Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:28, доклад

Описание работы

Руководители лизинговых компаний Сибири сдержанно оценивают рост рынка, хотя данные статистики говорят об обратном. Итоги первого полугодия подтвердили наметившуюся тенденцию к усилению роли государственных лизинговых компаний. В первом полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний — участников нашего традиционного исследования — составил 45,7%. Рост шел в основном за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам исследования.

Файлы: 1 файл

Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года.docx

— 20.36 Кб (Скачать файл)

Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года

Лучшие дрожжи — госпроекты

Руководители  лизинговых компаний Сибири сдержанно  оценивают рост рынка, хотя данные статистики говорят об обратном. Итоги первого полугодия подтвердили наметившуюся тенденцию к усилению роли государственных лизинговых компаний

В первом полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинговых компаний — участников нашего традиционного  исследования — составил 45,7%. Рост шел  в основном за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки  лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам исследования.

Динамика превосходит  общероссийские показатели: по предварительным  оценкам агентства «Эксперт РА» (федеральный рейтинг будет опубликован  в октябре), в целом по России сумма  заключенных контрактов лизингодателей выросла на 37% по сравнению с первой половиной 2011 года. Объем нового бизнеса  составил по России в целом 712 млрд рублей, при этом совокупный лизинговый портфель увеличился до 2,1 триллиона. Объем нового бизнеса участников нашего исследования на 1 июля 2012 года лишь немного превысил 22 млрд рублей, а совокупный лизинговый портфель достиг 51,3 млрд рублей. «На рынке наблюдается оживление, но сдержанное. Летние колебания курса рубля практически не отразилось на планах клиентов: в целом бизнес стал спокойнее относиться к ситуациям на финансовых рынках», — рассказывает заместитель генерального директора «Сименс Финанс» по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач.

Ключевое отличие от прошлого года — спрос рос не только на восстановлении старых связей. По словам главного аналитика «Росагролизинга» Евгения Юдина, за первое полугодие клиентская база компании выросла на 2,6 тыс. юридических лиц. И новые клиенты пришли совсем не за дешевым оборудованием, на это указывает существенно (на 80%) возросшая сумма одной сделки. В целом же сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС — 8,79 млрд рублей.

Основные сегменты

Практически весь новый бизнес лизинговых компаний — это транспорт  и специальная техника (в первую очередь вагоны, грузовики и тракторы). Лидер рейтинга — группа компаний «Альфа-Лизинг» — поднялась на эту строчку за счет дорогостоящей  железнодорожной техники (на нее  приходится 93% объемов нового бизнеса  группы в Сибири). «Драйвером роста  по-прежнему остается рынок железнодорожного транспорта. Наш портфель в СФО  сформирован в основном в данном сегменте. Открыв новые филиалы, мы планируем диверсифицировать наш  бизнес в сторону автомобильного, грузового транспорта и спецтехники», — говорит директор по развитию ГК «Альфа-Лизинг» Иван Перелешин. Можно было бы говорить о монополизме в этом сегменте, если бы не позиции ГТЛК, также активно действующей в этом направлении.

Сегменты грузового автотранспорта и спецтехники растут намного  медленнее рынка — соответственно 12% и 18%. Спрос на обновление транспорта сохраняется, но у лизингодателей, которые  ориентированы только на эти сегменты, возникли заметные провалы в бизнесе. «Увеличение конкуренции за клиента  привело к существенному снижению ставок по лизингу. Наибольшим спросом  пользуются лизинговые продукты с наименьшей стоимостью. А источником финансирования по таким продуктам являются кредитные  организации, осуществляющие финансирование в рамках государственных программ», — указывает на причины сложившейся ситуации Елена Осетковская. То есть клиенты ориентируются на цену лизинга, а государство вмешивается в рынок, создавая особые условия для отдельных производителей техники. Заместитель генерального директора по финансам и экономике «Промышленно-инвестиционной компании» Владимир Поликаров отмечает, что аналогичную систему внедряют у себя и большие федеральные компании. И в последнее время спрос сместился в пользу продуктов с дотируемой ценой (когда лизинговая компания имеет скидку на товар поставщика, согласованную на федеральном уровне). «Наибольшим спросом пользуются программы, разработанные совместно с поставщиками. И мы ведем планомерную работу по увеличению совместных предложений, расширяем список партнеров-поставщиков», — объясняет начальник управления по работе с клиентами компании «ЭКСПО-лизинг» Андрей Коптелин.

Ресурсы местных игроков  на этом поле ограничены, поэтому они  вынуждены искать другие ниши. Например, лизинг легковых автомобилей — один из перспективных и недооцененных, по мнению экспертов, сегментов. «Пока  относительно небольшая доля транспорта приобретается юридическими лицами в лизинг (1–3% от общего объема продаж по сравнению с 20–30% в Европе). Крупные  автолизинговые компании с долгосрочным западным финансированием привносят на этот рынок новые продукты и расширяют возможности приобретения служебного транспорта юридическими лицами и предпринимателями», — говорит вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. Пока можно говорить о том, что компании, ориентированные исключительно на автолизинг (Carcade и частично Europlan) чувствуют себя на рынке достаточно уверенно и показывают хорошую динамику портфеля.

