Прогнозирование характеристик уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Задачей курсовой работы является изучение методов экономического прогнозирования, получение навыков составления прогноза уровня жизни населения России.
Целью курсовой работы является прогноз ожидаемого изменения характеристик уровня жизни.
Объектом исследования является уровень жизни населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие
1.2 Социальные нормативы и потребности
1.3 Задачи изучения уровня жизни
2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Системы показателей
2.2 Общая оценка уровня жизни
2.3 Обобщающие показатели развития человеческого потенциала
3. Прогнозирование уровня жизни в РФ
3.1 Расчет компонентных индексов соответствующих ИРЧП
3.2 Расчет ИРЧП для населения России
3.3 Расчет ИРЧП для населения Курской области
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по прогнозированию - Прогнозирование уровня жизни в РФ.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК  ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

5

1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие

5

1.2 Социальные нормативы и потребности

6

1.3 Задачи изучения  уровня жизни

9

2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ  УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

12

2.1 Системы показателей

12

2.2 Общая оценка уровня  жизни

18

2.3 Обобщающие показатели развития человеческого потенциала

27

3. Прогнозирование уровня жизни в РФ

36

3.1 Расчет компонентных  индексов соответствующих ИРЧП

36

3.2 Расчет ИРЧП для населения России

37

3.3 Расчет ИРЧП для  населения Курской области

39

Заключение

41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

43


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проводимые в последнее  десятилетие социально-экономические  реформы привели к радикальным  изменениям в жизни российского  общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.

С другой стороны, политика «шоковой терапии», либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности производства привели к значительному расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат. Глубокий экономический кризис, охвативший практически всю экономику, особенно такие ее сферы, как легкую промышленность, угольную, оборонную отрасли, сельское хозяйство, привел к росту безработицы, острым социальным конфликтам, особенно в тех районах, где данные отрасли являются районе и городообразующими.

Как экономика оказывает  воздействие на социальную сферу, так  и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую  сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на    производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.

Задачей курсовой работы является изучение методов экономического прогнозирования, получение навыков  составления прогноза уровня жизни населения России.

Целью курсовой работы является прогноз ожидаемого изменения характеристик  уровня жизни.

Объектом исследования является уровень жизни населения.

Предмет исследования –  перспективы развития уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ  КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование  благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

Еще у древних римлян одним из главных девизов был  такой: "Благо народа — высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

Важнейшими составляющими  уровня жизни выступают доходы населения  и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Условия жизни можно  укрупненно разделить на условия  труда, быта и досуга. Условия труда  включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта  изучения уровня жизни: применительно  ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной  величиной дохода [2, с. 56].

1.2 Социальные нормативы и потребности

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы; развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение к  уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.) [3, с. 156]..

В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам минимальные размеры  оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том  числе  по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими первого порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т. д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности связаны  с функционированием человека в  обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека [4, с. 112].

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых  для поддерживания здорового  образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос  населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

Наряду с личными  выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения  условий его функционирования и  развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

1.3 Задачи изучения  уровня жизни

Важнейшая зaчa статистики уровня жизни — выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований — могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и  обеспеченности его различными услугами.

К задачам изучения уровня жизни относятся также:

•  комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей;

•  дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение;

• оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравни рациональными нормами их потребления и разработка этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

Источниками информации для решения поставленных задач  выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного родами логических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Особое место в анализе  уровня жизни населения занимается статистика бюджетов домашних хозяйств, основанная ч дневных записях  доходов и расходов 49 тыс. домохозяйств. я обследования обобщаются органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В целом  здесь насчитывается около 3 тыс. показателей, в том числе характеризующих: состав домохозяйства по полу, возрасту, вид занятий; его доходы по источникам поступления; расходы net затрат; покупки и потребление продуктов питания и видам продовольственных товаров; расходы на отдельные виды услуг; жилищные условия; личное подсобное хозяйство и др.

Информация о работе Прогнозирование характеристик уровня жизни населения