Система статистической отчетности судов и органов юстиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.

Содержание работы

Введение 3
1. Система статистической отчетности судов и органов юстиции 4
Заключение 9
2. Задача 10
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)

Министерство  внутренних дел российской федерации 

 

ФГОУ ВПО

Уфимский  юридический институт

 

кафедра экономических  дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по правовой статистике

 

Система статистической отчетности судов и органов юстиции

 

    

Выполнил: слушатель 7 группы                           

3 курса ФЗО (3,6 лет)

набор 2010 года

специальность 030505.65

Правоохранительная деятельность

Перминова Е.Н.

Зачетная книжка № 121.

 

 

 

 

 

Уфа – 2012

ПЛАН:

Введение 3

1. Система статистической отчетности судов и органов юстиции 4

Заключение 9

2. Задача 10

Список литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уголовный кодекс со времени своего возникновения в нашей стране (царская Россия, советская Россия, Российская Федерация) очень часто  менялся по содержанию своей программы, единицами наблюдения и измерения. В дореволюционной России основными  единицами измерения считались  судопроисшествие, уголовное дело, рассмотренное в суде, осужденный. В начале советского периода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с этим возник учет в милиции, уголовном розыске, следственно-прокурорских и других правоохранительных органах, который в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.

Среди различных статистических форм учет осужденных ближе всего стоял  к учету преступлений. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться  в 1918 г. В последующие годы содержание этих листков непрерывно изменялось. Они заполнялись в низовых судах и направлялись непосредственно в ЦСУ. В НКЮ суды представляли только справки о судимости и ведомости и судебной политике. Учет осужденных был неполным. Листки на них не всегда заполнялись, они терялись при пересылке и не отражали не только фактически совершенных деяний, но и преступлений, рассмотренных в судах.

Как известно, роль правовой статистики в улучшении деятельности судов и органов юстиции весьма серьезна, так как именно она, наряду с другими источниками, даст возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительные и другие органы, как осуществляется правосудие. Таким образом, развитие правовой статистики становится одним из факторов становления правового общества.

 

 

  1. Система государственной статистической отчетности судов и органов 

юстиции

 

«Правовая статистика (уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая) учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с  оценкой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблюдение так, чтобы  освещать своими показателями отдельные  стадии уголовного и гражданского процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов».1

Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных  подразделений, а также иных документированных  источников.

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции  (районных судов,  а также областных судов и Верховного Суда РФ о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции)  разрабатывается Министерством юстиции и утверждается Госкомстатом РФ и состоит из следующих основных форм:

− Отчет о работе судов  первой инстанции по рассмотрению уголовных  дел (форма № 1);

− Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях (форма № 1-АП);

− Отчет о работе судов  первой инстанции по рассмотрению гражданских дел (форма № 2);

− Отчет о работе судов  по исполнению приговоров и решений (форма № 4).

В этих отчетах содержатся сведения о количестве и характере дел, рассмотренных судами, оперативности их рассмотрения, характере приговоров и решений,  суммах материального ущерба от  преступлений и его возмещения и т.д.  Данные отчеты едины для всех категорий судов и представляются ими два раза в год: за первое полугодие и за год.

Основные формы государственной  статистической  отчетности судов  первой инстанции

Форма № 1  Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел

Форма № 1-АП  Отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

Форма № 2  Отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел

Форма № 4  Отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений

Форма № 10  Отчет о числе  привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания,  особенностях применения уголовного наказания по наиболее тяжким преступлениям

Форма № 11  Отчет о составе  осужденных, месте совершения преступления

Форма № 12  Отчет об осужденных,  совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте

Форма № 10-а Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ

Форма № 11-а Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства

На основе статистических карточек на подсудимых по всем делам,  рассмотренных судами первой инстанции,  в органах юстиции субъектов Федерации создаются электронные базы данных и следующие отчеты,  предоставляемые в Министерство юстиции РФ на безбумажной основе:

− Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности  и мерах наказания,  особенностях применения уголовного наказания, мерах  наказания по наиболее тяжким преступлениям (форма № 10);

− Отчет о составе осужденных,  месте совершения преступления (форма № 11);

− Отчет об осужденных, совершивших  преступления в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12);

− Отчет о числе осужденных по каждой статье УК РФ (форма № 10-а);

− Отчет о судимости  по отдельным отраслям хозяйства (форма № 11-а).

Эти отчеты также представляются два раза в год. Отчеты форм № 10, 11 и 12 представляют особый интерес для анализа судимости, причин и условий, способствующих совершению преступлений, поскольку они содержат большое количество показателей уголовно-правового и социально-демографического характера.  Так,  например, отчет формы № 10 отражает перечень групп преступлений по главам УК и их основных видов по статьям УК (по строкам) в соотношении с лицами  (по графам),  дела в отношении которых были прекращены, осужденными,  в том числе по видам и мерам наказания,  оправданными,  признанными невменяемыми и т.д.  В отчете формы № 11 тот же перечень групп и видов преступлений соотносится с подробной характеристикой осужденных (по месту жительства, возрасту, судимости, а также по отраслям хозяйства, где совершено преступление и т.д.).

