Роль ученического самоуправления в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его

Файлы: 1 файл

детское самоуправление.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Роль ученического самоуправления в развитии личности

Основное  предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы  работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как  известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его  сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд  привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словам В.М. Коротова, «воспитательное  значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников  к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека» [1, с.27].

Согласно исследованиям  Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них  формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие  управленческие ситуации и выявлять  причины, их породившие;

- предвидеть последствия  своих действий и действий  коллектива;

- оценивать создавшуюся  ситуацию и находить оптимальное  решение;

- анализировать и синтезировать  воспринимаемую управленческую  информацию;

- аргументировано и логично  отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать  свои действия, действия органов  самоуправления;

- определять перспективы  развития самоуправления, планировать  работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые  отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая  управленческая культура школьника  невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости». [3.c.54]

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит  в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем  коллективе, воспитанники приобретают  ряд моральных качеств, необходимых  человеку нашего времени, таких как:

1. прежде всего, это  личная ответственность каждого  за общее дело, за успехи своего  коллектива, глубокая преданность  общим задачам. Выступая при  правильной постановке самоуправления  в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах  общего дела свои личные интересы.

2. формируется и такое  важное качество, как принципиальность во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он(ученик.- А.Ю.) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным - в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание» [2.c. 49]. Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они, по словам В.М.Коротова, будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

3. участие в самоуправлении  развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести  в жизнь коллектива что-то новое.  В этом случае инициатива является  личным вкладом каждого члена  коллектива в улучшение работы  и жизни школы в целом.

Действительный смысл  воспитательной работы состоит не в  бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных  ситуаций, в которых проявляются  лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

В.М. Коротов делает акцент на том, что не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм» [1.c.22]. Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,1981.-280с

2.Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С.Макаренко.- М.: прсвещение,1988.-190 с.

3.Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение, 1988.-190 с

Департамент образования города Москвы

Московский государственный  гуманитарный университет имени  М.А.Шолохова

 

 

 

 

Педагогический факультет

Кафедра теории и методики воспитательной работы

 

Реферат на тему : «Детское самоуправление и его роль в развитии социально активной личности» 

По дисциплине : «Теория и методика воспитания»

 

 

    Выполнила студентка

                  Заочной формы обучения

                  5 курса, группы 5ПП (3,5)

                                    Яковлева М.С.

                                                                             Проверила

 

 

Москва, 2013


Информация о работе Роль ученического самоуправления в развитии личности