прохождения работниками предприятий  отрасли, находящимися под угрозой  увольнения  опережающего обучения  и их дальнейшего трудоустройства.

 

 


Информация о работе Проблема занятости населения Костромской области