Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:54, курсовая работа
Целью данной работы является изучение туристического рынка .
В соответствии с данной целевой установкой были сформулированы основные задачи исследования:
- изучение теоретических основ туристической деятельности;
- рассмотреть систему показателей статистики туризма;
- анализировать состояния рынка туристических услуг в России;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих ситуацию на рынке услуг.
Объектом исследования является современный туристический рынок России.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 6
1.1 Сущность рынка услуг по туризму 6
1.2 Основные этапы развития туризма в России 13
1.3 Специфические показатели рынка услуг по туризму 16
1.4 Перспективы развития рынка туристических услуг в России 19
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ 22
2.1 Группировка 22
2.2 Расчет относительных величин 23
2.3. Расчет средних величин и показатели вариации 26
2.4.Применение выборочного метода 31
2.5. Расчет показателей динамики 32
2.6. Корреляционно-регрессионный анализ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
, где – значение признака, - среднее значение признака, - число вариантов.
Определим отклонение от среднего , результаты расчетов внесем в табл. 4.
Таблица 4.
Организации |
x |
|| |
()2 |
Гостиница |
4 442 |
3 382,8 |
11 443 561,4 |
Меблированные комнаты |
700 |
359,2 |
129 000,7 |
Мотель |
123 |
936,2 |
876 408,0 |
Пансионат |
159 |
900,2 |
810 300,0 |
Общежитие |
500 |
559,2 |
312 667,4 |
Др.организации |
431 |
628,2 |
394 593,4 |
Итого: |
6 355 |
6 765,7 |
13 964 455,96 |
3)Среднее квадратическое отклонение – обобщающая характеристика размеров вариации в совокупности. Для дискретных рядов рассчитывается по следующей формуле:
Дисперсия представляет собой среднее квадратическое отклонение в квадрате:
4)Коэффициент вариации показывает отклонение среднего квадратического отклонения от среднего значения признака:
Данная совокупность неоднородна, так как коэффициент вариации превышает 33%.
5)Коэффициент осцилляции показывает отклонение размаха вариации от среднего значения признака:
Данный коэффициент показывает отклонение размаха вариации от средней величины.
Выборочное наблюдение – это такое несплошное наблюдение, при котором отбор подлежащих обследованию единиц осуществляется в случайном порядке, отобранная часть изучается, а результаты распространяются на всю исходную совокупность.
Используя данные прил.5, проведем выборочное обследование.
За выборочную совокупность возьмем количество санаторно-курортных организаций в ЦФО за 2011 год по областям , тогда N =18 областей, n = 5 областей. Выбираем области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская. Расчет ведем с вероятностью 0,997(t=3)
Определим среднее количество организаций за 2011 год по выборочным данным:
=
Рассчитаем дисперсию:
=
Средняя ошибка выборки будет равна:
Среднее количество организаций в ЦФО за 2011 год находилось в пределах от 11 до 20 организаций, с вероятностью 0,997.
Ряды динамики — это ряды статистических показателей, характеризующих развитие явлений природы и общества во времени. Публикуемые Госкомстатом России статистические сборники содержат большое количество рядов динамики в табличной форме. Ряды динамики позволяют выявить закономерности развития изучаемых явлений.[9]
По прил. 4 рассчитаем показатели динамики и представим их в табл. 5.
Таблица 5
Расчет показателей динамики
Поступления (тыс.руб.)
Показатели |
Годы | |||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||
11 220 479,9 |
22824610,8 |
26762346,4 |
34219334,8 |
40704257,1 |
38452141,2 |
51917842,5 | ||
Абсолютный прирост Δ, ед. |
Цепной yi-yi-1 |
- |
11604130,9 |
3937735,6 |
7456988,4 |
6484922,3 |
-2252115,9 |
13465701,3 |
Базисный yi-y1 |
- |
11604130,9 |
15541866,5 |
22998854,9 |
29483777,2 |
27231661,3 |
40697362,6 | |
Коэффициент роста, Кр |
Цепной, yi/yi-1 |
- |
2,034 |
1,173 |
1,279 |
1,190 |
0,945 |
1,350 |
Базисный, yi/y1 |
- |
2,034 |
2,385 |
3,050 |
3,628 |
3,427 |
4,627 | |
Темп роста, Тр = Кр*100% |
Цепной |
- |
203,4 |
117,3 |
127,9 |
119,0 |
94,5 |
135,0 |
Базисный |
- |
203,4 |
238,5 |
305,0 |
362,8 |
342,7 |
462,7 | |
Темп прироста, Тп=Тр-100% |
Цепной, yi/yi-1 |
- |
103,4 |
17,3 |
27,9 |
19,0 |
-5,5 |
35,0 |
Базисный, yi/y1 |
- |
103,4 |
138,5 |
205,0 |
262,8 |
242,7 |
362,7 | |
Абсолютное значение 1% прироста А, ед. А=Δi/Tпi |
Цепной |
- |
112225,63 |
228938,11 |
267275,75 |
343117,58 |
409475,62 |
384734,32 |
Базисный |
- |
112225,63 |
112215,64 |
112244,29 |
112190,93 |
112202,97 |
112206,68 |
Средние показатели динамики за весь анализируемый период:
Таким образом, в среднем темп роста выручки, составил 124,5% или 6782893,76 тыс.руб., что определено средним приростом в размере 24,5% в год. В среднем на 1% роста приходится около 277 305,55 тыс.руб.
