Статистический анализ связей макроэкономических показателей с интенсивностью туристских потоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Исследование объективно существующих связей между социально-экономическими явлениями и процессами является важнейшей задачей теории статистики. В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что позволяет выявлять факторы (признаки), оказывающие основное влияние на вариацию изучаемых процессов и явлений. Причинно-следственные отношения – это такая связь явлений и процессов, когда изменение одного из них – причины ведет к изменению другого – следствия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….….….стр.3
1.Общие сведения о корреляционном и регрессионном анализе……стр.4
1.1.Понятие парной регрессии……………………………………..стр.
1.2.Понятие множественной регрессии...……………………........…стр.
1.3. Виды коэффициентов корреляции………………………….…стр.
2.Анализ статистических показателей……………………………...стр.
3. Список литературы…………………………………………….…..стр.

Файлы: 1 файл

Теория моя.docx

— 124.88 Кб (Скачать файл)

Линейное уравнение множественной  регрессии имеет вид:

                   где

- теоретические значения результативного признака, полученные в результате подстановки соответствующих значений факторных признаков в уравнение регрессии;

Х12,...,хk   - факторные признаки;

а[2,...,аk   - параметры модели (коэффициенты регрессии).

Параметры уравнения могут  быть определены графическим методом  или методом наименьших квадратов.2

 

    1. Коэффициенты корреляции.

 

Измерение тесноты (силы) и направления связи является важной задачей изучения и количественного  измерения взаимосвязи социально-экономических явлений. Оценка тесноты связи между признаками предполагает определение меры соответствия вариации результативного признака и одного (при изучении парных зависимостей) или нескольких (множественных зависимостей) факторных признаков.

2. В.Г.Минашкин, Р.А. Шмойлова Р.А. Теория статистики. - М.:Изд.центрЕАОИ,2008. — С. 101.

Линейный коэффициент  корреляции (К. Пирсона) характеризует тесноту и направление связи между двумя коррелируемыми признаками в случае наличия между ними линейной зависимости.

В теории разработаны и  на практике применяются различные  модификации формулы расчета данного коэффициента:

 

Производя расчет по итоговым значениям исходных переменных, линейный коэффициент корреляции можно вычислить по формуле:

  Между линейным коэффициентом корреляции и коэффициентом регрессии существует определенная зависимость, выражаемая формулой:

где   - коэффициент регрессии в уравнении связи;

- среднее квадратическое отклонение соответствующего, статистически существенного, факторного признака.

Линейный коэффициент  корреляции изменяется в пределах от -1 до 1: [-1 < г < 1], Знаки коэффициентов регрессии и корреляции совпадают. При этом интерпретацию выходных значений коэффициента корреляции можно осуществлять следующим образом (табл.1).3

Таблица 1.

Оценка линейного коэффициента корреляции

 

Значение линейного коэффициента связи

Характеристика связи

Интерпретация связи

г = 0

отсутствует

-

0<г<1

прямая

с увеличением х увеличивается у

-1<r<0

обратная

с увеличением х уменьшается у и наоборот

г=1

функциональная

каждому   значению   факторного    признака строго соответствует одно значение результативного признака


В случае наличия линейной или нелинейной зависимости между  двумя признаками для измерения  тесноты связи применяют так  называемое корреляционное отношение. Различают эмпирическое и теоретическое корреляционное отношение.

Эмпирическое корреляционное отношение рассчитывается по данным группировки, когда δ2 характеризует отклонения групповых средних результативного показателя от общей средней:

                     

где     - корреляционное отношение;

- общая дисперсия;

- средняя из частных (групповых) дисперсий;

- межгрупповая дисперсия (дисперсия групповых средних).

Все эти дисперсии есть дисперсии результативного признака.

3. В.Г.Минашкин, Р.А. Шмойлова Р.А. Теория статистики. - М.:Изд.центрЕАОИ,2008. — С. 105.

