Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 1 файл

вопросы с ответами стат.doc

— 909.00 Кб (Скачать файл)

  
43. обобщающая оценка уровня жизни

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности.

Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

Одним из существенных недостатков  указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа  уровня жизни, является то, что они  содержат элементы, прямо не связанные  с уровнем жизни. Например, ВВП  включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т. д. Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями - коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество этих демографических показателей состоит в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 20-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др.

Индекс  стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться "индексом потребительских цен". Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Несмотря на то, что  в современной статистической теории и практике имеется несколько  показателей уровня общественного  благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • достигнутый уровень образования;
  • реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)).

 

44. расчет величины  прожиточного минимума 

 
 Для статистических характеристик  уровня жизни важно установление границ дохода, обеспечивающих минимально допустимый уровень, т.е. определение прожиточного минимума  
 Прожиточный минимум — следующий социальный стандарт, обобщенный показатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологических норм потребления товаров и услуг.

Минимальный потребительский  бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение — один к двум.

Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор  из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Содержание потребительской  корзины разрабатывается Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН и Институтом питания РАМН и утверждается Министерством труда и социального развития РФ один раз в пять лет. Условия переходного периода, когда экономическая ситуация меняется стремительно со сменой состава Правительства РФ (семь раз за семь лет), ставят эту норму вне экономической жизни населения.

Стоимость минимальной  потребительской корзины, т.е. ее содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский  бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России в ноябре 1992 г.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Расчеты включают расходы на одежду, обувь, посуду, лекарства, культтовары и мебель, расходы на транспорт, оплату жилья, коммунальные платежи, транспорт, налоги и сборы. Следовательно, структура бюджета минимального прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять — 46,1%, непродовольственные товары — 39%, услуги —13,2%, налоги и сборы — 2,7%.

Прожиточный минимум  дифференцирован по зонам России и по социально-демографическим  группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателям условий жизни в различных регионах России.

 

45. основные концепции  системы национальных счетов 

Построение СНС зиждется на двух основных теоретических концепциях: расширенного трактования производства и первичных доходов. Концепция получила название расширенной трактовки производства в связи с тем, что господствующая на территории СССР марксистская концепция общественного производства, используемая при построении балансов народного хозяйства (БНХ), основывалась на узком понимании производства. Содержание марксистской концепции заключается в том, что только материальное производство создает национальный доход (НД), который в процессе перераспределения потребляется непроизводительным сектором экономики, создающим нематериальный продукт в форме услуг.

Содержание концепции расширенной трактовки производства состоит в том, что СНС охватывает все отрасли и сферы экономической деятельности: производство материальных продуктов, производство услуг (научных, образовательных, здравоохранения, финансовых, страхования, транспортных, жилищно-коммунальных, искусства, культуры, государственного управления) и экономическую деятельность домашних хозяйств с определенными ограничениями. Эти ограничения состоят в том, что если домашние хозяйства для ухода за детьми, больными, для приготовления еды, уборки дома (квартиры) и т. п. используют наемный труд, то данная деятельность учитывается СНС; если же эту работу выполняют сами члены домашних хозяйств, то она не учитывается при подсчете валового внутреннего продукта и валового национального дохода.

  • В связи с отмеченным выше СНС выделяет такие виды экономической деятельности (ВЭД):
  • производство вещественных товаров для собственного потребления, для продаж и накопления;
  • производство нефинансовых услуг для продаж;
  • производство финансовых услуг для продаж;
  • производство услуг, предоставляемых органами государственного управления;
  • деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);
  • деятельность домашней наемной прислуги;
  • жилищные услуги, предоставляемые домовладельцами для собственного потребления (оцениваются по ставкам квартирной (арендной) платы за аналогичные дома и квартиры).

В объем годового производства не включают:

  • результаты естественного прироста растений и животных, если этот прирост произошел без участия трудовой человеческой деятельности;
  • изменение стоимости активов, обусловленное инфляционными факторами.

Концепция первичных доходов основывается, во-первых, на расширенном трактовании дохода, определяемого как какая-либо сумма денежных поступлений, во-вторых, на том, что определяющим признаком первичных доходов является включение их в цену товара. Первичные доходы распределяются между трудом, капиталом и государством, присваивающим поступления в госбюджет и местные бюджеты, а также в государственные целевые и внебюджетные фонды. К первичным доходам относят: заработную плату (до налогообложения) с отчислениями работодателей (в процентах от нее) в фонды социального страхования; валовую прибыль и валовые смешанные доходы; чистые косвенные налоги и чистые налоги на производство и на импорт.

Ко вторичным доходам относят все прочие доходы, не входящие в первичные.

Принципы построения СНС:

1. Отражение хозяйственного (экономического) кругооборота в следующих аспектах: производство, распределение, накопление и конечное потребление.

2. Группировка хозяйственных  единиц в секторы: предпринимательский,  общегосударственного управления, домохозяйств, некоммерческого сектора,  обслуживающего домохозяйства.

3. Разграничение движения  ресурсов и продуктов, с одной  стороны, и доходов — с другой.

4. Разграничение промежуточного  и конечного продуктов. Конечный  продукт — продукт, предназначенный  для конечного потребления домохозяйствами,  инвестиций или экспорта. Промежуточный продукт — продукт, используемый для производственного потребления.

5. Разграничение доходов  и затрат на текущие (осуществляемые  постоянно) и капитальные (единовременного  характера).

6. Разграничение налогов  на продукты и налогов на  производство. Налоги на продукты — это косвенные налоги, определяемые пропорционально цене или объему произведенного и реализованного продукта (НДС, акциз, пошлина, налог с оборота, налог с продаж и т. п.). Налоги на производство определяют пропорционально цене экономических ресурсов (факторов производства) в формах: земельного налога, налогов на строения, основной капитал, фонд оплаты труда и т. п.

СНС рассматривает субсидии как отрицательные налоги. Их тоже классифицируют на субсидии на производство и на продукты по тому же признаку. В денежную оценку ВВП включают чистые косвенные налоги, определяемые путем вычитания из косвенных налогов субсидий.

 

46.  методы расчета  ВВП

 

47. изучение состояния,  движения и использования основных  средств

В течение года возможны поступления новых основных средств или выбытие основных средств. Поэтому необходимо учитывать и измерять движения основных средств. Для этого в статистике используют понятие «среднегодовая стоимость основных средств». Для укрупненных расчетов среднегодовую стоимость основных фондов вычисляется по формуле: 
 
ОФ = (ОФнп+ОФкп)/2 
 
ОФнп – основные фонды на начало периода. 
 
ОФкп – стоимость основных фондов на конец периода. 
 
Для более точных расчетов среднегодовая стоимость основных фондов определяется по формуле:  
 
ОФn – стоимость основных фондов на n момент времени. 
 
Среднегодовая стоимость основных фондов с учетом движения определяется расчетом: 
 
 
 
ОФпост – основные фонды, поступившие в течение расчетного периода. 
 
ОФвыб – основные фонды, выбывшие в течение расчетного периода. 
 
t – количество месяцев в течение которых поступившие основные фонды находились в эксплуатации, т.е. от момента поступления до конца года не считая месяца поступления. 
 
t` - количество месяцев от момента выбытия и до конца года не считая месяца выбытия. 
 
Абсолютные значения стоимости основных средств фиксируются в типовых таблицах. На основании абсолютных значений рассчитываются относительные оценочные показатели, характеризующие движения основных средств. В том числе коэффициент поступления (коэффициент обновления) основных средств. 
 
 
 
Показывает долю основных средств, поступивших в течение расчетного периода в общей стоимости основных средств, которыми располагает фирма на конец расчетного периода.

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"