Разработка программы статистического наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Глубокое всестороннее исследование любого экономического или социального процесса предполагает измерение его количественной стороны и характеристику его качественной сущности, места, роли и взаимосвязей в общей системе общественных отношений. Прежде чем приступить к использованию статистических методов изучения явлений и процессов общественной жизни, необходимо иметь в своем распоряжении исчерпывающую информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования. Процесс статистического исследования предполагает проведение следующих этапов:
сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка;

Содержание работы

Введение
1.Понятие программы статистического наблюдения
2. Разработка программы статистического наблюдения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Программа статистистического наблюдения.docx

— 31.16 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

1.Понятие программы статистического  наблюдения

2. Разработка программы  статистического наблюдения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глубокое всестороннее исследование любого экономического или социального  процесса предполагает измерение его  количественной стороны и характеристику его качественной сущности, места, роли и взаимосвязей в общей системе  общественных отношений. Прежде чем  приступить к использованию статистических методов изучения явлений и процессов  общественной жизни, необходимо иметь  в своем распоряжении исчерпывающую  информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования. Процесс статистического  исследования предполагает проведение следующих этапов:

    • сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка;
    • систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки;
    • обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировка выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.

Статистическое наблюдение – первый и исходный этап статистического  исследования, который представляет собой систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс  сбора первичных данных о различных  явлениях социальной и экономической  жизни. Планомерность статистического  наблюдения заключается в том, что  оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления  итоговых материалов. Массовый характер статистического наблюдения обеспечивается наиболее полным охватом всех случаев  проявления изучаемого явления или  процесса, т. е. в процессе статистического наблюдения подвергаются измерению и регистрации количественные и качественные характеристики не отдельных единиц изучаемой совокупности, а всей массы единиц совокупности. Систематичность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться не случайным образом, т. е. стихийно, а выполняться либо непрерывно, либо регулярно через равные промежутки времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие программы  статистического наблюдения

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации  в процессе наблюдения (или на которые  должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые  имеют наибольшее практическое и  теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного  объекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта  и целями статистического исследования. Отсюда, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь правильно с научных  позиций составленная программа  и строго достоверные данные –  это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие  в определенных показателях весь ход реализации мер социально-правового  контроля над преступностью, ее уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ – теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социально-правовому  контролю над ней.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы  наблюдения.

Целы практически любого статистического наблюдения – получение  достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.

Объект уголовно-правовой статистики. Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой — охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющей собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемых).  Конечно, преступность— это не только арифметическая совокупность преступлений. В содержательном плане она обнаруживает себя как определенная грань функционирования социального организма — общества и государства. За совокупностью преступлений (и преступников) надо видеть, что мы имеем дело с отрицательным явлением, нарушающим нормальное функционирование данной социальной системы, свидетельствующим о существенном неблагополучии в ней. Так, на протяжении последних трех лет преступность в нашей стране как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния формируется в силу, реально угрожающую социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности повышает социальную напряженность, вызывает возрастающее и обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Всякий объект статистического  наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — неделимый  составной элемент изучаемой совокупности, признаки которого регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения все проживающие в стране люди — это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек — единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует  отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица —  это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность — это данные как о фактах преступлений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда различаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь — декабрь 1997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке подобной картины необходимо помнить, что статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают следствием распространенности групповой преступности, а также совершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступления: в группе'— 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества — 16 100.

По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в производстве), именуемое иногда в правоохранительной практике единицей учета.

Единицы измерения в уголовной  статистике обусловливаются целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, например определение объема проделанной работы, то же уголовное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательно, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, рейдирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над  преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики – характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней – она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины  и условия, способствующие совершению  преступлений, а также личность  преступника;

2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»);

3) деятельность органов  прокуратуры;

4) деятельность органов  МВД России;

5) деятельность судебных  органов;

6) деятельность учреждений  ФСИН;

7) деятельность других  правоохранительных органов.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвязанных  показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей  отчетности, составляемой на основе первичных  документов, поэтому рассмотрим ее подробно при ознакомлении с отчетностью  в правоохранительных органах.

К программе статистического  наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы  должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие  изучаемое явление, быть точными  и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок  расположения вопросов (признаков) обеспечит  получение достойных сведений об изучаемом явлении. В программу  наблюдения Несообразно включать вопросы  контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора  и обработки данных позволяют  создавать такие программы статистического  наблюдения, которые гибко реагируют  на особенности явлений или изучаемых  совокупностей. Это широко практикуется и при проведении криминологических  исследований отдельных проблем  преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специальной бланке – статистическом формуляре.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия отчет, статистическая карточка, переписной лист опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы  формуляров – индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается  для регистрации одной единицы  наблюдения и ее признаков. При списочной  системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому  формуляру обычно прилагается подробная  инструкция, в которой объясняются  цели и задачи наблюдения, порядок  заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его  заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее  время получают распространение  технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная  технология сбора информации и введения ее в ЭВМ.

Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются  в форму, воспринимаемую современной  техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие операции при формировании больших  массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков  объектов статистического наблюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации  преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением  охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия (отчетные единицы).

Информация о работе Разработка программы статистического наблюдения