Теоретическое корреляционное отношение определяется по формуле:

 

где - дисперсия выровненных значений результативного признака, то есть рассчитанных по уравнению регрессии;

-дисперсия эмпирических (фактических)  значений результативного признака;

-остаточная дисперсия.

Корреляционное отношение  изменяется в пределах от 0 до 1  

Для измерения тесноты  связи при множественной корреляционной зависимости, то есть при исследовании трех и более признаков одновременно, вычисляется множественный и частные коэффициенты корреляции.

Множественный коэффициент корреляции вычисляется при наличии линейной связи между результативным и несколькими факторными признаками, а также между каждой парой факторных признаков.

Множественный коэффициент  корреляции для двух факторных признаков  вычисляется по формуле:

                   

где        - парные коэффициенты корреляции между признаками.

Множественный коэффициент  корреляции изменяется в пределах от 0 до 1 и но определению положителен: 0 < R < 1 . Приближение R к единице свидетельствует о сильной зависимости между признаками.

Частные коэффициенты корреляции характеризуют степень тесноты связи между двумя признаками х1  и х2 при фиксированном значении других (k -2) факторных

признаков, то есть когда  влияние х3, исключается, то есть оценивается связь между х1 и х2 в «чистом виде».

В случае зависимости у от двух факторных признаков х1 и х2 коэффициенты частной корреляции имеют вид:


где r - парные коэффициенты корреляции между указанными в индексе переменными.

В первом случае исключено  влияние факторного признака х2 , во втором - х1 .

 

 

 

 

 

 

2.Анализ  статистических показателей.

 

Исходные данные:

 

    1. x1 – уровень инфляции в %;
    2. x2 – объем промышленного производства в ценах декабря 1997 г. (трлн. руб.);
    3. x3 – располагаемый доход в ценах декабря 1997 г. (млрд. руб.);
    4. x4 – потребительские расходы в ценах декабря 1997 г. (млрд. руб.);
    5. y – количество туристов, выехавших за рубеж, (тыс. чел.).

 

