Статистическая оценка и учет инфляционных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, и ее причин и видов.
Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:
1. Рассмотрение теоретических аспектов инфляции, ее возникновения, сущности, причин, типов, видов и методов измерения;
2. Изучение инфляции в России, прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов;
3. Изучение причин инфляции в России.

Содержание работы

Введение.
Теоретические основы инфляционных процессов
Понятие инфляции и задачи статистического изучения инфляции
Изучение структуры инфляции
Система статистических показателей инфляции
Методы оценки инфляции
2. Статистическая оценка и учет инфляционных процессов
Анализ уровня инфляции
Прогнозирование уровня инфляции в экономике
2.3 Пути снижения инфляции
Заключение.

Файлы: 1 файл

Статистическая оценка и учет инфляционных процессов в экономике8.docx

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 1

Номинальный ВВП России за 2000 – 2012 годы (в текущих ценах, млрд. руб.).

Год

ВВП (млрд. руб.)

Год

ВВП (млрд. руб.)

2000

7305,6

2007

33247,5

2001

8943,6

2008

41276,8

2002

10830,5

2009

38807,2

2003

13208,2

2010

46321,8

2004

17027,2

2011

55798,7

2005

21609,8

2012

62355,9

2006

26907,2

   

 

 

 

Таблица 2

Реальный ВВП России за 2000 – 2012 годы и темпы роста.

Год

ВВП (млрд. руб.)

Темп прироста

Год

ВВП (млрд. руб.)

Темп прироста

2000

24799,9

10,0%

2007

39218,7

8,5%

2001

26062,5

5,1%

2008

41276,8

5,2%

2002

27312,3

4,7%

2009

38048,6

-7,9%

2003

29304,9

7,3%

2010

39775,6

4,5%

2004

31407,8

7,2%

2011

41469,7

4,3%

2005

33410,5

6,4%

2012

42899,2

3,4%

2006

36134,6

8,2%

     

 

 

    Таблица 3.

     Дефлятор ВВП России за 2000 – 2012 годы

Год

ДВВП

Год

ДВВП

2000

0,2945818

2007

0,8477461

2001

0,3431597

2008

1

2002

0,3965429

2009

1,0199377

2003

0,4507164

2010

1,1645783

2004

0,5484189

2011

1,3455294

2005

0,6467967

2012

1,4535446

2006

0,7446381

   

 

      Таблица 4

      Дефлятор ВВП  (базисного года (2000) России за 2000 – 2012 годы

Год

ДВВП (базисный год 2000)

Год

ДВВП (базисный год 2000)

2000

0,2945818

2007

1,3406304

2001

0,3606305

2008

1,6643938

2002

0,4367155

2009

1,5648128

2003

0,5325909

2010

1,867822

2004

0,6865834

2011

2,2499567

2005

0,8713664

2012

           2,5143609

2006

0,7446381

   

 

 

 

 

 

 

 

 

     Таблица 5

     Индекса-дефлятора ВВП

Год

Индекса-дефлятора ВВП

Год

Индекса-дефлятора ВВП

2001

0,3606305

2008

1,0524775

2002

0,4155588

2009

0,9401698

2003

0,4835990

2010

1,2174377

2004

0,5810359

2011

1,4028374

2005

0,6880138

2012

1,5036479

2006

0,8053516

 

          

 

2007

0,9201015

   

 

         Одно из главных больных мест инфляции-это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень не равномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третья вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее из глубины является показатель индекс цен. Показатели инфляции призван дать количественную оценку инфляционных процессов.

         Темп инфляции  для 2002-2012 года можно вычислил  по формуле которую представил выше.

      Таблица 6.

      Темп инфляции

Год

Темп инфляции

Год

Темп инфляции

2001

0,1415606

2007

           0,121626

2002

0,1346245

2008

0,1522539

2003

0,1201942

2009

0,019548

2004

0,178131531

2010

0,1242

2005

0,1521

2011

0,1344832

2006

0,131395

2012

           0,0743116


 

 

    1.    Прогнозирование уровня инфляции в экономике

 

Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.

, где - индексы потребительских цен в прогнозном и предшествующем периодах. В условиях несбалансированной экономики необходимо учитывать скрытую инфляцию с помощью коэффициента, который определяется путем отношения индекса денежных доходов населения к индексу товарооборота и услуг. Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена, уровень цен определяется как:

  Следовательно индекс роста цен (Jp) можно представить как соотношение индексов денежной массы (Jм), скорости денежного обращения (Jv) и реального ВВП (JQ)

 

Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей вида. Среди важнейших факторов следует учитывать: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др. По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим. Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде. В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.

 

    1.   Пути снижения инфляции.

 

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

    • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы.

    • Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
    • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    • Государственное регулирование цен;
    • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

В чем заключается антиинфляционная политика:

Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.

Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.

Контроль над заработной платой и ценами (Политика доходов)

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики. В истории Соединенных Штатов был ряд периодов, в течение которых предпринимались попытки установить такой контроль; еще большее распространение подобная практика получила за рубежом.

Осуществление контроля: pro et contra.

Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.

Предположим, что с замедлением темпов роста совокупного спроса правительство вводит некую программу жестокого контроля над заработной платой и ценами. Оно во всеуслышание заявляет об этом и делает все, чтобы создать видимость своей непоколебимой решимости раз и навсегда покончить с инфляцией. Правительство надеется, что все хозяйственные агенты поверят в то, что такой контроль действительно остановит инфляцию, ибо, поверив, они понизят свои инфляционные ожидания гораздо раньше, чем если бы им пришлось узнавать об этом в процессе своей повседневной деятельности.

Такое сокращение уровня ожидаемой инфляции - если оно случится - устранит из развития инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элемент, инспирированный затратами. Понимая, что нет необходимости настаивать на более высокой заработной плате, чтобы победить инфляцию, рабочие по-прежнему будут считать текущий уровень заработной платы приемлемым. Осознавая, что цены на привлекаемые ими факторы производства не станут повышаться, фирмы вряд ли сократят объем производства и увеличат цены на производимые ими конечные товары. Более значительная часть снижения роста номинального ВНП примет форму замедления повышения цен (в отличие от уменьшения реального объема производства). Падение реального объема производства и рост безработицы уменьшатся по сравнению с альтернативным вариантом. В результате переход к стабильному уровню цен совершится быстрее и менее болезненно. Таков теоретический сценарий.

Информация о работе Статистическая оценка и учет инфляционных процессов