Рост на госпрограммах

Госкомпании растут и агрессивно привлекают новых клиентов, так как  имеют доступ к сравнительно недорогому фондированию и участвуют в отраслевых программах модернизации, инициированных государством. «Принятие Постановления  Правительства № 1212, обеспечивающего  возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, простимулировало спрос на региональные воздушные суда. Авиакомпании стали активнее обновлять свой парк. В деятельности ГТЛК в регионе стоит отметить контракты с авиакомпаниями «Томск Авиа» и «КрасАвиа» на поставку малых воздушных судов. А рост спроса на дорожную технику обусловлен увеличением финансирования отрасли, воссозданием системы дорожных фондов. Спрос на лизинг пассажирского транспорта стимулируют различные региональные программы, а также ужесточение требований к техническому состоянию автобусных парков», — приводит примеры директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский.

Подобная ситуация складывается и в сегменте сельскохозяйственной техники. Программа обновления парка  сельхозтехники, реализуемая при  поддержке федерального бюджета, позволила  «Росагролизингу» показать прирост портфеля на 263% (при этом доля сельхозтехники в новом бизнесе составила 87%). «В целях развития направления нашей компанией проводится целенаправленная работа по снижению стоимости предметов лизинга и увеличению гарантийных сроков со стороны производителей техники», — рассказал главный аналитик «Росагролизинга» Евгений Юдин.

Безусловно, госпроекты — это благо для лизинга. И руководители лизинговых компаний на протяжении многих лет, как мантру, твердят слова о том, что глобального роста рынка стоит ждать только с появлением больших инфраструктурных проектов, под которые их клиенты получат соответствующее финансирование. Но монополизация рынка госкомпаниями — опасная тенденция. Ведь государственный лизинг проникает даже в те сегменты, где успешно работает частный капитал. Итогом чего становится ухудшение качества портфеля частных компаний и уход части из них с рынка. «Рынку нужна конкуренция, а большая доля компаний с государственным участием приводит к снижению рентабельности в целом. В то же время, госкомпании рассчитаны на стандартизированный продукт — чаще это железнодорожный и авиатранспорт — в других сегментах гораздо сложнее делать стандартные продукты и типовые решения. Сделать типовой продукт на рынке оборудования — крайне сложно. В подобных сегментах небольшие региональные компании более мобильные и гибкие, они могут быстро подстраиваться к изменениям на рынке. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций», — считает Александр Михайлов.

Еще одно вечно перспективное  направление — это оперативный  лизинг (аренда оборудования с последующим  возвратом лизингодателю), на недостаточное  законодательное закрепление которого всегда сетуют лизинговые компании. Основное отличие таких сделок — это  форма договора, более низкая ставка удорожания (как правило), что связано  с удешевлением имущества по причине  физического износа. Тем не менее такие сделки на рынке СФО — пока штучный продукт, в этом году в соответствующей графе анкеты мы обнаружили цифры по данному финансовому инструменту только у двух компаний. «В первой половине 2011 года общий объем сделок оперативного лизинга в нашей компании составил более 35 миллионов рублей. Но они не носят систематического характера, в первой половине 2011 года они были, в этом году — нет. В оперативный лизинг приобретались в основном автотранспорт, спецтехника и недвижимость, и принимал участие в данных сделках только региональный бизнес» — говорит начальник финансового отдела ЗАО «Промышленно-инвестиционная компания» Анна Прохорова. При этом в компании отмечают, что рассчитывают на дальнейший выкуп оборудования (что идет против самой сути оперативного лизинга, который подразумевает возврат предмета лизинга компании).

У второго участника рейтинга, отразившего сделки оперативного лизинга  в анкете, — компании «Росагролизинг» — речь и вовсе шла о передаче уже работающей техники, изъятой у сублизингодателя, напрямую лизингополучателям. «Сделки сублизинга сегодня заключаются значительно реже, чем лизинг в «чистом виде». Но в некоторых ситуациях он действительно является неплохим вариантом защиты интересов участников лизинговой сделки. Существуют два варианта, когда стороны прибегают к договору сублизинга: слабое финансовое состояние лизингополучателя или желание контролировать дочернюю компанию и ее бизнес. В первом случае — это компании-новички, пока не состоявшиеся как самостоятельный устойчивый бизнес, во втором — удобный инструмент в руках крупных компаний и холдингов. Для успешной реализации данного инструмента необходимо в первую очередь введение в законодательство понятия оперативного лизинга и придание ему правового статуса», — отмечает ведущий аналитик «Росагролизинга» Дмитрий Бакавчук.

Наконец, важный резерв роста  — это появление в регионе  сложных индустриальных проектов. По общему мнению экспертов, промышленные предприятия реанимировались после  кризиса и активно занялись обновлением  производственных мощностей, ведь необходимость  замены оборудования по причине его  износа по-прежнему остается актуальной. «В 2012 году, несмотря на ожидания кризиса, в новые проекты модернизации входят производственные компании, приобретая дорогостоящее металлообрабатывающее оборудование, в основном произведенное в Европе. Стоимость одного производственного станка может превышать 200 тысяч евро», — говорит Елена Дергач.

     


Информация о работе Рейтинг лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2012 года