Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение доходов населения и проблема их дифференциации на территории России.
Объект исследования – доходы населения.
Предмет исследования – показатели характеризующие доходы населения.
Исходя из цели определены задачи:
– проанализировать понятие доходы;
– рассмотреть задачи статистики при изучении доходов;
– изучить виды доходов и методы их расчета;
Введение
3
Глава 1. Виды и методы исчисления доходов населения
5
1.1 Доходы
5
1.2 Задачи статистики при изучении доходов
12
1.3 Виды доходов и методы их расчета
13
Глава 2. Статистические исследования уровня доходов населения
16
2.1 Статистический анализ среднемесячной номинальной начисленной заработной плата
16
2.2 Методы исчисления дифференциации доходов
23
Глава 3. Прогнозирование уровня доходов населения
39
3.1 Пути совершенствования методик
39
3.2 Прогнозирования уровня доходов населения
40
Заключение
44
Список использованной литературы
Начиная с 2008 г. обследование проводится 1 раз в 2 года.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов/заработной платы) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов/заработной платы 10% населения (работников) с самыми высокими доходами/заработной платой и 10% населения (работников) с самыми низкими доходами/заработной платой.
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов/заработной платы) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов/заработной платы от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы/заработная плата.
Децильный коэффициент (коэффициент дифференциации доходов) характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения.
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины производится на основании данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации - в целом по Российской Федерации, в порядке установленном законами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
Численность населения/домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума (малоимущего населения/домашних хозяйств) определяется на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств путем соизмерения располагаемых ресурсов каждого обследованного домашнего хозяйства с величиной прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума для домашнего хозяйства в целом определяется исходя из его состава как сумма соответствующих показателей, установленных в конкретном субъекте Российской Федерации для различных социально-демографических групп населения.
В расчетах численности малоимущего населения (малоимущих домашних хозяйств) данные по отдельно взятому домашнему хозяйству рассматриваются только за квартальный период обследования (а не в среднем за год), что в условиях неравномерности поступления доходов приводит к смещению в годовых оценках численности малоимущего населения, получаемых по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
Малоимущее население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов в два и более раза ниже величины прожиточного минимума рассматривается как крайне бедное население/домашние хозяйства.
Дефицит денежных доходов/располагаемых ресурсов малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.
Распределение населения по величине среднедушевых денежных потоков представлены в таблице 5.
Таблица 6 - Распределение населения по величине среднедушевых денежных потоков
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевыми |
||||
до 4000,0 |
20,5 |
14,3 |
9,9 |
7,4 |
4000,1-6000,0 |
17,7 |
14,8 |
12,2 |
10,3 |
6000,1-8000,0 |
14,7 |
13,6 |
12,3 |
11,1 |
8000,1-10000,0 |
11,2 |
11,3 |
10,9 |
10,4 |
10000,1-15000,0 |
17,1 |
19,1 |
20,2 |
20,4 |
15000,1-20000,0 |
8,4 |
10,6 |
12,3 |
13,3 |
20000,1-30000,0 |
10,4 |
9,6 |
12,2 |
14,1 |
свыше 30000,0 |
… |
6,7 |
10,0 |
13,0 |
Распределение общего объема денежных доходов по 20% группам населения представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Распределение общего объема денежных доходов по 20% группам населения
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы – всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20-процентным |
||||||
первая (с наименьшими доходами) |
5,4 |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
вторая |
10,1 |
10,1 |
9,9 |
9,7 |
9,8 |
9,8 |
третья |
15,1 |
15,1 |
14,9 |
14,8 |
14,8 |
14,8 |
четвертая |
22,7 |
22,7 |
22,6 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
пятая (с наибольшими доходами) |
46,7 |
46,7 |
47,3 |
47,9 |
47,8 |
47,8 |
из нее 10% населения с наивысшими доходами |
30,1 |
30,1 |
30,6 |
31,1 |
31,1 |
31,0 |
Коэффициент Джини |
0,409 |
0,409 |
0,416 |
0,423 |
0,422 |
0,422 |
Коэффициент фондов, в разах |
15,2 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
16,8 |
16,7 |
Децильный коэффициент, в разах |
7,0 |
7,0 |
7,2 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Неравенство в распределении общего объема денежных доходов между группами населения с различным уровнем материального достатка (кривая Лоренца) (Рисунок 1).
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет и т.д.) В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на одного члена домохозяйства. Среди работающих за основу берётся среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников). Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:
По каждой выделенной группе вычисляются:
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов. При их расчёте используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини). Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето- Лоренца – Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский статист и социолог В.Парето (1848-1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная законом Парето. Американский статистик и экономист О.Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название ''кривая Лоренца''.
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше её вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация. Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов
L=|y1-x1|+|y2-x2|+|y3-x3|+..+|
Где:
yi - доля доходов, сосредоточенная
у i-й социальной группы
xi - доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;
n- число социальных групп.
Экстремальные значения коэффициента Лоренца:
- L =0 в случае полного
равенства в распределении
- L =1- при полном неравенстве.
Об относительном неравенстве в распределении доходов может свидетельствовать доля площади отклонения от равномерного распределения (абсолютного равенства, т.е. площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и диагональю квадрата, в половине площади этого квадрата).
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
На графике диагональ квадрата соответствует равномерному распределению доходов (попарные доли населения и доходов совпадают) и означает полное отсутствие концентрации дохода, т.е. каждая группа населения получает доход пропорционально своей численности.
Чем ближе кривая Лоренца приближается к диагонали, тем более равномерно распределены доходы. Чем больше эта линия отклоняется от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше их концентрация.
В таблице 8 представим распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы.
Таблица 8 - Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2010 | |
Все работники |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе |
|||||
до 4200,0 |
48,5 |
38,1 |
29,0 |
19,1 |
2,6 |
4200,1-5000,0 |
8,1 |
7,8 |
6,8 |
5,7 |
6,9 |
5000,1-5800,0 |
7,0 |
7,0 |
6,3 |
5,5 |
4,4 |
5800,1-7400,0 |
10,3 |
11,2 |
11,6 |
10,9 |
8,7 |
7400,1-9000,0 |
7,3 |
8,8 |
9,4 |
9,4 |
8,2 |
9000,1-10600,0 |
4,9 |
6,5 |
7,5 |
8,2 |
7,8 |
10600,1-13800,0 |
5,7 |
8,0 |
10,2 |
12,8 |
13,9 |
13800,1-17000,0 |
3,0 |
4,5 |
6,4 |
8,4 |
11,2 |
17000,1-20200,0 |
1,7 |
2,6 |
4,0 |
5,7 |
8,5 |
20200,1-25000,0 |
1,4 |
2,1 |
3,4 |
5,2 |
8,8 |
25000,1-35000,0 |
1,2 |
1,8 |
3,0 |
4,9 |
9,6 |
35000,1-50000,0 |
0,6 |
0,8 |
1,4 |
2,4 |
5,3 |
свыше 50000,0 |
0,3 |
0,6 |
1,0 |
1,8 |
4,1 |
Информация о работе Прогнозирование уровня доходов населения