Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"
43. обобщающая оценка уровня жизни
Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности.
Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.
Одним из существенных недостатков
указанных стоимостных
Для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике использовался также индекс стоимости жизни, расчеты которого в нашей стране начали проводиться еще в 20-е гг. Стоимость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др.
Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин. Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться "индексом потребительских цен". Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.
Несмотря на то, что в современной статистической теории и практике имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя уровня жизни остается актуальным. В качестве примера такого показателя рассмотрим индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:
44. расчет величины прожиточного минимума
Для статистических характеристик
уровня жизни важно установление
границ дохода, обеспечивающих минимально
допустимый уровень, т.е. определение прожиточного минимума
Прожиточный минимум — следующий социальный
стандарт, обобщенный показатель или шкала
бедности, при разработке которого различают
два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном
выражении выступает как бюджет прожиточного
минимума и минимальный потребительский
бюджет. Бюджет прожиточного минимума
обозначает низкий жизненный стандарт,
рассчитанный с учетом минимальных физиологических
норм потребления товаров и услуг.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение — один к двум.
Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Содержание потребительской
корзины разрабатывается
Стоимость минимальной
потребительской корзины, т.е. ее содержание
в денежном выражении представляет
собой минимальный
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России в ноябре 1992 г.
Бюджет прожиточного
минимума представляет собой показатель
потребления важнейших
Прожиточный минимум дифференцирован по зонам России и по социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателям условий жизни в различных регионах России.
45. основные концепции системы национальных счетов
Построение СНС зиждется на двух основных теоретических концепциях: расширенного трактования производства и первичных доходов. Концепция получила название расширенной трактовки производства в связи с тем, что господствующая на территории СССР марксистская концепция общественного производства, используемая при построении балансов народного хозяйства (БНХ), основывалась на узком понимании производства. Содержание марксистской концепции заключается в том, что только материальное производство создает национальный доход (НД), который в процессе перераспределения потребляется непроизводительным сектором экономики, создающим нематериальный продукт в форме услуг.
Содержание концепции расширенной трактовки производства состоит в том, что СНС охватывает все отрасли и сферы экономической деятельности: производство материальных продуктов, производство услуг (научных, образовательных, здравоохранения, финансовых, страхования, транспортных, жилищно-коммунальных, искусства, культуры, государственного управления) и экономическую деятельность домашних хозяйств с определенными ограничениями. Эти ограничения состоят в том, что если домашние хозяйства для ухода за детьми, больными, для приготовления еды, уборки дома (квартиры) и т. п. используют наемный труд, то данная деятельность учитывается СНС; если же эту работу выполняют сами члены домашних хозяйств, то она не учитывается при подсчете валового внутреннего продукта и валового национального дохода.
В объем годового производства не включают:
Концепция первичных доходов основывается, во-первых, на расширенном трактовании дохода, определяемого как какая-либо сумма денежных поступлений, во-вторых, на том, что определяющим признаком первичных доходов является включение их в цену товара. Первичные доходы распределяются между трудом, капиталом и государством, присваивающим поступления в госбюджет и местные бюджеты, а также в государственные целевые и внебюджетные фонды. К первичным доходам относят: заработную плату (до налогообложения) с отчислениями работодателей (в процентах от нее) в фонды социального страхования; валовую прибыль и валовые смешанные доходы; чистые косвенные налоги и чистые налоги на производство и на импорт.
Ко вторичным доходам относят все прочие доходы, не входящие в первичные.
Принципы построения СНС:
1. Отражение хозяйственного (экономического) кругооборота в следующих аспектах: производство, распределение, накопление и конечное потребление.
2. Группировка хозяйственных
единиц в секторы:
3. Разграничение движения ресурсов и продуктов, с одной стороны, и доходов — с другой.
4. Разграничение промежуточного
и конечного продуктов.
5. Разграничение доходов
и затрат на текущие (
6. Разграничение налогов на продукты и налогов на производство. Налоги на продукты — это косвенные налоги, определяемые пропорционально цене или объему произведенного и реализованного продукта (НДС, акциз, пошлина, налог с оборота, налог с продаж и т. п.). Налоги на производство определяют пропорционально цене экономических ресурсов (факторов производства) в формах: земельного налога, налогов на строения, основной капитал, фонд оплаты труда и т. п.
СНС рассматривает субсидии как отрицательные налоги. Их тоже классифицируют на субсидии на производство и на продукты по тому же признаку. В денежную оценку ВВП включают чистые косвенные налоги, определяемые путем вычитания из косвенных налогов субсидий.
46. методы расчета ВВП
47. изучение состояния,
движения и использования
В течение года возможны
поступления новых основных средств или выбытие
основных средств. Поэтому необходимо
учитывать и измерять движения основных
средств. Для этого в статистике используют
понятие «среднегодовая стоимость основных
средств». Для укрупненных расчетов среднегодовую
стоимость основных фондов вычисляется
по формуле:
ОФ = (ОФнп+ОФкп)/2
ОФнп – основные фонды на начало
периода.
ОФкп – стоимость основных фондов
на конец периода.
Для более точных расчетов среднегодовая
стоимость основных фондов определяется
по формуле:
ОФn – стоимость основных фондов
на n момент времени.
Среднегодовая стоимость основных фондов
с учетом движения определяется расчетом:
ОФпост – основные фонды, поступившие
в течение расчетного периода.
ОФвыб – основные фонды, выбывшие
в течение расчетного периода.
t – количество месяцев в течение которых
поступившие основные фонды находились
в эксплуатации, т.е. от момента поступления
до конца года не считая месяца поступления.
t` - количество месяцев от момента выбытия
и до конца года не считая месяца выбытия.
Абсолютные значения стоимости основных
средств фиксируются в типовых таблицах.
На основании абсолютных значений рассчитываются
относительные оценочные показатели,
характеризующие движения основных средств.
В том числе коэффициент поступления
(коэффициент обновления) основных средств.
Показывает долю основных средств, поступивших
в течение расчетного периода в общей
стоимости основных средств, которыми
располагает фирма на конец расчетного
периода.