Становления и развитие статистики как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:03, доклад

Описание работы

Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий и т. д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V в. II тыс. до н. э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В античном мире учитывали родившихся. В специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТАТИСТИКИ КАК НАУКИ  

 
     

    1. Предпосылки создание науки «Статистика».

 

     Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», что означает «определенное положение  вещей». Этот термин употребляется  в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.     

Статистика  как практическая деятельность людей  зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены  общественными потребностями: подсчет  населения, скота, учет земельных угодий и т. д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V в. II тыс. до н. э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. В античном мире учитывали родившихся. В специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIII в. для взимания дани с захваченных русских земель. На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI вв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.     

В XVI в. в Венеции, Голландии появляются сборники, характеризующие  политическое устройство, население, основные занятия, производимую продукцию в  странах, с которыми устанавливалась  торговля.

    1. Появление статистики как науки.

 

     В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки  данных, приёмы анализа информации. Начали складываться и исторические черты познания массовых явлений  и формы их количественного измерения. У истоков статистики как науки, а не только практической деятельности стояли две школы: английская научная  школа политических арифметиков  и немецкая описательная школа.      

Английская  научная школа политических арифметиков  возникла в середине XVII в. и ставила целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик. Явления изучались не в статике, а в динамике. Предметом статистического изучения являлись не отдельные, а массовые общественные явления, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объёме анализируемой совокупности. Школа английских арифметиков имела два направления: демографическое, представленное Д. Граунтом и Э. Галлеем, и статистико-экономическое, разработанное В. Петти. Английские учёные впервые не описывали социально-экономические явления, а давали им числовую оценку. Конкретными цифрами они стремились охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений на основе изучения массовых данных. История показала, что именно эта научная школа явилась истоком современной теории статистики.     

Представители описательной статистики стремились систематизировать  существующие способы описания государств. Однако они вели описание только в  словесной форме, без цифр, вне  динамики и связи явлений, т. е. без отражения особенностей развития государства. Собирался информационный материал, который впоследствии не анализировался. Основателем описательной школы был немец Г. Конрринг, который разработал систему описания государственного устройства. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании представителей этого направления были далеки от современного взгляда на статистику как на науку.     

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в это направление  внёс бельгийский статистик Адольф Кетле. По правилам, разработанным А. Кетле, с середины XIX в. в развитых странах проводятся регулярные переписи населения. Он стал основоположником учения о средних величинах.     

С начала XX в. при социально-экономических  исследованиях уровня жизни населения, покупательского спроса, качества продукции  начали применяться методы теории вероятностей, составляющей одну из отраслей прикладной математики. Наиболее известным учёным в этой области является Р. Фишер.

    1. Статистика как наука в России.

 

     В России развитие математической статистики интенсивно проходило с начала XX в. В 1949 г. был  издан учебник Н. К. Дружинина, одного из ведущих специалистов по математической статистике двадцатого столетия и истории статистической науки, в котором статистика определена как наука о количественных закономерностях массовых явлений, как учение о тех принципах, на которых основывается сбор обработки этих сведений.     

Начало  государственной статистики в России можно отнести к концу XII – началу XIII вв., хотя первые переписи земель и населения с постоянно усложнявшейся программой проводились еще в Киевской Руси (IX-XII вв.). Реформы Петра I (1672-1725), которыми были охвачены все основные направления общественной жизни: экономика страны, административное управление, армия, культура и быт населения, а также войны вызывали потребность в полном и точном учете материальных ресурсов и населения. В этот период высший правительственный орган – Сенат – через систему коллегий не только руководил экономикой страны, но и являлся центром по проведению важнейших статистических работ, там собирались полученные материалы обследований, отчеты подведомственных коллегиям производств и заведений, а также местной администрации. Петровская реформа налоговой системы связана с появлением новой единицы, ею стала «душа» мужского пола, что потребовало подушной переписи населения – ревизии. Первая ревизия была объявлена 26 ноября 1718 г., ревизию проводила армия. В начале XVIII в. в России зарождался и текущий учет населения. Так, в 1702 г. был издан указ о подаче в Патриарший Духовный приказ приходскими священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших. В первой половине XVIII в. проводились уже переписи рабочих фабрик и мануфактур.     

