Развитие Российской Государственной статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 10:12, реферат

Описание работы

Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. министерствам было поручено проводить сбор письменных отчетов. 8 сентября (20 сентября по новому стилю) 1802 года началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.
Коренные преобразования социально-экономической жизни современной России определили неизбежность реформирования государственной статистики с целью адаптации ее к рыночной экономике. Характер государственной статистики и основные направления ее развития неразрывно связаны с историей страны, во многом определяются задачами и способами управления экономикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………….............................3Глава 1. Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России (конец XVIII века - 20-е годы XIX века)……………………………….. 5
Глава 2. Развитие системы государственной статистики и зарождение ее методологических основ (первая половина 30-х годов — начало 60-х годов XIX века) ……………………………………8
Глава 3. Становление земских статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)…………………………………………..10
Глава 4. Советский период деятельности органов государственной статистики (1918-1991 годы)……………16
Глава 5. Российская государственная статистика в период перехода к рыночной экономике…………………21
Глава 6. Российская государственная статистика. Личности………24
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованных источников:………………………………...27

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

В 1834 году в Совете Министерства внутренних дел учреждается  особое Статистическое отделение (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 9, отделение 2). Согласно утвержденным 20 декабря 1834 г. Правилам о Статистическом отделении при Совете Министерства внутренних дел, целью его учреждения было составление подробных и, по возможности, точных описании состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Кроме этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о городских доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.

Комитеты открывались  медленно, к 1853 г. они были образованы в 33 из 49 губерний европейской части  России.

В 1837 г. была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.).

Утвержденный  образец годового отчета с приложением, состоящим из 27 таблиц, 7 марта 1843 года был разослан всем начальникам губерний  (Письмо Департамента общих дел Министерства внутренних дел №1514 от 07 марта 1843 г.).

При Министерстве внутренних дел с 1847 г. был учрежден Временный комитет для «люстрации» помещичьих имений Западного Края. Эта люстрация должна была состоять в подробном хозяйственном описании каждого имения, в измерении и классификации земель, их оценке и т.д. Комитет испытывал трудности из-за недостатка технических кадров и средств. Было предложено соединить работы по люстрации помещичьих имений с прочими статистическими работами, проводимыми в министерстве.

22 декабря 1852 года по Высочайшему повелению  взамен существующих в Министерстве  внутренних дел Временного Люстрационного  комитета и Статистического отделения Совета был учрежден Статистический комитет под непосредственным ведением и руководством Министра внутренних дел (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 27, отделение 1).

4 марта 1858 года  Статистический комитет был реорганизован в Центральный статистический комитет (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 33, отделение 1). По роду возлагаемых на него работ он подразделялся на два отдела: Статистический и Земский. Задачи Статистического отдела состояли в сборе, критической проверке, приведении в порядок и обработке статистических данных по всем отраслям управления, необходимых для правительства, публикации своих трудов. Земский отдел занимался предварительным обсуждением и обработкой всех дел, касающихся земско-хозяйственного устройства.

Центральному  статистическому комитету предоставлялось  право требовать статистические материалы по предметам, входящим в  круг его действий, не только от департаментов  Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. Центральному статистическому комитету подчинялись все губернские Статистические комитеты, которым Центральный комитет должен был давать надлежащие наставления и руководства по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ.

Сложившаяся в  России организация правительственной  статистики представляла несомненный  шаг вперед по сравнению с существующей в начале XIX века.

В 50-е годы Министерством  внутренних дел был выполнен ряд  специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г. По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.

В 1852 г. был издан  сборник данных за 1849 г. по стране в  целом, основанный на материалах отчетности губерний «Статистические таблицы  по сведениям за 1849 г.». Разработка данных о помещичьем землевладении была издана в 1860 г. под названием «Приложения к трудам Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Работы по статистике городов были опубликованы в двух фундаментальных статистических изданиях: двухтомном сборнике «Общественное устройство и хозяйство городов» (1859 г.) и многотомном «Городские поселения в России» (начатом в 1859 г. и завершившемся уже в пореформенные годы).

— наличие органической связи статистики с науками, изучающими общественную жизнь (Н. И. Надеждин «Объем и порядок обозрения народного богатства, составляющего предмет хозяйственной статистики», 1845);

 — необходимость  для статистики основываться  на выводах общественных наук, рассматривающих конкретную исследуемую статистиком область жизни (Д. А. Милютин «Критическое исследование значения Военной Географии и Военной Статистики», СПб., 1846);

 — большое  значение статистики как средства  обоснования выводов общественных  наук и обеспечения их дальнейшего развития (Д. А. Милютин, указанная выше работа).

 

Глава 3. Становление земских  статистических органов и развитие государственной статистики в России (начало 60-х годов XIX века - начало XX века)

 

Вступивший  в 1855 г. после смерти Николая I на царский престол его старший сын Александр II (1855-1881) в поисках более гибких методов управления пошел на некоторые крупные социальные преобразования. По указанию правительства в губерниях были созданы дворянские губернские комитеты по подготовке крестьянской реформы. 19 февраля 1861 года  Александром II были подписаны законопроекты об отмене крепостного права.

После падения  крепостного права был проведен ряд реформ политического характера, в том числе и реформа местного управления.

В 1864 г. были созданы выборные органы власти в масштабе губернии и уезда - земские учреждения (земства). В ходе реформ 60-х годов они появились в 33 губерниях России (к 1914 году - в 43-х). Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п.

Органами земств были губернские и уездные собрания, созывавшиеся один раз в год, губернские и уездные земские управы, непосредственно ведавшие делами земств (исполнительные органы), избиравшиеся на трехлетний срок.

Земства контролировались Министерством внутренних дел и  губернаторами, имевшими право отменять постановления земского учреждения. Основным источником средств для деятельности земских учреждений были местные сборы, взимавшиеся с учетом стоимости недвижимого имущества и его доходности.

Земским учреждениям  требовались подробные статистические данные, необходимые для правильного  ведения хозяйств, которые не могли им дать правительственные органы. Многие земства взялись за организацию своей собственной местной статистики. К концу XIX века из 34 земских губерний в 25-ти были статистические органы. Создавались они либо путем приглашения на службу одиночных статистиков, в обязанности которых входили поиск и приведение в систему необходимого земству материала, либо созданием бюро.

Способом получения  информации была выборка сведений из существующих первичных записей  и в дополнение к этому - сбор данных на местах через волости, учителей народных училищ, других агентов, не экспедируя на места членов бюро.

 Возникнув  как оценочная, с началом сбора  материалов об объектах земского  обложения земская статистика  очень скоро поставила перед  собой задачи изучения экономической жизни России, состояния и развития деревни.

И в тех земствах, где статистики не ограничились определением ценности и доходности источников обложения, были сложнее организация и работа статистического бюро, богаче и разнообразнее  собранные материалы. Среди таких земств выделяются два типа: Московский и Черниговский. Общее у них - сбор данных экспедиционным способом, т.е. члены статистического бюро, объезжали один за другим все уезды и на местах собирали материал по всем тем вопросам, которые требовались программой исследования. Различие состояло в целях и приемах работы.

Черниговская  статистика остановилась на определении  количества и качества земельных  угодий, московская - на положении земледелия и земледельческого населения, на способах и формах приложения труда к земле.

У черниговских статистиков главнейшим предметом  исследования была земля, у московских люди, обрабатывающие землю. По черниговской системе работа начиналась с выписки  по угодьям, нанесения границ дач  на топографическую карту, установления сортов почв на месте приехавшим членом бюро по заранее принятой классификации, получения сведений об урожайности в каждой даче.

По этим данным выводилась средняя урожайность  сортов почвы в уезде, средняя  урожайность дачи.

