Статистический анализ занятости и безработицы в Псковской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе занятости и безработицы в Псковской области на основе этих показателей и их динамики. Были поставлены следующие задачи. Рассмотрение основных понятий, определений, основных источников, характеризующих безработицу. Изучение особенностей динамики уровня занятости и безработицы в Псковской области.
Объектом изучения выступает анализ закономерностей динамики и состава занятых и безработных в Псковской области.
В работе проанализирована законодательная, методологическая литература, приведены инструкции Федеральной службы государственной статистики по наблюдению за уровнем безработицы, использован статистический материал ФСГС, а также научная литература.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы изучаемой темы 6
1.1 Основные категории и система показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы 6
1.2 Статистические приёмы и методы исследования 17
2 Анализ динамики занятости и безработицы в Псковской области 23
2.1 Анализ показателей занятости и безработицы в динамике за 1995-2011 гг. 23
2.2 Анализ распределения численности занятых в экономике по полу, возрасту и образованию за два года (2000 и 2010 гг.) 32
2.3 Анализ распределения безработных по полу, возрасту и образованию за два года 37
3 Анализ показателей трудоустройства населения 42
Заключение 51
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая (Малов).docx

— 188.57 Кб (Скачать файл)

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет  в свободное от учебы время, безработных  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы, безработных граждан  в возрасте от 18 до 20 лет из числа  выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального  образования, ищущих работу впервые;

социальная  адаптация безработных граждан  на рынке труда;

содействие  самозанятости безработных граждан;

содействие  гражданам в переселении для  работы в сельской местности;

выдача работодателям  заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством  о правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации;

4) разработка  и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения,  включая программы содействия  занятости граждан, находящихся  под риском увольнения, а также  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

5) организация  и проведение специальных мероприятий  по профилированию (распределению  безработных граждан на группы  в зависимости от профиля их  предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста  и других социально-демографических  характеристик в целях оказания  им наиболее эффективной помощи  при содействии в трудоустройстве  с учетом складывающейся ситуации  на рынке труда) безработных  граждан;

6) проверка, выдача  обязательных для исполнения  предписаний об устранении нарушений  законодательства о занятости  населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) принятие  мер по устранению обстоятельств  и причин выявленных нарушений  законодательства о занятости  населения и восстановлению нарушенных  прав граждан;

8) обобщение  практики применения и анализ  причин нарушений законодательства  о занятости населения в субъекте  Российской Федерации, а также  подготовка соответствующих предложений  по совершенствованию данного  законодательства.[2]

Для начала анализа  рассмотрим численность зарегистрированных безработных.

Таблица 9 - Численность зарегистрированных безработных тыс.чел.

Численность зарегистрированных безработных  тыс.чел.

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

33,9

8,5

8,4

9,6

9

10,5

11,4

11,1

6,9

8,5

11,2

7,5


 

Определим коэффициент  официально зарегистрированной безработицы.

Коэффициент официально зарегистрированной безработицы ( уровень официально зарегистрированной безработицы )  рассчитывается как отношение официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения:

 (25)

Где : Бофб – численность официально зарегистрированных безработных

         Tэа - численность экономически активного населения

Кофб1995 = 33,9 : 364 х 100 = 9,31%

Кофб2000 = 8,5 : 369 х 100 = 2,3%

Кофб2001 = 8,4 : 365 х 100 = 2,31%

Кофб2002 = 9,6 : 344 х 100 = 2,79%

Кофб2003 = 9 : 361 х 100 = 2,49%

Кофб2004 = 10,5 : 373 х 100 = 2,82%

Кофб2005 = 11,4 : 372 х 100 = 3,06%

Кофб2006 = 11,1 : 373 х 100 = 2,98%

Кофб2007 = 6,9 : 369 х 100 = 1,87%

Кофб2008 = 8,5 : 371 х 100 = 2,29%

Кофб2009 = 11,2 : 363 х 100 = 3,09%

Кофб2010 = 7,5 : 360 х 100 = 2,08%

Высчитав  показатели, мы заметим, что наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы был в 1995 году - 9,31%, а  наименьший в 2007 году – 1,87%.

Рисунок 8 - Численность зарегистрированных безработных в Псковской области тыс.чел.

Таблица 10 - Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения чел.

Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные  учреждения службы занятости населения  чел.

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

290

1964

2534

3115

2777

2355

2234

2471

3098

2326

2109

3521


 

Рисунок 9 - Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения чел.

Проанализировав данные можно  сделать вывод, что наиболее высокая  потребность в работниках была в 2002, 2007 и в 2010 годах – более 3 тыс. чел., а наименьшая в 1995 – 290 чел.

Деятельность бирж труда.

Деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, даваемые биржами труда лицам, которые состоят у них на учете, не являются обязательными для предприятий и предпринимателей. Многие предприятия нанимают работников непосредственно через свои отделы кадров. Значительная часть работников, особенно квалифицированных, не пользуется услугами бирж труда.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:           1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий. 

Важным направлением деятельности бирж труда должны стать международные аспекты управления рынком рабочей силы, которые связаны с привлечением иностранной рабочей силы для работы на совместных и других предприятиях, посредничеством при заключении контрактов   (договоров) на работу за рубежом, участием в разработке и реализации программ регулирования международной миграции рабочей силы. 

Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей.

 

Таблица 11 - Численность незанятых  граждан, зарегистрированных в государственных  учреждениях  службы занятости населения, в расчёте на одну вакансию чел.

Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения, в расчёте  на одну вакансию чел.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

4,5

3,4

3,2

3,3

4,5

5,2

4,6

2,3

4,1

5,6

2,3


 

Рисунок 10 - Численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения, в расчёте на одну вакансию чел.

Проанализировав данные можно  заметить, что наиболее низкий уровень  незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения в  расчёте на одну вакансию был в 2002 (3,2), 2007 (2,3) и в 2010 (2,3) годах. Это логично, поскольку в эти года была наибольшая потребность в работниках.

Таблица 12 - Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Псковской области чел.

Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Псковской области чел.

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

300

1158

1458

3279

5651

5813

5288


 

Рисунок 11 - Численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Псковской области чел.

Коэффициент миграционного  прироста.

Коэффициент миграционного  прироста занятого населения рассчитывается как отношение миграционного прироста к средней величине занятого населения (‰):

Среднегодовая численность  занятого населения в 2006 – 2010 годах     = ((1:2) х 345 + 350 + 346 + 323 + (1:2) х 325) : (5 – 1) = 338,5 тыс. = 338500 чел.

Кмп2006 = (1458 – 1158) : 338500 х 1000 = 0,89‰

Кмп2007 = (3279 – 1458) : 338500 х 1000 = 5,38‰

Кмп2008 = (5651 – 3279) : 338500 х 1000 = 7,01‰

Кмп2009 = (5813 – 5651) : 338500 х 1000 =  0,48‰

Кмп2010  = (5288 – 5813) : 338500 х 1000 = -1,55‰

Наибольший прирост был  в 2008 году и составил 7,01‰, а наименьший в 2010 году и был равен -1,55‰.

Рассмотрим отдельные показатели напряжённости на рынке труда Псковской области. Мною были выбраны 2002 и 2010 год. Проанализируем как за это время изменились некоторые экономические показатели Псковской области.

 

 

Таблица 13 - Отдельные показатели напряжённости на рынке труда Псковской области за 2002 и 2010 года

Отдельные показатели напряжённости  на рынке труда Псковской области  за 2002 и 2010 года

Год

Уровень занятости, %

Уровень безработицы, %

Среднее время поиска работы безработными, мес.

Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, %

Место по РФ

Уровень занятости

Уровень безработицы

Среднее время поиска работы безработными

Удельный вес безработных, ищущих работу 12 месяцев и более

2002

54,5

8,2

7,4

32,9

77

39

18

30

2010

60,1

9,7

7,1

26,3

56

67

34

29


 

 

 

 

Для наглядности построим гистограмму.

Рисунок 12 - Отдельные показатели напряжённости на рынке труда Псковской области за 2002 и 2010 года

За прошедшие 8 лет в  Псковской области увеличился как  уровень занятости, так и уровень  безработицы на 5,6% и на 1,5% соответственно, в результате чего Псковская область  поднялась на 56-е место с 77-го по уровню занятости среди субъектов  РФ и опустилась по уровню безработицы  с 39-го на 67-е место соответственно. Среднее время поиска работы сократилось  на 0,3 месяца, но это незначительное сокращение не помогло Псковской области подняться, а наоборот Псковская область лишь опустилась на 16 позиций с 18-го на 34-е место. Удельный вес безработных, ищущих работу более 12-ти месяцев сократился на 6,6%, в результате чего по этому показателю Псковская область поднялась с 30-го на 29-е место.

 

Заключение

 

В заключение своей работы мне хотелось бы подвести некоторые итоги. Проблема занятости и безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.

Проанализировав показатели занятости  и безработицы можно заметить рост численности занятого населения  до 2007 года, затем наступил спад занятости, но с 2011 этот показатель пошёл вверх, однако если численность населения Псковской области так и будет снижаться, то и уровень занятости будет снижаться, что может привести к упадку в экономике региона.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический  прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике  вызывают уменьшение числа занятых  в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда  также ведет к уменьшению числа  занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.

Безработица имеет исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа  самоубийств и убийств, численности  пациентов в психиатрических  лечебницах, ухудшение отношений  в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного  опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. На мой взгляд, главным  в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Информация о работе Статистический анализ занятости и безработицы в Псковской области