С сентября 1802 г. началось операционно-структурное оформление государственной статистики в России, когда Александра I вводит письменную отчетность министерств. Этот год принято считать годом рождения российской государственной статистики. В 1811 г. впервые был создан официальный центр правительственной статистики – Статистическое отделение при Министерстве внутренних дел; сюда поступала отчетность губерний.     

Среди ярких представителей русской описательной школы статистики выделяется один из первых просветителей России В.Н.Татищев (1686-1750), который поставил вопрос о  едином текущем учёте населения, указал на недостатки ревизий, разработал конкретные предложения по их проведению; рост народонаселения он рассматривал в неразрывной связи с развитием  экономики и культуры России. К  представителям описательной школы  относят и учённого энциклопедических  знаний – М. В. Ломоносова (1711-1765). Он усовершенствовал программу обследования Татищева, разослал её в города и уезды. Материалы о населении, о природных богатствах, финансах и экономике России в разрезе сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта в течение длительного времени поступали в Российскую академию наук в виде иллюстрированных статистических данных и были обработаны уже после смерти М.В.Ломоносова. Его работы не были чисто описательными, им был присущ аналитический характер.     

В истории развития статистики большое  значение имеют работы К. И. Арсеньева (1789-1856), в которых он утверждал, что статистика в состоянии дать адекватную характеристику жизни государства. Наиболее прогрессивные для этого времени теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д. П. Журавским (1810-1856). Он дал системное изложение основ теоретической базы статистики как науки, определение статистической науки, уделил большое внимание вопросу достоверности данных, методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа. Журавский отмечал, что статистика необходима для «изучения всего, относящегося к человеку». Журавский определил важнейшие разделы социальной статистики:

  • статистика народонаселения – необходимость его исчисления по классам и занятиям;
  • изучение народного быта, жилища, питания;
  • статистика театров, клубов, дворянских собраний, народных увеселений;
  • статистика учреждений, охраняющих права собственности;
  • статистика нищеты, бедности, сиротства;
  • статистика самоубийств с указанием средств, причин, званий, возраста и прочих характеристик лиц, лишивших себя жизни.

 

     Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры: А. Н. Радищев (1749-1802), А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1874). Ими разработаны программные вопросы экономической и судебной статистики, делались попытки определять средние величины, поставлен вопрос о социально-экономическом значении метода группировок.     

Свою  роль в истории статистики сыграли  представители академической школы  статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы явились Э. Ю. Янсон (1835-1893), А. И. Чупров (1842-1908), А. А. Чупров (1874-1926), Н. А. Каблуков (1849-1919) и А. А.Кауфман (1864-1919).      

Профессор Петербургского университета Ю. Э. Янсон в работе «Теория статистики» назвал статистику общественной наукой. Этого взгляда  на статистику придерживался и видный экономист А. И. Чупров, который в  работе «Курс статистики» отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие. В работах известного ученого А. А. Кауфмана (1874-1919) излагается взгляд на статистику как «искусство измерения политических и социальных явлений».

 

 

 

 

Русская описательная школа

1) В XVIII веке  наряду с организацией учета  естественного движения населения  и податных ресурсов страны, с распространением внутривотчинных записей по сельскому хозяйству, налаживанием учета на горных заводах и мануфактурах возникают попытки обогащенных исследований всего хозяйства России с применением статистических методов. Возникновению в XVIII в. многочисленных описаний достопримечательностей, России (природных богатств, населяющих народов, населенных пунктов, особенностей хозяйства, государственного устройства и др.) во многом (способствовало разрешение пользоваться до того недоступными материалами правительственных приказов и коллегий.

