Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы станет анализ статистических методов изучения теневой экономики.
В работе решены следующие основные задачи:
- рассматриваются основные причины и факторы развития теневой экономики;
- характеризуются основные статистические методы анализа теневой экономики;
- анализируются проблемы статистического учета теневой экономики.
Введение
3
1. Общая характеристика, причины и факторы развития
теневой экономики
6
1.1. Понятие теневой экономики
6
1.2. Причины и факторы теневой экономики
8
2. Статистические методы оценки теневой экономики
16
2.1. Общая характеристика статистических методов оценки
теневой экономики
16
2.2. Методология оценки теневой экономики в зарубежных странах
19
2.3. Отечественный опыт анализа теневой экономики
26
3. Проблема статистического учета теневой экономики как угрозы экономической безопасности
34
Заключение
39
Список литературы
Проведенные расчеты еще раз подтвердили существование проблем, связанных с определением производительности труда на одного работающего или на единицу отработанного времени, поскольку возникает несоответствие объемов продукции, численности занятых, которые ее производили, и времени, затраченного на ее производство. Предприниматели в целях уклонения от налогообложения занижают не только выпуск продукции, но и количество работающих. Это характерно как для малых, так и для крупных предприятий, включая банки.
Например, в 2009 г. численность зарегистрированных безработных в России снизилась на 600 тыс. человек, однако занятость при этом возросла лишь на 300 тыс.; остальные, видимо, ушли в тень. Численность неформальной безработицы на конец 2009 г. составила 7,4 млн. человек, т.е. более 11% экономически активного населения.
2. Удовлетворительные результаты по расчету объема выпуска продукции и услуг с использованием данного метода можно будет получить только в том случае, если будет адекватно рассчитываться производительность труда, т.е. выпуск продукции за единицу отработанного времени, а для этого необходимо внести изменения в существующую статистическую отчетность.
Кроме того, работы по оценке объемов производства с учетом ненаблюдаемой экономики выявили необходимость разработки методов сопоставления показателей, получаемых из различных источников (обследований населения и обследований предприятий). Основные различия этих источников информации обусловлены разными единицами наблюдения - в обследовании предприятий единицей наблюдения является место работы (или рабочее место), в обследовании населения - отдельное лицо. Имеются также концептуальные различия и временные отклонения при формировании категории работающего населения на базе каждого из этих источников.
3. Важным фактором, влияющим на результаты сопоставлений, является маятниковая миграция трудящихся.
4. Не всегда представительны данные в региональном разрезе о распределении работающих по месту работы и статусу занятости в разрезе отраслей экономики.
5. Обеспечение представительных итогов по показателям с нужной степенью детализации возможно только с существенным увеличением выборки и учетом неточной идентификации вида деятельности предприятия опрашиваемым.
Можно согласится с мнением Е.Н. Новикова, который полагает, что: «применение в полном объеме данного метода в России затруднено в силу отсутствия согласования по его применению с Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и, как следствие, невозможностью преодоления барьера информационной закрытости и нулевого финансирования проекта со стороны России».
Размер занижения ВВП России вследствие недоучета теневого сектора впервые попытались определить применительно к 1995 г., тогда же пересмотрели размер и динамику ВВП за предыдущие годы реформ. Согласно этим расчетам был сделан вывод, что размер ВВП ежегодно приуменьшался на 9 - 10%. В 1995 г. эту долю оценили на уровне 20%, а в 1996 г. - 23% ВВП.
В настоящее время в России действует Постановление Госкомстата России от 31 января 1998 г. N 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики», на основании которого и ведется расчет (оценка) объемов скрытой экономики, которая, впрочем, не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство. Кроме того, Росстат опирается на информацию, за достоверность которой никто не несет реальной ответственности. Информация, предоставляемая Росстату, является изначально неполной для расчетов.
Критический анализ этого документа позволяет сделать следующий вывод.
Росстат изучает только часть теневой экономики, если исходить из нашего определения. Росстат не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство.
Однако последняя версия Системы национальных счетов (СНС-93) совершенно определенно рекомендует включать оценки незаконной деятельности, такие как производство и распространение наркотиков, в границы производства и учитывать их при составлении оценок ВВП и других макроэкономических показателей. Между тем среди профессиональных статистиков и пользователей статистической информации имеются определенные сомнения по поводу рекомендованного подхода: рост незаконной деятельности объективно ведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолкован как рост благосостояния страны.
В обоснование данной точки зрения можно привести три довода: в ходе противоправных действий, как правило, не создаются новые продукты или услуги (между тем производительной в экономическом смысле является деятельность, связанная с производством и распространением наркотиков, незаконные перевозки в виде контрабанды и такие услуги, как проституция; однако любая деятельность в конечном итоге должна увеличивать благосостояние нации, что нельзя сказать о вышеприведенной деятельности - она увеличивает благосостояние отдельных малочисленных слоев населения), а происходит только известное перераспределение экономических активов; подобные действия, как правило, не являются результатом свободной договоренности между контрагентами, а, наоборот, основаны на внеэкономическом принуждении либо на слабостях (например, общеизвестно, что наркоманы - это больные люди, неадекватно воспринимающие действительность); данная деятельность наносит серьезный вред моральному и физическому здоровью населения страны и совершенно определенно не ведет к росту благосостояния нации.
Однако оценка размеров взяточничества, воровства, мошенничества и иных противоправных операций, несомненно, представляет интерес для правительства и правоохранительных органов и должна изучаться.
