Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:29, реферат
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.
Введение
Информационный обмен в обществе и его эволюция
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.
Список литературы
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Филиал в г. Томске
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социальная информатика
НА ТЕМУ: Социальные коммуникации:
История, современность, перспективы
Выполнил: студент группы 611,
Пожидаева Анастасия Николаевна
Проверил: Светлик .М.В
Томск 2012
Содержание
Введение
Список литературы
Введение
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве. Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии). Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.
Информационный обмен в обществе и его эволюция.
Выделяются
следующие типы обменов в
- материальный;
- энергетический;
- информационный,
который стал особенно
Общество
является примером целостной
системы, которая
Основными фазами информационного обмена являются:
- устная фаза;
- письменная фаза;
- книжная фаза;
- компьютерная фаза.
Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация” [3]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом :
Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;
Уровень 1 - устное общение
внутри общины, деревни или племени
- количество циркулирующей
Уровень 2 - письменная культура;
мерой информированности
Уровень 3 - книжная культура:
имеются сотни библиотек,
Уровень 4 - информационное общество
с электронной обработкой
Рассмотрим вклад каждой
исторической фазы в
1. Устная фаза.
Развитие речи, языка - объективный
процесс в развитии общества,
реакция на усложнение
Труд в единстве с членораздельной речью сыграл значительную роль в развитии человека. Появилась возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена.
Речь - отражение мыслительных
процессов, образа жизни
2) Письменная фаза.
Помогла
решить проблему хранения
3) Книжная фаза.
Станок Гутенберга (1440 - 1450 гг.) ознаменовал начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - появилась в 1563-1564 гг.Появление четкой возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз.Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет ему при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.Книжная информатика со временем стала снижать свою эффективность, образовалось противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления.
4) Компьютерная фаза.
Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций, позволивший существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса. Бумага на этом этапе необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника [7]. Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а непосредственно с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” [8].
Каковы же качественно новые
возможности компьютерной
Во-первых, при наличии глобальных
информационных сетей
Во-вторых, невиданная мобильность
содержания и оформления
В-третьих, принципиально по-
Компьютерная страница непредсказуемым
образом расширяет
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.
Особо важно использование
гипертекстовых технологий в
социальной сфере, описываемой
множеством трудно
Блок-схема социальной
1-отправитель;
2- физический канал;
3- получатель;
4- обучение за длительное время.
- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).
Процесс коммуникации
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.
2.Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 62.
3.Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-26.
4 . Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.
5. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, № 9, с.101.
6. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.
7. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149.
8.Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.
Информация о работе Социальные коммуникации: история, современность, перспективы