Социальные коммуникации: история, современность, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:29, реферат

Описание работы

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

Содержание работы

Введение
Информационный обмен в обществе и его эволюция
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат социальная информатика.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Томске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                               Социальная информатика

  НА ТЕМУ: Социальные коммуникации:

История, современность,  перспективы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнил: студент группы 611,

Пожидаева Анастасия Николаевна

 

             Проверил: Светлик .М.В

 

                                                                     Подпись:_______________

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2012

Содержание

     Введение

  1. Информационный обмен в обществе и его эволюция
  2. Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве. Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии). Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный  обмен в обществе и его эволюция.

 Выделяются  следующие типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный, который стал особенно актуален  с середины ХХ века.

 Общество  является примером целостной  системы, которая характеризуется  наличием обмена между ее элементами [2].Предметом нашего рассмотрения, естественно, является информационный  обмен. История совершенствования  информационного обмена совпадает  с историей создания и усовершенствования  знаковых систем, техники создания  знаков.

 Основными  фазами информационного обмена  являются:

- устная  фаза;

- письменная  фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

 Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация” [3]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом :

 Уровень 0 - информационная емкость  мозга отдельного человека - 107 бит;

 Уровень 1 - устное общение  внутри общины, деревни или племени  - количество циркулирующей информации ? 109 бит;

 Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества  служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых  содержится 1011 бит информации;

 Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются  десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается  в 1017 бит;

 Уровень 4 - информационное общество  с электронной обработкой информации  объемом 1025 бит.

 Рассмотрим вклад каждой  исторической фазы в совершенствование  эффективности информационного  обмена:

1. Устная фаза.

 Развитие речи, языка - объективный  процесс в развитии общества, реакция на усложнение социальных  отношений. Как отмечал Ф. Энгельс,  “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу” [4].

Труд в единстве с членораздельной  речью сыграл значительную роль в  развитии человека. Появилась возможность  оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена.

 Речь - отражение мыслительных  процессов, образа жизни человека , образно говоря, вершина айсберга. Культура речи наиболее ярко отражает уровень развитие человека.Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, что, однако, резко уменьшит помехоустойчивость информации.

2) Письменная фаза.

 Помогла  решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность  обеспечить связь прошлого с  будущим (сохранение преемственности  в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической(информация, содержащаяся в высказывании и переводимая через значения единиц языка, не всегда совпадает с его смыслом) информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества [5]. Письменность служит также одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде [6].

3) Книжная фаза.

 Станок Гутенберга (1440 - 1450 гг.) ознаменовал начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - появилась в 1563-1564 гг.Появление четкой возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз.Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет ему при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.Книжная информатика со временем стала снижать свою эффективность, образовалось противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления.

4) Компьютерная фаза.

 Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций, позволивший существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса. Бумага на этом этапе необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника [7]. Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а непосредственно с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” [8].

 Каковы же качественно новые  возможности компьютерной страницы  из компьютерной книги? [9].

 Во-первых, при наличии глобальных  информационных сетей компьютерная  книга становится составной частью  глобального пол-лога6 и интертекста7.

 Во-вторых, невиданная мобильность  содержания и оформления компьютерной  страницы буквально подталкивают  читателя-зрителя к диалогу с  ней.

 В-третьих, принципиально по-иному  начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым  образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

 

 

Гипертекст  как новая технология работы с  текстами на компьютерной фазе информационного  обмена.

 Особо важно использование  гипертекстовых технологий в  социальной сфере, описываемой  множеством трудно формализуемых  параметров. Другими причинами популярности данных технологий являются предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей, а также существенное ускорение научного поиска.

 Блок-схема социальной коммуникации [10]

1-отправитель;

 2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

- наборы знаков отправителя  и получателя (тезаурусы).

 Процесс коммуникации включает  в себя следующие основные  компоненты: выбор известных знаков  из перечня отправителя и передачу  их по так называемому каналу  коммуникации и опознавание воспринятых  знаков получателем с помощью  имеющегося у него набора. Передача  идей возможна только при условии,  что названные два набора имеют  общую часть, что передано на  схеме соответствующей площадью  пересекающихся кругов. По мере  повторного осуществления этого  процесса в системах, обладающих  памятью и “статистическим”  восприятием, и в частности  в человеческом мозгу, восприятие  одних и тех же знаков постепенно  обеспечивает все большую площадь  пересечения перечня получателя  с перечнем отправителя. Этот  процесс обучения получателя  показан на схеме пунктирной  стрелкой справа. Множество отдельных  актов коммуникации в силу  их прогрессирующего влияния  на состав набора приобретают  кумулятивный характер. Таков, в  частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры  нашего времени. Семантемы, наиболее  часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень  получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому  развитию социальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный       феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.

2.Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 62.

 3.Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-26.

 4 . Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.

5. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, № 9, с.101.

6. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.

 7. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149.

 8.Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.


Информация о работе Социальные коммуникации: история, современность, перспективы