В связи с этим необходимо выработать единое определение теневой экономики, осуществить разделение явлений по определенным классификационным признакам и закрепить за каждым ведомством обязанность давать количественную оценку тех или иных явлений. В результате этого, на наш взгляд, прекратятся многочисленные споры о размерах теневой экономики, основанные на неодинаковом содержании одного и того же термина (в основном они ведутся между МВД России и Росстатом). Не оцениваются отдельные отрасли (например, легкая промышленность, черная металлургия и т.д.) по уровню их "теневизации" и не оценивается масштабность тех или иных теневых явлений (например, масштаб "теневизации" бартерных операций). Росстат досчитывает показатели с учетом неформальной экономики, но практически нигде не выделяет ее часть, а по ряду показателей не проводится даже региональный срез (только федеральный).
Почти во всех методиках ключевым моментом является экспертная оценка, формируемая для страны как сумма экспертных оценок по регионам. Однако качество экспертизы в силу различных причин разнится по регионам.
При определении неучтенных доходов домашних хозяйств Росстат применяет методику, основанную на балансовом подходе и сопоставлении с расходами на потребление и сбережением.
Однако разделить их на доходы от неформальной деятельности и на скрытые доходы типа заработной платы или смешанного дохода представляется крайне затруднительным.
Очевидно, что в такую оценку, полученную балансовым путем, попадают также доходы от преступной деятельности, однако выделить их отдельно пока также не представляется возможным.
В дополнение отметим, что расходы на конечное потребление сознательно занижаются в случае, когда производящие их домашние хозяйства стремятся скрыть доходы (поскольку налоги платятся с доходов). Росстат считает, что если расходы осуществляются анонимно, то, как правило, они не занижаются. Данный тезис представляется спорным, особенно в свете принятия закона о контроле над крупными расходами. Кроме того, существует также следующая проблема: домашние хозяйства, имеющие высокие доходы и осуществляющие значительные расходы на конечное потребление, как правило, не участвуют в опросах. Выборка, таким образом, является не случайной, а сдвинутой, что часто не позволяет использовать полученные данные для распространения их на генеральную совокупность домашних хозяйств.
Росстат опирается на информацию, за достоверность которой никто не несет реальной ответственности. Кроме того, информация, предоставляемая Росстату, является изначально неполной для расчета по данной методике.
Заметим, что Росстат постоянно досчитывает свои же показатели по предыдущим годам, что является недвусмысленным признанием неотработанности используемой им методики.
В условиях неразработанности общей теории теневой экономики для оценки масштабов теневой экономической деятельности целесообразно использовать не один метод, а комплекс различных методов. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности.
Хотя исследовательскими коллективами проводятся многочисленные самостоятельные изыскания по оценке объемов теневой экономики, эти изыскания очень разрознены и сильно зависят от первоначального определения теневой экономики. Главной трудностью становится получение достоверной информации.
Наиболее достоверной информацией обладают аналитики правоохранительных органов - Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Министерства внутренних дел.
В течение 2008 г. оценка доли теневых компонентов экономики в ВВП, произведенная А.В. Северовым представлена на рисунке 1.
Представленный анализ является итогом исследования, проведенного в несколько этапов. Исследование базировалось на официальных данных, которые были подвергнуты итерационным процедурам эконометрического анализа (сущность итерационных методов заключается в многократном повторении одного и того же простого алгоритма, который дает результат, постепенно приближающийся к точному решению. Итерации начинаются с задания начального приближенного решения), в результате чего и были получены оценки труда и капитала, задействованного в теневом и легальном секторах.
(рис. 1.) Доля теневых компонентов экономики в ВВП (%)
Доля неофициальной экономики в различных отраслях представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Доля неофициальной экономики в различных отраслях (%)
Показатель легальной капиталовооруженности, положенный в основу проведенного анализа, выражает соотношение основных фондов в легальном секторе к легальной занятости, а нелегальная капиталовооруженность определяется путем деления теневого капитала на теневую занятость.
3. ПРОБЛЕМА СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В мировой научной мысли исследования проблемы теневой экономики актуализировались главным образом в последние два десятилетия. Это связано, на мой взгляд, с изменением экономической карты мира в результате распада социалистической системы и глубокой теневизацией экономики ряда стран, прежде всего бывших республик СССР.
В России возрастание научного интереса к вопросам теневой экономики обусловлено, во-первых, необходимостью совершенствования методов измерения результатов функционирования развивающейся по рыночному пути экономики и внедрением мирового опыта статистического учета теневой экономической деятельности. Во-вторых, с необходимостью выявления особенностей развития теневой экономики, обусловленных ходом и результатами экономических преобразований, в том числе реализацией модели перехода к рынку, основанной на методе шоковой терапии.
Результаты исследований, полученные в настоящее время, могут служить в качестве методологической основы для разработки методов статистического анализа теневой экономики с целью отражения угроз экономической безопасности государства, возникающих вследствие роста масштабов теневой экономики в России (здесь актуальны исследования в первом направлении) и вследствие изменений в причинах, содержании и последствиях теневой экономической деятельности (в этом случае актуальны исследования во втором направлении).
В результате обобщения мирового опыта экономических исследований и статистического учета теневой экономической деятельности в научный оборот было введено понятие «ненаблюдаемая экономика», обобщающее смыслы таких терминов, как «теневая», «скрытая», «неформальная», «нелегальная экономика».
В частности, в настоящее время российские официальные статистические службы используют методические рекомендации Росстата РФ и включают в понятие «ненаблюдаемая экономика» три составных элемента:
- скрытую экономическую деятельность;
- неформальную экономическую деятельность;
- нелегальную экономическую деятельность.
Согласно современным рекомендациям статистического учета теневой экономики, которые изложены в методологическом документе «Измерение ненаблюдаемой экономики: Руководство», подготовленном совместными усилиями Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда, Статистического бюро Международной организации труда, Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, в научный оборот вводится термин «ненаблюдаемая экономика».
Информация о работе Статистический анализ изучения теневой экономики