Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:21, контрольная работа
В теоретическом аспекте — это, во-первых, общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними, и др.).
Во-вторых, конкретные научные методы исследования — определение целей и их ранжирование, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.
1.Объект и предмет системного анализа. Примеры. 3
2.Сложные системы и их основные свойства. Примеры сложных систем. 7
3.Имеет ли решение проблема коллективного выбора? 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
системный анализ
Оглавление
1.Объект и
предмет системного анализа.
2.Сложные
системы и их основные
3.Имеет ли решение проблема коллективного выбора? 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Основными методологическими компонентами системного анализа являются его цель, объект и предмет.
Объект системного анализа в теоретическом аспекте — это процесс подготовки и принятия решений; в прикладном аспекте — различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем1.
В теоретическом аспекте
— это, во-первых, общие закономерности
проведения исследований, направленные
на поиск наилучших решений
Во-вторых, конкретные научные методы исследования — определение целей и их ранжирование, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.
В-третьих, принципы интегрирования
различных методов и приемов
исследования (математических и эвристических),
разработанных как в рамках системного
анализа, так и в рамках других
научных направлений и
В прикладном плане системный анализ вырабатывает рекомендации по созданию принципиально новых или усовершенствованных систем.
Рекомендации по улучшению
функционирования существующих систем
касаются самых различных проблем,
в частности ликвидации нежелательных
ситуаций (например, ухудшение финансово-
Следует отметить, что объект системного анализа является в то же время объектом целого ряда других научных дисциплин, как общетеоретических, так и прикладных. Например, проблемами составления сбалансированного плана занимается планирование. Однако разработке такого плана в существенной мере будет способствовать использование принципов и методов, которые для решения любых проблем разрабатываются в рамках системного анализа.
Выделить предмет системного анализа, т. е. отнести системный анализ к категории наук, не представляется возможным, поскольку решением указанных выше проблем занимается целый ряд наук и других научных направлений.
Системный анализ означает
сознательное систематизированное
применение всей совокупности методов
анализа, уделение большого внимания вопросам
неопределенности и проверки полученных
результатов на чувствительность к
изменению показателей и
Предмет системного анализа и его место в общей структуре научных знаний определяются, прежде всего, тем, что он воплощает на практике идеологию системного подхода к изучению природных и общественных явлений с целью разрешения возникающих проблем. Это означает, что в основе его категориального аппарата, концепций, методов и приемов лежат идеи системного подхода, конкретизированные применительно к разрешаемой проблеме.
В историческом плане системный
анализ является преемником исследования
операций - направления кибернетики,
основанного на аппарате оптимального
математического
В настоящее время накоплен достаточный опыт практического применения методологии системного анализа для решения задач различного уровня значимости. Появились важные теоретические и практические результаты, позволяющие уточнить место этой дисциплины в общей структуре научных знаний и, самое главное, переосмыслить исходные положения, определяющие подход к постановке системных проблем, принципы, методы и процедуры их разрешения.
Объектом системного анализа выступают утилитарные проблемы различного иерархического уровня (от государственного до личного), связанные с созданием новых и совершенствованием (модернизацией) существующих организационных, технических, технологических, концептуальных, информационных, экономических, военных и других систем. К числу таких проблем относятся2:
• формирование социально-экономического
курса государства и
• планирование развития систем вооружения в условиях изменения военно-политической обстановки и обоснование тактико-технических требований к новым образцам вооружения и военной техники;
• обоснование способов комплексного разрешения глобальных и региональных противоречий экономического, политического, экологического и техногенного характера;
• технико-экономическое обоснование и проектирование систем различного функционального назначения;
• совершенствование
• выбор стратегии и тактики пиаровских и рекламных кампаний по продвижению кандидатов в различные органы власти, а также товаров и услуг на новые рынки;
• разработка бизнес-планов и обоснование маркетинговых стратегий предприятий и фирм с учетом конкуренции, нестабильности рынков сбыта продукции, экономических кризисов и финансовых дефолтов.
Одновременно с расширением
предмета и объекта качественно
изменился облик пользователя (потребителя)
теории системного анализа. Если в период
своего становления системный анализ
обеспечивал деятельность в основном
руководителей высшего ранга, то
в последние годы к ним добавились
инженеры проектов, технологи производств,
научные сотрудники, менеджеры мелких
и средних фирм. В общем, все
те специалисты, чья деятельность связана
с разрешением технических, научных,
финансовых и других системных проблем
локального или даже личностного
уровня. Более того, в последние
годы это направление все больше
привлекает внимание специалистов гуманитарных
отраслей знания (социологов, филологов,
юристов, политологов, экономистов
и др.), совершенно справедливо усматривающих
в нем не только инструментарий решения
различных проблем, но эффективное
средство межнаучной коммуникации.
Последнее обстоятельство особенно примечательно.
Дело в том, что в качестве такого средства
традиционно выступала философия, точнее,
ее операционный компонент - теория философии.
Однако в последние десятилетия по ряду
причин она утратила свои позиции в этом
весьма важном вопросе. В результате в
средствах межнаучной коммуникации образовался
определенный вакуум, который в настоящее
время заполняется системной идеологией.
Сложная система — это составной объект, части которого можно рассматривать как системы, закономерно объединенные в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Понятием сложной системы пользуются в системотехнике, системном анализе, исследовании операций и при системном подходе в различных областях науки, техники и народного хозяйства. Сложную систему можно расчленить (не обязательно единственным образом) на конечное число частей, называемое подсистемами; каждую такую подсистему (высшего уровня) можно в свою очередь расчленить на конечное число более мелких подсистем и т. д., вплоть до получения подсистем первого уровня, т. н. элементов сложной системы, которые либо объективно не подлежат расчленению на части, либо относительно их дальнейшей неделимости имеется соответствующая договоренность. Подсистема, таким образом, с одной стороны, сама является сложной системой из нескольких элементов (подсистем низшего уровня), а с другой стороны — элементом системы старшего уровня3.
В каждый момент времени
элемент сложной системы
Общие свойства сложных систем
Существуют некоторые общие принципы единой платформы для изучения технических, биологических и социальных систем. Некоторые общие свойства систем:
1. Каждая система
имеет определенную структуру,
обусловленную формой
2. Согласно принципу
необходимого разнообразия
3. Свойства системы
невозможно постичь лишь на
основании свойств ее частей.
«Познать части без знания
целого так же невозможно, как
познать целое без знания его
частей». (Блез Паскаль). Решающее
значение имеет именно
4. Выделение системы
делит ее мир на две части
— саму систему и ее среду.
По характеру связей, в частности,
по возможности обмена
5. Преобладание
внутренних взаимодействий в
системе над внешними и
6. Действие системы
во времени называют ее