X1

X2

X3

X4

Y

1,6

1,3

1288

874

172

1,4

1,4

1325

904

265

0,9

1,4

1423

922

316

0,9

1,3

1316

905

435

1,1

1,3

1445

944

492

0,9

1,3

1412

916

517

-0,1

1,3

1375

943

552

-0,4

1,3

1352

985

453

0,2

1,4

1432

1018

332

0,6

1,4

1390

1019

227

0,9

1,5

1868

1149

181

1,41

1,49

1184,2

935,79

162

0,88

1,269

1198,24

877,11

139

0,64

1,404

1219,68

918,42

214

0,43

1,283

1284,06

915,53

235

0,48

1,152

1172,12

906,05

351

0,06

1,317

1207

917,32

397

0,16

1,149

1239,57

949,51

417

3,65

1,219

1186,86

1005,27

445

3,24

1,31

960,56

887,56

365

4,45

1,417

1035,81

831,75

268

5,53

1,425

996,98

823,5

183

10,93

1,625

1232,1

873,56

146

8,07

1,391

779,44

718,7

136

4,02

1,35

859,22

698,55

117

2,75

1,376

891,52

746,3

180

2,97

1,392

958,44

729,37

214

2,22

1,404

897,47

721,57

295

2,16

1,312

938,68

733,11

334

2,03

1,226

918,1

732,64

358

1,93

1,32

945,57

776,31

374

1,46

1,465

935,3

781,83

307

1,36

1,56

964,1

786,44

225

1,44

1,618

978,91

789,22

154

1,19

1,624

991,13

796,54

123

2,27

1,391

1283,61

993,18

201

1,41

1,459

1636,14

981,96

172

1,85

1,35

1360,99

917,3

263

1,19

1,408

1384,09

916,27

313

0,34

1,304

1314,84

963,78

421

0,26

1,324

1358,97

951,28

473

0,78

1,333

1347,33

933,7

501

1,13

1,334

1356,66

904,89

542

1,59

1,363

1264,37

912,88

463

2,16

1,489

1370,02

934,36

331

2,77

1,567

1328,63

923,4

228

2,75

1,483

1272,38

888,12

183

4,02

1,501

1222,11

961,8

162

3,16

1,445

1557,48

1057,25

139

4,42

1,39

1409,37

1014,47

215

3,63

1,396

1394,37

1048,7

266

3,34

1,381

1381,01

992,98

352

2,88

1,401

1365,73

981,22

388

3,26

1,385

1353,31

951,15

418

2,76

1,444

1392,96

942,71

444

3,6

1,452

1345,02

951,08

364

2,75

1,453

1345,55

952,11

269

2,74

1,544

1329,79

896,65

183

2,74

1,697

1324,2

906,96

145

2,54

1,538

1224,08

839,16

119

2,36

1,626

1202,54

889,29

182

2,24

1,805

1769,96

1103,88

214

2,11

1,706

1494,81

1030,89

293

2

1,713

1594,94

1087,21

335

1,94

1,587

1705,4

1088,29

351

1,88

1,579

1696,28

1107,63

378

2,22

1,504

1526,21

1046,4

319

2,7

1,614

1427,64

991,92

268

2,64

1,66

1362,33

945,16

197

2,58

1,829

1524,01

976,86

156

2,45

1,932

1504,1

1062,4

201

4,42

1,39

1409,37

1014,47

215

3,63

1,396

1394,37

1048,7

266

3,34

1,381

1381,01

992,98

352

2,88

1,401

1365,73

981,22

388

3,26

1,385

1353,31

951,15

418

2,76

1,444

1392,96

942,71

444

3,6

1,452

1345,02

951,08

364

2,75

1,453

1345,55

952,11

269

0,43

1,283

1284,06

915,53

235

0,48

1,152

1172,12

906,05

351

0,06

1,317

1207

917,32

397

0,16

1,149

1239,57

949,51

417

3,65

1,219

1186,86

1005,27

445

3,24

1,31

960,56

887,56

365

4,45

1,417

1035,81

831,75

268

5,53

1,425

996,98

823,5

183

10,93

1,625

1232,1

873,56

146

8,07

1,391

779,44

718,7

136

4,02

1,35

859,22

698,55

117

2,75

1,376

891,52

746,3

180

2,97

1,392

958,44

729,37

214

1,93

1,32

945,57

776,31

374

1,46

1,465

935,3

781,83

307

1,36

1,56

964,1

786,44

225

1,44

1,618

978,91

789,22

154

1,19

1,624

991,13

796,54

123

2,27

1,391

1283,61

993,18

201

1,41

1,459

1636,14

981,96

172

1,85

1,35

1360,99

917,3

263

1,19

1,408

1384,09

916,27

313

0,34

1,304

1314,84

963,78

421

0,26

1,324

1358,97

951,28

473

0,16

1,149

1239,57

949,51

417

3,65

1,219

1186,86

1005,27

445

3,24

1,31

960,56

887,56

365

4,45

1,417

1035,81

831,75

268

5,53

1,425

996,98

823,5

183

10,93

1,625

1232,1

873,56

146

8,07

1,391

779,44

718,7

136

4,02

1,35

859,22

698,55

117

2,75

1,376

891,52

746,3

180

2,97

1,392

958,44

729,37

214

1,93

1,32

945,57

776,31

374

1,46

1,465

935,3

781,83

307

1,36

1,56

964,1

786,44

225

1,44

1,618

978,91

789,22

154

1,19

1,624

991,13

796,54

123

2,27

1,391

1283,61

993,18

201

1,41

1,459

1636,14

981,96

172

4,02

1,35

859,22

698,55

117

2,75

1,376

891,52

746,3

180

2,97

1,392

958,44

729,37

214

2,22

1,404

897,47

721,57

295

2,16

1,312

938,68

733,11

334

2,03

1,226

918,1

732,64

358

1,93

1,32

945,57

776,83

374

1,46

1,465

935,3

781,83

307

1,36

1,56

964,1

786,44

225

1,44

1,618

978,91

789,22

154

1,19

1,624

991,13

796,54

123

1,46

1,465

935,3

781,83

307

2,27

1,391

1283,61

993,18

201

1,41

1,459

1636,14

981,96

172

1,44

1,618

978,91

789,22

154

1,93

1,32

945,57

776,31

374

1,85

1,35

1360,99

917,3

263

1,36

1,56

964,1

786,44

225

1,19

1,408

1384,09

916,27

313

0,34

1,304

1314,84

963,78

421

1,85

1,35

1360,99

917,3

263


 

