Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.
Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;
- проанализировать структуру и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой;
- охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 6
2. Структура и направления развития малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой 9
3. Динамика развития малого предпринимательства в России 13
4. Направления совершенствования развития малого предпринимательства в России 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Доработка.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Число малых  предприятий – один из основных индикаторов качества экономической  среды.  На 1 января 2006 г. зарегистрировано 979 тыс. юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. 

Из 2,2 млн. зарегистрированных юридических лиц малые предприятия  составляют 44 %, что более, чем в 2 раза меньше показателей развитых стран.

За период с 1999 по 2005 гг. количество малых предприятий увеличилось на 100 тыс. единиц или 11,2 %. Однако с 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика – количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3% (ликвидировалось ежегодно 25 тысяч компаний). Тенденция постепенного роста наметилась лишь к 2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий, действовавших в 1999 году.

Изменение динамики, по нашим оценкам, обусловлено общей  благоприятной макроэкономической ситуацией и мерами, принятыми  Правительством Российской Федерации в 2002-2004 годах:

- упрощение  процедуры регистрации юридических  лиц с использованием принципа "одного окна";

- введение специальных  налоговых режимов; 

- установление 3-летнего моратория на проведение  контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.

Отмечая  положительный  ежегодный  прирост малых предприятий  в 25 тысяч компаний, мы понимаем, что  в абсолютном выражении он явно  не достаточен. В Польше ежегодно возникает  около 80 тысяч компаний, во Франции  – 220 тысяч, а средний показатель развитых стран – ежегодное создание от 10% до 20% новых предприятий. Столько же компаний ликвидируется. Это обеспечивает быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики.

Правительство должно создавать условия для роста количества субъектов малого предпринимательства минимум на 5-10 % в год (50 тыс. – 70 тыс. новых компаний).

Целью курсовой работы является статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России.

Исходя из цели курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

-     Рассмотреть понятие и роль малого предпринимательства в экономике;

- проанализировать структуру  и направления развития малого  предпринимательства в странах  с развитой рыночной экономикой;

-     охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России.

 

 

1. Понятие и роль  малого предпринимательства в  экономике

 

Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в  национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.

Рассматривая  частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес-  сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из  этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам1.

     Малый  бизнес, или малое предпринимательство  представляет самый многочисленный  слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к   большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого   предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров  и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и  управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться.

Как явствует из самого определения, “малый бизнес” – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия2.

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Приведу критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января  1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

  • количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;
  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер  поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “весьма малые”, до 99 чел. как “малые”, от 100 до 499 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.

 

2. Структура и направления  развития малого предпринимательства  в странах с развитой рыночной  экономикой

 

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма  давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, какие же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

Эффективность малых  предприятий в Германии несколько  выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий  и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

 Наибольшее влияние  на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

  • в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  • повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  • уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  • способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  • в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  • большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  • расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях3.

 Но, конечно, малые  предприятия как возникают, так  и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

 Но все же, несмотря  ни на что, количество вновь  создаваемых фирм превосходит  число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

 Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:

  1.          консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
  2. медленное расширение деловой активности;
  3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

 По данным опроса  владельцев малых предприятий  в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного  устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет  производства новой продукции  или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

 В предыдущей главе  мы видим, что в 80-х годах  обозначилась тенденция к увеличению  числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

Относительно состояния  промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих  концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов  до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась с 18% до37%.

 В общем, в 70-е  - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

 Большой плюс малых  предприятий состоит в том,  что многие из них оказались  более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

Информация о работе Статистический анализ динамики и факторов развития малого предпринимательства в России