Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:55, курсовая работа
Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики. Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель непосредственно связан с количественной стороной социально-экономического явления. Следовательно, статистический показатель - это количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания.
Введение………………………………………………………………………….3-6
1 Понятие и предмет статистики ………… ……………………………..……7-14
2 Метод и основные категории статистики ……….………………….....….15-23
3 Система социально-политических показателей....... …………………..….23-30
Заключение…………………………………………………………………….31-34
Глоссарий…………………………………………………………………...….35-36
Список использованных источников…………
В настоящее время термин «статистика» употребляется в четырех значениях:
1. комплекс учебных дисциплин, обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних учебных заведениях;
2.
отрасль практической
3.
совокупность цифровых
4. статистические методы (в том числе методы математической статистики), применяемые для изучения социально-экономических явлений и процессов.
Статистика, как наука, представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социально-демографическая статистика и её отрасли.
Статистика – это самостоятельная общественная наука, которая изучает количественную сторону массовых явлений и процессов, исследует закономерности общественного развития в конкретных условиях, места и времени. Статистика изучает статистические закономерности, которые в отличие от динамических проявляются только в массовых процессах.
Теория статистики – наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает понятийный аппарат и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т. е. общую методологию статистического исследования массовых общественных процессов. Таким образом, теория статистики – методологическая основа всех отраслевых статистик.
Экономическая статистика разрабатывает и анализирует синтетические показатели, включая такие макроэкономические показатели, как:
Отрасли экономической статистики - статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. - разрабатывают и изучают статистические показатели развития соответствующих отраслей.
Социально-демографическая статистика формирует и анализирует систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны социальных условий и образа жизни населения; ее отрасли - статистика населения, политики, культуры, здравоохранения, науки, просвещения, права и т.д.
Задачей всех отраслевых статистик является разработка статистических показателей соответствующих отраслей.
Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли содействует ее совершенствованию в целом.
Между наукой-статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь:
1. статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований.
2. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определенны социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени. В определении предмета статистики подчеркивается несколько характерных особенностей статистики, как науки. Статистика изучает :
• массовые общественные явления при помощи статистических показателей и их динамику;
• количественную сторону массовых общественных явлений и дает количественное , цифровое освещение общественных явлений;
• количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием, наблюдает в обществе процесс перехода количественных изменений в качественные;
• количественную сторону общественных явлений в конкретных условиях места и времени, характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах;
• количественные связи между общественными явлениями, с помощью специальной методологии; используют математические методы при исчислении ряда статистических показателей, в свою очередь гуманитарные и естественные науки широко используют в своих исследованиях статистические методы сбора, обработки и анализа данных.
Итак, статистика – это комплекс учебных дисциплин, обеспечивающих овладение методологией статистического исследования массовых социально-экономических явлений и процессов с целью выявления закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
Сущность статистического наблюдения
Начальным этапом всякого статистического исследования служит планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни, называемый статистическим наблюдением. Значение этого этапа исследования определяется тем, что использование лишь вполне объективной и достаточно полной, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.
Статистическое наблюдение осуществляется путем оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах. Полученные таким образом данные представляют собой факты, так или иначе характеризующие явления общественной жизни. Использование аргументации, основанной на фактах, не противоречит применению теоретического анализа, поскольку всякая теория, в конечном счете, основывается на фактическом материале. Доказательная способность фактов еще больше возрастает в результате статистической обработки, обеспечивающей их систематизацию, представление в сжатом виде.
Статистическое наблюдение следует отличать от других форм наблюдений, осуществляемых в повседневной жизни, основанных на чувственном восприятии. Статистическим можно назвать лишь такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего их обобщения.
Систематическое наблюдение, осуществляемое непрерывно и обязательно по мере возникновения признаков явления, называется текущим. Текущее наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.
Виды статистического наблюдения дифференцируются с учетом различия информации по признаку полноты охвата совокупности. В связи с этим различают сплошное и не сплошное наблюдения. Сплошным называют наблюдение, учитывающее все без исключения единицы изучаемой совокупности. 4
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приёмы, совокупность которых образует методологию статистики. Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.
В основе статистической методологии лежит диалектический метод.
Диалектика рассматривает явления во взаимосвязи и во взаимозависимости, в динамике, обнаруживает причинно-следственные связи, выделяет главное и второстепенное. Принципы, категории и законы диалектики нашли отражение в конкретных статистических методах.
Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико-статистического исследования, состоящего из трёх основных стадий:
1. Сбор первичной статистической информации. На этой стадии исследования, в связи с необходимостью учета всего многообразия фактов и форм осуществления социально-экономических процессов и в соответствии с их массовым характером, применяется метод массового статистического наблюдения, обеспечивающий всеобщность, полноту и представительность (репрезентативность) полученной первичной информации.
2.
Статистическая сводка и
3.
Обобщение и интерпретация
При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы.
Статистическим преломлением закона перехода количественных изменений в качественные является закон больших чисел, который лежит в основе статистической методологии. Он гласит, что статистическая закономерность может проявляться с достаточной очевидностью только при массовом статистическом наблюдении, а полученные выводы тем более надежны, чем многочисленней объект исследования.
Доказано, что индивидуальные случайные отклонения от некоторого закономерного для данной совокупности процесса или уровня явления при достаточно большом числе единиц совокупности взаимопогашаются. В результате обнаруживаются причинно-следственные связи или измеряется типичный уровень явлений.
Основные категории статистики.
Статистика оперирует определенными категориями – понятиями, отражающими существенные, всеобщие свойства и основные отношения явлений действительности.
Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью.
Статистическая совокупность – это множество единиц (объектов, явлений), объединённых единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества.
Специфическим свойством статистической совокупности является массовость единиц, поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм.
Под единицами совокупности понимаются её неделимые первичные элементы, выражающие её качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков.
Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам.
Выделение качественно однородных статистических совокупностей является предпосылкой расчета обобщающих показателей, статистического изучения вариации, связей между признаками.
Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками.
Признак – это показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый, как случайная величина.
Значение каждого признака отдельной единицы совокупности (варианты) могут быть различными.
Вариация – это различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по разному сочетаются в каждом отдельном случае.
Наличие вариации является основной предпосылкой статистического исследования. Варьирующие признаки могут быть количественными , если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, оплата труда и прочее) и неколичественными (атрибутивными), не имеющими числового выражения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность и т д.)
Количественные признаки могут быть дискретными и непрерывными. Случаи, когда варианты признака могут принимать только одно из двух противоположных значений, говорят об альтернативном признаке. Признаки подразделяются на существенные, или главные, выражающие содержательную сторону явлений, и несущественные, или второстепенные, статистическому изучению подлежат существенные признаки.
Признаки, характеризующие статистическую совокупность, взаимосвязаны между собой, поэтому следует различать факторные (признаки-факторы) и результативные признаки.
Факторные признаки – это независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.
Результативные признаки – это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков.
Итак, квалификация, стаж работы – это факторные признаки, а производительность труда – это результативный признак.
Задачи статистической науки.
Статистическая совокупность состоит из массы отдельных единиц, разрозненных фактов. Задача статистики – установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся взаимосвязи и закономерности развития. Достигается это с помощью расчета статистических показателей и их анализа.
Задачи статистики можно условно разделить на две группы: