Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 11:04, курсовая работа
Цель курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – по статистическим данным сформировать анализ социально-экономического развития Республики Тыва.
Исходя из поставленной цели был определен круг задач:
1. Определение методологических подходов классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития;
2. Выявление особенностей развития республики, повлиявших на ее промышленное производство как слаборазвитого региона по сравнению с отдельными регионами Сибирского Федерального округа и Российской Федерацией в целом;
Введение………………………………………………………..стр.3
Глава I. Типология регионов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику……………………………………….стр.6
1.1.Теоретические аспекты статистического анализа экономической ситуации в регионе……………………………………………стр.6
1.2. Методологические подходы классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития………………стр.8
1.3. Современные типологические особенности слаборазвитых регионов Российской Федерации………………………………………..стр.9
1.4. Особенности развития Республики Тыва как слаборазвитого региона Российской Федерации………………………………………..стр.12
Глава II. Экономическая оценка потенциала Республики Тыва..стр14
2.1. Оценка природно-ресурсного и экономического потенциала Республики Тыва………………………………………………………………стр.16
2.2. Социальный потенциал Республики Тыва…………………стр.17
Глава III. Основные направления социально-экономического развития Республики Тыва………………………………………………..стр.19
3.1. Концепция развития региона в долгосрочной перспективе….стр.19
3.2. Перспективы развития малого предпринимательства в Республике Тыва……………………………………………………………….стр.23
Заключение………………………………………………………..стр.27
Список использованной литературы…………………………….стр.29
Курсовая работа
По дисциплине: «Статистика»
На тему: «Статистический анализ экономической ситуации в регионе»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава I. Типология регионов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику……………………………………….стр.6
1.1.Теоретические аспекты статистического анализа экономической ситуации в регионе……………………………………………стр.6
1.2. Методологические подходы классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития………………стр.8
1.3. Современные типологические
особенности слаборазвитых регионов Российской
Федерации………………………………………..стр.
1.4. Особенности развития Республики
Тыва как слаборазвитого региона Российской
Федерации………………………………………..стр.
Глава II. Экономическая оценка потенциала Республики Тыва..стр14
2.1. Оценка природно-ресурсного и экономического потенциала
Республики Тыва………………………………………………………………
2.2. Социальный потенциал Республики Тыва…………………стр.17
Глава III. Основные направления социально-экономического развития Республики Тыва………………………………………………..стр.19
3.1. Концепция развития
региона в долгосрочной
3.2. Перспективы развития
малого предпринимательства в
Республике Тыва……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….стр.29
Введение
Статистический анализ экономической ситуации в регионе является одной из основных целей любого прогрессивного общества. Государство обязано обеспечивать экономический рост и социальную стабильность в обществе. Анализ экономической ситуации в регионе позволяет судить насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. Для отражения полной картины экономической ситуации в регионе важны все аспекты отраслей экономики и групп населения в регионе.
Актуальность темы. Характерной особенностью социально-экономического развития России является территориальная дифференциация.
С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов, определяющих современное место России в системе международного разделения труда и формирующих доходы федерального бюджета.
С другой стороны, представлены территории, наиболее пострадавшие в 1990-е годы от разрушительных последствий экономического кризиса. В их число входит Республика Тыва, которую можно отнести к наиболее сложному типу.
Исследуя проблемы экономически слаборазвитых регионов, необходимо выявить основные причины, повлекшие к резкому снижению их хозяйственного развития.
Совокупность указанных обстоятельств обусловила актуальность данного исследования. В курсовой работе рассмотрен круг вопросов как общетеоретического характера, формирующего концептуальный ее стержень, так и прикладного, позволяющего использовать отдельные части исследования в практической деятельности по государственному регулированию экономически слаборазвитых регионов.
Цель курсовой работы.
Основная цель курсовой работы – по статистическим данным сформировать анализ социально-экономического развития Республики Тыва.
Исходя из поставленной цели был определен круг задач:
1. Определение методологических подходов классификации субъектов Федерации по уровню социально-экономического развития;
2. Выявление особенностей
развития республики, повлиявших
на ее промышленное производство
как слаборазвитого региона по
сравнению с отдельными
3. Оценка природно-ресурсного
потенциала региона и
4. Обоснование концептуального подхода к формированию государственной поддержки социально-экономического развития региона;
5. Экономическая оценка строительства железнодорожной связи;
6. Роль малого
Объект и предмет. Объект - Республика Тыва, ее хозяйственный комплекс, сложившийся под влиянием исторических, национальных, географических и природных факторов. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что Республики Тыва по классификации относится к слаборазвитым субъектам Российской Федерации, вывод экономики которых из кризисной ситуации возможен лишь при использовании всех преимуществ рыночной экономики.
Предметом являются региональные особенности экономического и социального развития Республики Тыва, методы и принципы совершенствования структуры ее народного хозяйства.
Теоретической и методологической основой послужили теоретические труды отечественных ученых по проблемам экономического районирования, и, в частности, классификации территории страны, рационального размещения производительных сил и функционирования хозяйственных комплексов регионов.
В работе использованы нормативные документы и методические материалы, регулирующие порядок подготовки планов и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и входящих в ее состав регионов.
В процессе подготовки курсовой работы использованы труды ведущих ученых в области теории развития и размещения производительных сил: М.П. Бандмана, А.Г. Гранберга, Т.М. Калашниковой, В.В. Кистанова, Н.Н. Колосовского, В.Н. Лексина, С.Н. Рязанцева, М.В. Степанова, Б.М. Штульберга и др.
В качестве инструментов исследования в курсовой применялись статистический, экономико-математический, картографический, сравнительный, системный методы анализа и прогнозирования.
Информационной базой при написании курсовой послужили теоретические, методологические разработки и рекомендации отечественных ученых и специалистов по исследуемым проблемам, материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, материалы Правительства Республики Тыва, Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли РФ и др.
Объем структура и содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава I. Типология регионов Российской Федерации по условиям вхождения в рыночную экономику.
Анализ в широком понимании представляет собой научный метод мысленного или реального разложения, расчленения предмета, явления, процесса на составные элементы, признаки, свойства, отношения, которые затем исследуются в отдельности и во взаимосвязи с расчлененным целым в целях получения нового знания или систематизации уже имеющихся знаний.
Содержание и задачи статистического анализа.
В каждой науке анализ имеет свое специфическое и конкретное содержание. Анализ и обобщение статистических данных - заключительный этап статистического исследования, конечной целью которого является получение теоретических выводов и практических заключений о тенденциях и закономерностях изучаемых социально-экономических явлений и процессов.
Экономико-статистический анализ – это разработка методики, основанной на широком применении традиционных статистических и математико-статистических методов, с целью контроля адекватного отражения исследуемых явлений и процессов.
Задачами статистического анализа являются: определение и оценка специфики и особенностей изучаемых явлений и процессов, изучение их структуры, взаимосвязей и закономерностей их развития.
В качестве этапов статистического анализа выделяются:
формулировка цели анализа;
критическая оценка данных;
сравнительная оценка и обеспечение сопоставимости данных;
формирование обобщающих показателей;
фиксация и обоснование существенных свойств, особенностей, сходств и различий, связей и закономерностей изучаемых явлений и процессов;
формулировка заключений, выводов и практических предложений о резервах и перспективах развития изучаемого явления.
Методы анализа должны меняться
в зависимости от характера изучаемых
процессов, их специфики, особенностей
и форм проявления.
Статистический анализ данных проводится
в неразрывной связи теоретического, качественного
анализа сущности исследуемых явлений
и соответствующего количественного
инструментария изучения их структуры,
связей и динамики.
Экономико-статистический анализ должен проводиться при строгом соблюдении следующих принципов, которые учитывают экономическую и статистическую их градацию.
Экономическими принципами являются:
соответствие экономическим законам и положениям теории расширенного воспроизводства;
адекватное отражение сущности экономической политики современного этапа общественно-экономического развития;
ориентация на конечные экономические результаты;
учет специфики изучаемого объекта, отрасли и т. д.;
согласование интересов субъектов различных иерархических уровней как подразделений единого народнохозяйственного механизма.
К статистическим принципам
относятся:
• четко определенная цель экономико-статистического
исследования;
• согласованность систем по горизонтали
и вертикали;
• сопоставимость во времени и пространстве;
• логическая взаимосвязь между показателями,
характеризующими объект или явление;
• комплексность и полнота отображения
объекта исследования в статистических
показателях;
• максимальная степень аналитичности.
Соблюдение данных принципов наряду с предпосылками применения методологи статистического анализа позволяет осуществить научно обоснованное экономико-статистическое исследование субъектов экономики в соответствии с принятой международной методологией учета и статистики.
Рост дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития стал следствием проводимых рыночных реформ 90-х годов в российской экономике. Сравнительный межрегиональный анализ субъектов Российской Федерации выявил ряд факторов, оказывающих влияние на их социально-экономическую ситуацию, среди которых являются:
- экономико-географическое положение;
- природно-климатические условия;
- экологическая ситуация;
- природно-ресурсный потенциал;
- демографический
потенциал и структура
- структура и специализация хозяйства;
- финансовая обеспеченность;
- инвестиции в основной капитал;
- уровень социально-
Построение типологий регионов является важной исходной базой как для определения направлений социально-экономического развития регионов, так и для формирования региональной политики государства.
На современном этапе общепризнанной типологии регионов не существует ни в России, ни в других странах мира. Имеющиеся в региональных исследованиях разработки предлагают различные подходы к построению региональных группировок и типологий.
На современном этапе общепризнанной типологии регионов не существует ни в России, ни в других странах мира. Имеющиеся в региональных исследованиях разработки предлагают различные подходы к построению региональных группировок и типологий.
1) по типу основополагающих проблем:
- экономические: традиционно-отсталые, депрессивные (дореформенные и новые), традиционно-развитые (адаптировавшиеся и критические), программно-развивающиеся (существующие и потенциальные);
- геополитические: приграничные (стратегические и новые);
- этнические: конфликтные,
регионы расселения
Информация о работе Статистический анализ экономической ситуации в регионе