Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:26, контрольная работа
Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.
Введение 3
1. Система статистической отчетности судов и органов юстиции 4
Заключение 9
2. Задача 10
Список литературы 14
Министерство внутренних дел российской федерации
ФГОУ ВПО
Уфимский юридический институт
кафедра экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по правовой статистике
Система статистической отчетности судов и органов юстиции
Выполнил: слушатель 7 группы
Зачетная книжка № 121.
Уфа – 2012
Введение 3
1. Система статистической отчетности судов и органов юстиции 4
Заключение 9
2. Задача 10
Список литературы 14
Введение
Уголовный кодекс со времени своего возникновения в нашей стране (царская Россия, советская Россия, Российская Федерация) очень часто менялся по содержанию своей программы, единицами наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными единицами измерения считались судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с этим возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.
Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.
Как известно, роль правовой статистики в улучшении деятельности судов и органов юстиции весьма серьезна, так как именно она, наряду с другими источниками, даст возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительные и другие органы, как осуществляется правосудие. Таким образом, развитие правовой статистики становится одним из факторов становления правового общества.
юстиции
«Правовая статистика (уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая) учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблюдение так, чтобы освещать своими показателями отдельные стадии уголовного и гражданского процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов».1
Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документированных источников.
Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции (районных судов, а также областных судов и Верховного Суда РФ о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции) разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Госкомстатом РФ и состоит из следующих основных форм:
− Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел (форма № 1);
− Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (форма № 1-АП);
− Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (форма № 2);
− Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений (форма № 4).
В этих отчетах содержатся сведения о количестве и характере дел, рассмотренных судами, оперативности их рассмотрения, характере приговоров и решений, суммах материального ущерба от преступлений и его возмещения и т.д. Данные отчеты едины для всех категорий судов и представляются ими два раза в год: за первое полугодие и за год.
Основные формы
Форма № 1 Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел
Форма № 1-АП Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
Форма № 2 Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел
Форма № 4 Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений
Форма № 10 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания, особенностях применения уголовного наказания по наиболее тяжким преступлениям
Форма № 11 Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления
Форма № 12 Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте
Форма № 10-а Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ
Форма № 11-а Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства
На основе статистических карточек на подсудимых по всем делам, рассмотренных судами первой инстанции, в органах юстиции субъектов Федерации создаются электронные базы данных и следующие отчеты, предоставляемые в Министерство юстиции РФ на безбумажной основе:
− Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания, особенностях применения уголовного наказания, мерах наказания по наиболее тяжким преступлениям (форма № 10);
− Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11);
− Отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12);
− Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ (форма № 10-а);
− Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства (форма № 11-а).
Эти отчеты также представляются два раза в год. Отчеты форм № 10, 11 и 12 представляют особый интерес для анализа судимости, причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат большое количество показателей уголовно-правового и социально-демографического характера. Так, например, отчет формы № 10 отражает перечень групп преступлений по главам УК и их основных видов по статьям УК (по строкам) в соотношении с лицами (по графам), дела в отношении которых были прекращены, осужденными, в том числе по видам и мерам наказания, оправданными, признанными невменяемыми и т.д. В отчете формы № 11 тот же перечень групп и видов преступлений соотносится с подробной характеристикой осужденных (по месту жительства, возрасту, судимости, а также по отраслям хозяйства, где совершено преступление и т.д.).
Статистическая отчетность о работе по рассмотрению уголовных и гражданских кассационных и надзорных дел состоит из следующих отчетов:
− Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке (форма № 6);
− Отчет о рассмотрении в кассационном и надзорном порядке дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (форма № 6а);
− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке (форма № 7);
− Отчет о работе по рассмотрению
уголовных дел в порядке
− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора (форма № 9);
Отчеты форм № 6, 7, 8 и 9 содержат, наряду с данными о работе кассационной и надзорной инстанций, сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных судами первой инстанции, и позволяют, таким образом, судить о качестве работы данных судов.
Статистическая отчетность Верховного Суда РФ состоит из отчетов аналогичных форм, но отчеты по формам № 8 и 9 о работе основных подразделений ВС РФ (пленума, президиума, судебных коллегий) составляются отдельно по каждому подразделению.
Наряду с отчетностью судов Министерство юстиции располагает статистической отчетностью органов юстиции (нотариальных контор, органов ЗАГС, коллегии адвокатов, судебно-экспертных учреждений), предназначенной не только для контроля над деятельностью данных органов, но и для проведения различных социально-правовые исследований.2
Публикации данных правовой
статистики. Сведения государственной
и ведомственной статистической
отчетности правоохранительных органов
и судов публикуются в
− раздел «Общая характеристика
преступности» отражает сведения о
распределении
− раздел «Отдельные виды преступлений» освещает статистические данные об умышленных убийствах, о причинении тяжкого вреда здоровью, грабежах, кражах и других опасных деяниях;
− раздел «Общая характеристика судимости» отражает сведения о судимости, осужденных, мерах наказания в целом и по отдельным видам преступлений;
− а также другие разделы, в которых представлены сведения об аварийности на автотранспорте, состоянии пожарной безопасности и т.д., в том числе краткие данные о преступности и ее отдельных видах по странам СНГ.
Ежемесячно ГИЦ МВД РФ выпускаются сборники отчетов «О состоянии преступности и результатах расследования» и «Состояние преступности в России» (по форме № 1А), в которых представлен большой объем данных о криминологической ситуации и ее динамике в текущем году по России в целом и по субъектам Федерации.
Заключение
В итоге нашей правоохранительной системой собирается огромное количество первичных сведений о совершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. Я не располагаю данными по другим странам, где бы собиралось такое количество криминальной информации.
Сведения, собираемые на основе первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает принятие решений многих научно-практических задач. К великому сожалению, она чаще всего используется практическими органами уголовной юстиции не полно, выборочно, и, главным образом, для доказательства вышестоящими властями своей «способности» контролировать преступность. Эта статистическая база в полной мере не используется и научными юридическими учреждениями. Из научных работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи, социологи и некоторые другие специалисты. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительного права статистические данные используют крайне редко и несистемно. Дорогостоящая статистическая информация криминального характера пока остается ограниченно востребованной, что в первую очередь связано с недостаточным владением научными статистическими методами.
представлены следующие
группы по занятию на момент преступления:
рабочие – 398,8 тыс. чел.; крестьяне
– 51,2; служащие – 53,0; учащиеся – 87,1; лица
без постоянного источника
Задание: а) Рассчитайте показатели структуры за каждый год.
б) Представьте графически данные за два года.
в) Определите темпы роста каждого показателя за рассматриваемый период.
г) Сделайте выводы.
Решение
а)
Категория |
1993 |
1998 | ||
Количество лиц, совершивших преступления |
Количество лиц, совершивших преступления | |||
тыс. чел. |
% к итогу |
тыс. чел. |
% к итогу | |
Рабочие |
398,8 |
39,12% |
382,9 |
28,20% |
Крестьяне |
51,2 |
5,02% |
32,9 |
2,42% |
Служащие |
53 |
5,20% |
56 |
4,12% |
Учащиеся |
87,1 |
8,55% |
88,3 |
6,50% |
Лица без постоянного источника дохода |
429,2 |
42,11% |
797,9 |
58,76% |
Всего |
1019,3 |
100,00% |
1358 |
100,00% |
Информация о работе Система статистической отчетности судов и органов юстиции