  1. Количественный анализ тесноты корреляционных связей факторных признаков с количеством туристов, выехавших за пределы России.

В результате проведения корреляционного анализа  получаем следующую корреляционную матрицу:

 

 

X1

X2

X3

X4

Y

X1

1

       

X2

0,19551

1

     

X3

-0,22

0,18301

1

   

X4

-0,1842

0,09912

0,917

1

 

Y

-0,3725

-0,5158

0,2333

0,3083

1


Из таблицы наблюдаем следующее:

- связь  между количеством туристов, выехавших  за рубеж и уровнем инфляции (r= - 0,37) обратная слабая, что означает - чем больше уровень инфляции, тем меньше количество туристов, выехавших за рубеж. Но влияние это небольшое.

- связь  между количеством туристов, выехавших  за рубеж и объемом промышленного  производства (r= - 0,52) обратная слабая, что означает - чем больше, объем промышленного производства, тем меньше количество туристов, выехавших за рубеж. Но влияние это небольшое.

- связь  между количеством туристов, выехавших  за рубеж и располагаемыми  доходами (r= 0,23) прямая практически отсутствует, что означает - чем выше, располагаемые доходы, тем больше туристов, выехавших за рубеж.

-  связь  между количеством туристов, выехавших  за рубеж и потребительскими  расходами (r= 0,31) прямая слабая, что означает - чем выше, потребительские расходы, тем больше туристов, выехавших за рубеж.

2. По  модулю коэффициента корреляции  выбираем 3 наиболее информативных  показателя – Х1, Х2, Х4, и проводим регрессионный анализ.

В результате регрессионного анализа получаем следующие  показатели:

Регрессионная статистика

Множественный R

0,6626

R-квадрат

0,43903

Нормированный R-квадрат

0,42675

Стандартная ошибка

84,3539

Наблюдения

141


Множественный R  = 0,66, что говорит о достаточно сильной взаимосвязи переменных.

R-квадрат  < 0,5, поэтому можно говорить  об умеренной точности аппроксимации  (модель хорошо описывает явление).

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Y-пересечение

590,6985859

90,49449137

6,527453517

1,20167E-09

Переменная X 1

-12,20481678

3,788067267

-3,221911312

0,001591113

Переменная X 2

-406,4947057

53,00423578

-7,669098511

2,88979E-12

Переменная X 4

0,332520923

0,068587641

4,848117229

3,33318E-06




 

  1. Определяем значения коэффициентов регрессии и оцениваем их значимость:

Полученное  P-значение свидетельствует о том, что все коэффициенты регрессии значимы. Во всех случаях p <0,05.

  1. Далее оцениваем значимость и точность регрессии

Дисперсионный анализ

     
 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

3

762945,617

254315,2

35,7406

3,98074E-17

Остаток

137

974833,6313

7115,574

   

Итого

140

1737779,248

     

 

Из таблицы  следует, что F >Значимость F, это означает, что нулевая гипотеза о незначимости регрессии отклоняется, следовательно, регрессия значима.

В результате уравнение регрессии имеет следующий вид:

Y= 590,7 – 12,2X1 – 406,5X2 + 0,33X4

На графиках видим показатели практически совпадают с показателями предсказания - то есть ошибка вычислений незначительна, однако интервал  между значениями велик - что говорит о слабой связи.

Информация о работе Статистический анализ связей макроэкономических показателей с интенсивностью туристских потоков