Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:28, доклад
Руководители лизинговых компаний Сибири сдержанно оценивают рост рынка, хотя данные статистики говорят об обратном. Итоги первого полугодия подтвердили наметившуюся тенденцию к усилению роли государственных лизинговых компаний. В первом полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний — участников нашего традиционного исследования — составил 45,7%. Рост шел в основном за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам исследования.
Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года
Лучшие дрожжи — госпроекты
Руководители лизинговых компаний Сибири сдержанно оценивают рост рынка, хотя данные статистики говорят об обратном. Итоги первого полугодия подтвердили наметившуюся тенденцию к усилению роли государственных лизинговых компаний
В первом полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний — участников нашего традиционного исследования — составил 45,7%. Рост шел в основном за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам исследования.
Динамика превосходит
общероссийские показатели: по предварительным
оценкам агентства «Эксперт РА»
(федеральный рейтинг будет
Ключевое отличие от прошлого года — спрос рос не только на восстановлении старых связей. По словам главного аналитика «Росагролизинга» Евгения Юдина, за первое полугодие клиентская база компании выросла на 2,6 тыс. юридических лиц. И новые клиенты пришли совсем не за дешевым оборудованием, на это указывает существенно (на 80%) возросшая сумма одной сделки. В целом же сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС — 8,79 млрд рублей.
Основные сегменты
Практически весь новый бизнес
лизинговых компаний — это транспорт
и специальная техника (в первую
очередь вагоны, грузовики и тракторы).
Лидер рейтинга — группа компаний
«Альфа-Лизинг» — поднялась на
эту строчку за счет дорогостоящей
железнодорожной техники (на нее
приходится 93% объемов нового бизнеса
группы в Сибири). «Драйвером роста
по-прежнему остается рынок железнодорожного
транспорта. Наш портфель в СФО
сформирован в основном в данном
сегменте. Открыв новые филиалы, мы
планируем диверсифицировать
Сегменты грузового
Ресурсы местных игроков на этом поле ограничены, поэтому они вынуждены искать другие ниши. Например, лизинг легковых автомобилей — один из перспективных и недооцененных, по мнению экспертов, сегментов. «Пока относительно небольшая доля транспорта приобретается юридическими лицами в лизинг (1–3% от общего объема продаж по сравнению с 20–30% в Европе). Крупные автолизинговые компании с долгосрочным западным финансированием привносят на этот рынок новые продукты и расширяют возможности приобретения служебного транспорта юридическими лицами и предпринимателями», — говорит вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Пока можно говорить о том, что компании, ориентированные исключительно на автолизинг (Carcade и частично Europlan) чувствуют себя на рынке достаточно уверенно и показывают хорошую динамику портфеля.
Рост на госпрограммах
Госкомпании растут и агрессивно привлекают новых клиентов, так как имеют доступ к сравнительно недорогому фондированию и участвуют в отраслевых программах модернизации, инициированных государством. «Принятие Постановления Правительства № 1212, обеспечивающего возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, простимулировало спрос на региональные воздушные суда. Авиакомпании стали активнее обновлять свой парк. В деятельности ГТЛК в регионе стоит отметить контракты с авиакомпаниями «Томск Авиа» и «КрасАвиа» на поставку малых воздушных судов. А рост спроса на дорожную технику обусловлен увеличением финансирования отрасли, воссозданием системы дорожных фондов. Спрос на лизинг пассажирского транспорта стимулируют различные региональные программы, а также ужесточение требований к техническому состоянию автобусных парков», — приводит примеры директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский.
Подобная ситуация складывается и в сегменте сельскохозяйственной техники. Программа обновления парка сельхозтехники, реализуемая при поддержке федерального бюджета, позволила «Росагролизингу» показать прирост портфеля на 263% (при этом доля сельхозтехники в новом бизнесе составила 87%). «В целях развития направления нашей компанией проводится целенаправленная работа по снижению стоимости предметов лизинга и увеличению гарантийных сроков со стороны производителей техники», — рассказал главный аналитик «Росагролизинга» Евгений Юдин.
Безусловно, госпроекты — это благо для лизинга. И руководители лизинговых компаний на протяжении многих лет, как мантру, твердят слова о том, что глобального роста рынка стоит ждать только с появлением больших инфраструктурных проектов, под которые их клиенты получат соответствующее финансирование. Но монополизация рынка госкомпаниями — опасная тенденция. Ведь государственный лизинг проникает даже в те сегменты, где успешно работает частный капитал. Итогом чего становится ухудшение качества портфеля частных компаний и уход части из них с рынка. «Рынку нужна конкуренция, а большая доля компаний с государственным участием приводит к снижению рентабельности в целом. В то же время, госкомпании рассчитаны на стандартизированный продукт — чаще это железнодорожный и авиатранспорт — в других сегментах гораздо сложнее делать стандартные продукты и типовые решения. Сделать типовой продукт на рынке оборудования — крайне сложно. В подобных сегментах небольшие региональные компании более мобильные и гибкие, они могут быстро подстраиваться к изменениям на рынке. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций», — считает Александр Михайлов.
Еще одно вечно перспективное
направление — это оперативный
лизинг (аренда оборудования с последующим
возвратом лизингодателю), на недостаточное
законодательное закрепление
У второго участника рейтинга, отразившего сделки оперативного лизинга в анкете, — компании «Росагролизинг» — речь и вовсе шла о передаче уже работающей техники, изъятой у сублизингодателя, напрямую лизингополучателям. «Сделки сублизинга сегодня заключаются значительно реже, чем лизинг в «чистом виде». Но в некоторых ситуациях он действительно является неплохим вариантом защиты интересов участников лизинговой сделки. Существуют два варианта, когда стороны прибегают к договору сублизинга: слабое финансовое состояние лизингополучателя или желание контролировать дочернюю компанию и ее бизнес. В первом случае — это компании-новички, пока не состоявшиеся как самостоятельный устойчивый бизнес, во втором — удобный инструмент в руках крупных компаний и холдингов. Для успешной реализации данного инструмента необходимо в первую очередь введение в законодательство понятия оперативного лизинга и придание ему правового статуса», — отмечает ведущий аналитик «Росагролизинга» Дмитрий Бакавчук.
Наконец, важный резерв роста
— это появление в регионе
сложных индустриальных проектов. По
общему мнению экспертов, промышленные
предприятия реанимировались
Информация о работе Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года