Статистическая отчетность о работе по рассмотрению уголовных  и гражданских кассационных и  надзорных дел состоит из следующих  отчетов:

− Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке (форма № 6);

− Отчет о рассмотрении в кассационном и надзорном порядке  дел с исключительной мерой наказания (смертной казнью) (форма № 6а);

− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке (форма № 7);

− Отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора (форма № 8);

− Отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке  надзора (форма № 9);

Отчеты форм № 6, 7, 8 и 9 содержат, наряду с данными о работе кассационной и надзорной инстанций, сведения об отмене, изменении решений и  приговоров,  вынесенных судами первой инстанции, и позволяют, таким образом, судить о качестве работы данных судов.

Статистическая отчетность Верховного Суда РФ состоит из отчетов  аналогичных форм, но отчеты по формам № 8 и 9  о работе основных подразделений ВС РФ  (пленума,  президиума,  судебных коллегий) составляются отдельно по каждому подразделению.

Наряду с отчетностью  судов Министерство юстиции располагает статистической отчетностью органов юстиции (нотариальных контор, органов ЗАГС, коллегии адвокатов, судебно-экспертных учреждений), предназначенной не только для контроля над деятельностью данных органов, но и для проведения различных социально-правовые исследований.2

Публикации данных правовой статистики. Сведения государственной  и ведомственной статистической отчетности правоохранительных органов  и судов публикуются в ежегодном  статистическом сборнике «Преступность и правонарушения», содержащем несколько разделов:

− раздел  «Общая характеристика преступности»  отражает сведения о  распределении зарегистрированных преступлений, лиц, их совершивших,  по субъектам РФ,  по степени тяжести,  по группам деяний и другим признакам в абсолютном и относительном (в расчете на 1000 человек населения) выражении;

− раздел «Отдельные виды преступлений»  освещает статистические данные об умышленных убийствах,  о причинении тяжкого вреда здоровью, грабежах, кражах и других опасных деяниях;

− раздел «Общая характеристика судимости» отражает сведения о судимости, осужденных, мерах наказания в целом и по отдельным видам преступлений;

− а также другие разделы, в которых представлены сведения об аварийности на автотранспорте, состоянии пожарной безопасности и т.д.,  в том числе краткие данные о преступности и ее отдельных видах по странам СНГ.

Ежемесячно ГИЦ МВД  РФ выпускаются сборники отчетов  «О состоянии преступности и результатах расследования»  и  «Состояние преступности в России» (по форме № 1А), в которых представлен большой объем данных о криминологической ситуации и ее динамике в текущем году по России в целом и по субъектам Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В итоге нашей правоохранительной системой собирается огромное количество первичных сведений о совершенном  преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. Я не располагаю данными  по другим странам, где бы собиралось такое количество криминальной информации.

Сведения, собираемые на основе первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной  и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает принятие решений многих научно-практических задач. К великому сожалению, она чаще всего используется практическими органами уголовной юстиции не полно, выборочно, и, главным образом, для доказательства вышестоящими властями своей «способности» контролировать преступность. Эта статистическая база в полной мере не используется и научными юридическими учреждениями. Из научных работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи, социологи и некоторые другие специалисты. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительного права статистические данные используют крайне редко и несистемно. Дорогостоящая статистическая информация криминального характера пока остается ограниченно востребованной, что в первую очередь связано с недостаточным владением научными статистическими методами.

 

  1. Задача: Среди лиц, совершивших в 1993 г. в России преступления, были

представлены следующие  группы по занятию на момент преступления: рабочие – 398,8 тыс. чел.; крестьяне  – 51,2; служащие – 53,0; учащиеся – 87,1; лица без постоянного источника дохода – 429,2 тыс. чел. В 1998 г. соответствующие данные составили: 382,9; 32,9; 56,0; 88,3; 797,9 тыс.чел.

Задание: а) Рассчитайте показатели структуры за каждый год.

б) Представьте графически данные за два года.

в) Определите темпы роста  каждого показателя за рассматриваемый  период.

г) Сделайте выводы.

 
Решение

а)

Категория

1993

1998

Количество лиц, совершивших  преступления

Количество лиц, совершивших  преступления

тыс. чел.

% к итогу

тыс. чел.

% к итогу

Рабочие

398,8

39,12%

382,9

28,20%

Крестьяне

51,2

5,02%

32,9

2,42%

Служащие 

53

5,20%

56

4,12%

Учащиеся 

87,1

8,55%

88,3

6,50%

Лица без постоянного  источника дохода

429,2

42,11%

797,9

58,76%

Всего

1019,3

100,00%

1358

100,00%

Информация о работе Система статистической отчетности судов и органов юстиции