Системы поддержки принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и сетей массового обслуживания. Достижение Россией высоких результатов в экономике и социальной области и завоевание места полноправного партнера в мировой экономической системе в значительной степени зависит от того, каковы будут масштабы использования современных информационных технологий во всех аспектах человеческой деятельности, а также от того, какую роль будут играть эти технологии в повышении эффективности общественного труда.

Содержание работы

Введение
1. Системы поддержки принятия решений
2. Экспертные информационные системы
3. Связь типов информационных систем с задачами принятия решений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ТРП_реферат.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется. Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил. Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы. Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных. Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии ) правил. Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.

Для представления базы знаний специально разработаны языки  Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический  язык.

Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. [8, c.44]

 

 

3. Связь типов информационных систем с задачами принятия решений

 

Применяются отдельные  модели и методы для принятия оптимальных  решений.

Отметим, что в существенной мере характер всех поколений систем и их концепций определялся техническими возможностями обработки информации, имеющимися на тот период.

Системы автоматизации  конторской деятельности реализовывали  распределенные базы данных. Устранялась  излишняя централизация. Появились локальные вычислительные сети на базе средних ЭВМ. Уровень поддержки решений — информационный, применяются отдельные модели и методы для принятия оптимальных решений. OAS — это компьютерная система для выполнения комплекса операций функционирования системы управления как таковой.

Следующий этап — системы DDS. DDS — это диалоговая компьютерная система, использующая формализованные правила и модели объекта управления совместно с базой данных и личным опытом менеджера для выработки и проверки вариантов управленческих решений. Как видим, система этого рода не обеспечивает информационно процесс принятия решений, а участвует в нем. [2, c.76]

Вершиной развития информационных систем являются экспертные системы (ES). Экспертная система — это компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, для решения задач принятия решений (ESS — это вариант решений DSS для высшего руководства).

Кроме указанных выше существовали и другие, в той или иной мере соединявшие в себе черты различных типов систем. Например, концепция управления информационными ресурсами (IRM — Information Resource Management) — предоставление возможностей принятия решений на основе информационного продукта, поступающего извне и изнутри, управление источниками и средствами создания информационного продукта.

Далее в таблице показано, кто является пользователем различных  типов информационных систем, как  эти системы связаны с задачами принятия решений.

 

Рис. 3 – Пользователи различных типов информационных систем

 

Таблица 1 – Связь типов информационных систем с задачами принятия решений

Тип ЗПР

Организационный уровень

Управление операциями

Менеджмент

Стратегическое планирование

Структуризованная

Учет дебиторской задолженности (TPS)

Анализ бюджета

 

Полуструктуризованная

Управление запасами

Краткосрочное прогнозирование (MIS)

Размещение производства (DSS)

Неструктурированная

Календарное планирование проекта Финансовый менеджмент

Подготовка бюджета (ESS) Программа продажи

Решение о запуске  новых продуктов Отношения с поставщиками и потребителями


 

Системы всех типов создавались  в конечном итоге для того, чтобы  улучшить, облегчить (и удешевить) процесс  выработки управленческих решений. С течением времени — это «функция помощи», выполняемая автоматизированными информационными системами. Об этом дает представление табл. 2.

 

 

Таблица 2 – Содержание «функции помощи» автоматизированных информационных систем в процессе принятия решений

Фаза развития

Описание функции

Примеры инструментария

Ранняя

Вычисления

Калькуляторы, первые компьютерные программы, статистические модели, простейшие модели исследования операций

Промежуточная

Поиск хранение и отображение Информации для принятия решений

Системы управления базами данных, файловые системы

Текущая

Выполнение вычислений для принятия решения на отобранной информации, запросные системы с  дружелюбным интерфейсом, анализ типа «что, если...»

Финансовые модели, электронные  таблицы, модели исследования операций, системы автоматического проектирования, системы принятия решений

Начинающаяся сегодня  и продолжающаяся в будущем

Взаимодействие с лицом, принимающим решения, для облегчения формулирования и выполнения интеллектуальных шагов процесса принятия решений

Экспертные системы


 

Исторически первым объектом автоматизации в процессе принятия решений был выбор решения. Дальнейшее развитие расширяло зону автоматизации (формирование множества альтернатив, формализация проблемы). Наконец, типичная область приложения современных экспертных систем — это диагностика, т.е. как раз выявление, уточнение проблемы.