2) Впервые в  истории статистики табличный  метод при характеристике достопримечательностей России был применен И. К. Кириловым (1689—1737) . И. К. Кирилов— один из первых русских картографов и статистиков, он и более 20 лет проработал в сенате и имел доступ к его архивам, что облегчило ему собирание многих фактических данных. В 1726—1727 гг. он написал работу “Цветущее состояние Всероссийского государства” . И. К. Кирилов представил здесь данные о “государственных достопримечательностях” в табличной форме, чем, по признанию многих исследователей, установил приоритет русской статистики в создании и применении табличного метода. Только через 15 лет после исследования И. К. Кирилова этот метод был применен и датчанином Анхерсеном, опубликовавшим в 1741 г. работу “Описание культурнейших государств в таблицах” .

3) Представителем  описательной школы является  и знаменитый энциклопедист XVIII в. В. Н. Татищев (1686— 1750) , который немало сделал в области  описательной статистики и экономической  географии страны. В. Н. Татищев  впервые высказал идею о необходимости составления географии России с полным ее экономическим описанием. Важнейшей заслугой его в статистике является разработанная им обширная анкета (198 вопросов) , призванная осветить все основные стороны жизни страны.

4) Всестороннее  изучение государства и характеристика его достопримечательностей получили дальнейшее развитие в трудах великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711—1765) . В связи с созданием “Российского Атласа” который должен был отразить не только географию, но и экономику страны, М. В. Ломоносов разработал обширную программу статистических сведений о природных богатствах России, ее пространстве и населении, о городах и селах, о земледелии и промыслах, о торговле и средствах передвижения. По мысли М. В. Ломоносова, эти материалы должны были послужить источником для экономико-географического описания страны и для нанесения основных сведений, на карту с тем, чтобы было наглядно видно, как и какими особенностями характеризуется страна в целом и ее отдельные местности.

Научные труды М. В. Ломоносова имели серьезное значение и для развития статистики. Они сыграли существенную роль в накоплении материала по экономико-географическому описанию России. М. В. Ломоносов разработал анкету, состоявшую из 30 вопросов, которая охватывала все стороны экономической жизни России и разработка которой позволила осветить многие достопримечательности страны.

5) Трудами И.  К. Кирилова, В. Н. Татищева и  М. В. Ломоносова далеко не  исчерпывается перечень работ  русских исследователей описательной  школы, государствоведов и экономгеографов XVIII в. К числу деятелей этого направления следует отнести также И. И. Голикова (1735—1801) , С. И. Плещеева (1752—1602) , М. Д. Чулкова (;1740—1793) и других, давших в cвоих работах интересные и важные фактические материалы, разработанные и систематизированные в определенном порядке. Следует особо отметить работу М. Д. Чулкова по статистико-экономическому описанию страны.

Продолжателем дела В.Н. Татищева в области сбора  данных для всестороннего экономико-географического  описания России стал Михаил Васильевич Ломоносов. Возглавив в 1758 г. Географический департамент Петербургской Академии наук , М.В. Ломоносов задумал создать новый «Российский атлас». Для сбора достоверных данных он на основе анкеты Татищева разработал «Академическую анкету», содержащую всего 30 вопросов, ответы на которые давали возможность получить подробное экономико-географическое описание городов и страны в целом. Анкеты были разосланы в канцелярии всех губерний и провинций. Специальный правительственный указ обязывал администрацию обеспечить своевременное заполнение и представление анкет в Академию наук. Однако сведения были собраны не полностью и обработаны и изданы частично лишь в 1771-1774гг. после смерти М.В.Ломоносова. Для организации сбора статистической информации М.В. Ломоносов сделал немало. Можно сказать, что под его руководством Географический департамент академии наук превратился в настоящий центр статистико-географического изучения хозяйства России, отдельных ее регионов. При этом М.В.Ломоносов, впервые рассмотрение вопросов населения, природных богатств, финансов, торговли России иллюстрировал статистическими данными.

Информация о работе Становления и развитие статистики как науки