 

Детальность учета  в земской статистике превышала все, что встречалось ранее в статистической практике. Использовались развернутые программы наблюдения, совершенствовались методы наблюдения, широко применялись группировки, получили дальнейшее развитие статистические таблицы. В развитии земской статистики большую положительную роль сыграли съезды и совещания статистиков. С 1887 по 1917 год было созвано 17 съездов  (совещаний). Кроме исследования крестьянского быта, бюджетов, земские статистики занимались изучением народного образования, а с начала 80-х годов - санитарно-медицинской статистикой.

В своем развитии земская статистика прошла три этапа:

- возникновение  и систематическое проведение  статистических работ (1870-1894); в  этот период в организационном  и финансовом отношении земские статистические органы были независимыми от правительства;

- расширение  программ работ, включая проведение  имущественной оценки (1894-1900); в этот  период деятельность земских  статистических органов была  поставлена под правительственной  контроль;

- период, когда статистические работы земств субсидировались правительством (1900-1917), что ограничило их независимость. Практически статистические работы земств прекратились с началом первой мировой войны.

Существенный  вклад в развитие земской статистики внесли В. И. Орлов (руководитель Московского земского статистического бюро в 1876-1885 гг.), П. П. Червинский, В. Е. Варзар, С. А. Харизоменов, В. Г. Громан  (руководитель статистики Пензенского земства), Ф. А. Щербина (руководитель статистического бюро Воронежского земства, член-корреспондент Российской Академии наук (1904 г.) и др.

Работы по организации  государственной статистики, активизировавшиеся в 40-50-х годах XIX века, продолжились и  в 60-х.

Сложившаяся в  эти годы, она сохранилась почти  в том же виде на протяжении всего пореформенного периода.

Повелением  Императора 27 июля 1861 года "для обеспечения  успешного хода крестьянских дел" из Центрального статистического комитета в самостоятельное учреждение выделяется Земский отдел. Согласно утвержденному положению дела, вносимые в Совет Министра по земско-хозяйственному устройству, производятся и исполняются по Земскому отделу. (Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 36, отделение 2).

Положение об устройстве статистической части при Министерстве внутренних дел было утверждено 30 апреля 1863 года Императором Александром II (Мнение Государственного Совета с резолюцией Императора Александра II  "Быть по сему". Полное собрание законов Российской Империи, собрание 2, том 38, отделение 1). В положении предусматривалось создание Статистического совета и Центрального Статистического комитета Министерства внутренних дел.

В 1866 г. вышел  первый сборник Центрального статистического  комитета "Статистический временник  Российской Империи". Он содержал сведения о территории, населении, промышленности, торговле, транспорте, народном образовании, уголовной статистике и др. Это был первый российский статистический ежегодник (с 1905 г. - "Ежегодник России", с 1912 г. - "Статистический ежегодник России").

На рубеже XIX-XX веков опыт правительственной и  земской статистики в России позволил научно осмыслить применение статистики в различных отраслях. Начали зарождаться  отраслевые статистики: сельскохозяйственная, промышленная, железнодорожного транспорта, торговли, статистика труда, бюджетная статистика и статистика населения.

Этот период характеризуется широким использованием в статистической практике различных  обследований и переписей.

Важнейшей была перепись населения Российской Империи 1897 г. (до нее источником данных служили ревизии), которой предшествовал длительный период подготовки. С 1862 по 1897 годы было проведено 98 местных переписей населения в городах (1869 г. под руководством П. П. Семенова; 1881 и 1890 гг. - Ю. Э. Янсона; 1882 г. - А. И. Чупрова, И. И. Янжула, А. С. Посникова).

Всеобщая перепись населения проводилась по состоянию  на 9 февраля (28 января) 1897 г. под руководством П. П. Семенова. Учитывались три категории  населения: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов.

Перепись прошла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах "Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г." и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам.

Информация о работе Развитие Российской Государственной статистики