Эволюцию информационных систем можно рассматривать и  с позиции их влияния на организацию, встраивание информационной системы  в действующую бизнес-форму или  изменение ее. Это видно из табл. 3.

 

 

Таблица 3 – Интеграция информационных систем

 

Продуктивность

Эффективность

Деловая интеграция

Внутренний фокус

Традиционная обработка  данных (расчеты, платежные ведомости)

«Сердцевые» («сущностные») операционные системы (on-line, реального времени, MIS)

Внутренняя интеграция (связи «end-to-end»)

Внешний фокус

Электронный обмен данными (прямое командование, накладные)

Рационализация процессов. Деление информации (уровни хранения, ценовые файлы)

Внешняя интеграция (оптимизация  цели-предложения)

Принимает текущую бизнес-форму

Изменяет бизнес-форму


 

 

Заключение

информационный  коммуникация решение транзакция

Первые информационные системы появились в 50-х гг. В  эти годы они были предназначены  для обработки счетов и расчета  зарплаты, а реализовывались на электромеханических  бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Такие системы называются системами обработки транзакций. К транзакциям относят следующие операции: выписка счетов, накладных, составление платежных ведомостей и другие операции бухгалтерского учета.

В 60-е гг. средства вычислительной техники получили дальнейшее развитие: появляются операционные системы, дисковая технология, значительно улучшаются языки программирования. Появляются системы управленческих отчетов (СУО), ориентированные на менеджеров, принимающих решения.

В 70-е гг. информационные системы продолжают активно развиваться. В это время появляются первые микропроцессоры, интерактивные дисплейные устройства, технология баз данных и дружественное по отношению к пользователю программное обеспечение (средства, позволяющие работать с программой, не изучая ее описания). Эти достижения создали условия для появления систем поддержки принятия решений (СППР). В отличие от систем управленческих отчетов, которые предоставляют информацию по заранее установленным формам отчетности, СППР предоставляют ее по мере возникновения необходимости.

В -80-х гг. в офисах начали применять разнообразные компьютерные и телекоммуникационные технологии, которые расширили область применения информационных систем. К таким технологиям  относятся: текстовая обработка, настольное издательство, электронная почта и др. Интеграцию этих технологий в одном офисе называют офисной информационной системой. ИС начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.

Наше время характеризуются  тем, что информационные технологии начали претендовать на новую роль в организации: компании открыли  для себя, что информационные системы  являются стратегическим оружием. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Целью данной работы было рассмотреть вопросы: системы поддержки принятия решений. Экспертные информационные системы. Связь типов информационных систем с задачами принятия решений

Исходя из всего выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

Система поддержки принятия решений или СППР (Decision Support Systems, DSS) — это компьютерная система, которая  путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес-модели для решения определенных задач.

С помощью СППР можно  проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.

СППР позволяет облегчить  работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе.

СППР способствуют налаживанию  межличностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информационные системы  позволяют повысить контроль над деятельностью организации.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем.

Экспертные системы  дают возможность менеджеру или  специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Технология экспертных систем предусматривает возможность  получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые  объяснения.

Различают два вида объяснений: объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий; объяснения полученного решения проблемы.

После получения решения  пользователь может потребовать  объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.

Системы всех типов создавались  в конечном итоге для того, чтобы  улучшить, облегчить (и удешевить) процесс  выработки управленческих решений. С течением времени — это «функция помощи», выполняемая автоматизированными информационными системами.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Балдин К.В. Информационные системы в экономике: Учебник. / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. — М.: Издательско-торго-вая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 395 с.
  2. Годин В.В. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17 / В.В. Годин, И.К. Клрнеев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 352 с.
  3. Информационные технологии в экономике: учеб. / П Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. / Под ред. Т.П. Барановской, В.И. Лойко. – М.: Финансы, 2007. – 416с.
  4. Карминский A.M., Черников Б.В. Информационные системы в экономике: В 2-х ч. Ч.2. Практика использования: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. -240 с.
  5. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 360 с.
  6. Информационные системы в экономике: учеб. / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 463с.
  7. Экспертные системы: учеб. / Под ред. А.Ю. Телкова. – Воронеж: ВГУ, 2008. – 82с.

Информация о работе Системы поддержки принятия решений