Статистический ряд динамики также включает тренд – основную тенденцию развития динамического ряда.
Для определения тренда на основе прил. 4 применим метод аналитического выравнивания с применением уравнения . Расчеты необходимых величин произведем в табл. 6.
Таблица 6
Расчет величин для определения тренда
Год |
Выручка |
t |
t2 |
yt |
|||
2004 |
11 220 479,9 |
-3 |
9 |
-33 661 439,7 |
14 376 316,89 |
-3 155 836,99 |
9 959 307 088 517,25 |
2005 |
22 824 610,8 |
-2 |
4 |
-45 649 221,6 |
20 350 926,15 |
2 473 684,65 |
6 119 115 757 540,36 |
2006 |
26 762 346,4 |
-1 |
1 |
-26 762 346,4 |
26 325 535,41 |
436 810,99 |
190 803 841 858,40 |
2007 |
34 219 334,8 |
0 |
0 |
0 |
32 300 144,67 |
1 919 190,13 |
3 683 290 755 089,40 |
2008 |
40 704 257,1 |
1 |
1 |
40 704 257,1 |
38 274 753,93 |
2 429 503,17 |
5 902 485 648 181,04 |
2009 |
38 452 141,2 |
2 |
4 |
76 904 282,4 |
44 249 363,19 |
-5 797 221,99 |
33 607 782 824 528,40 |
2010 |
51 917 842,5 |
3 |
9 |
155 753 527,5 |
50 223 972,45 |
1 693 870,05 |
2 869 195 736 123,78 |
Итого: |
226 101 012,7 |
0 |
28 |
167 289 059,3 |
226 101 012,7 |
0 |
62 331 981 651 838,60 |
Т.о., уравнение тренда имеет вид , а так же представлен график тренда на рис.2:
Рис 2. График тренда выручки от оказанных услуг в РФ в период 2004-2010 гг.
Рассчитаем прогноз на 2013 г. :
5 974 609,261*10+8 401 707,63= 68 147 800,24 руб.
На основе графика можно сделать вывод, что заметна тенденция роста выручки от оказанных услуг в период с 2004 по 2010г. Выручка от оказания туристических услуг в 2013 г будет составлять 68 147 800,24 руб.
Важнейшей целью статистики является изучение объективно существующих связей между явлениями. В ходе статистического исследования этих связей необходимо выявить причинно-следственные зависимости между показателями, т.е. насколько изменение одних показателей зависит от изменения других показателей. В статистике выделяют следующие основные виды связей:
1) Функциональная (полная связь) – это связь, в которой величина факторного признака строго соответствует одному или нескольким значениям функции.
2) Корреляционная (неполная) связь проявляется в среднем для массовых явлений, когда заданным значениям зависимой переменной соответствует некоторый ряд вероятных значений независимой переменной. [2]
В статистике при изучении взаимосвязей чаще всего применяется метод парной корреляции, которая представляет собой однофакторный корреляционный и последующий регрессионный анализ.
На основе данных прил. 4 и 6 проведем анализ связи между показателями численности принятых туристов(X) и выручкой от реализации услуг(Y). Построим график зависимости (рис. 3):
Рис. 3. График зависимости выручки за оказанные тур.услуги от числа приняты туристов период 2006-2010 г.
График зависимости показывает, что если увеличивается въезд в Россию туристов, то и выручка также увеличивается
Для того что бы определить тесноту связи, рассчитаем коэффициент корреляции по промежуточным данным из табл. 7.
Определим и с помощью средней арифметической простой:
,
Таблица 7
Промежуточные
расчеты корреляционного
Год |
Численносить туристов |
Выручка |
|
|
|
|
|
2006 |
157 987 |
26 762 346,4 |
-30 181,6 |
-11 648 838 |
351580568980,8 |
910 928 978,6 |
135695426750244,0 |
2007 |
180 366 |
34 219 334,8 |
-7 802,6 |
-4 191 849,6 |
32707325689,0 |
60 880 566,76 |
17571603069020,2 |
2008 |
198 347 |
40 704 257,1 |
10 178,4 |
2 293 072,7 |
23339811169,7 |
103 599 826,6 |
5258182407485,3 |
2009 |
178 283 |
38 452 141,2 |
-9 885,6 |
40 956,8 |
-404882542,1 |
97 725 087,36 |
1677459466,2 |
2010 |
225 860 |
51 917 842,5 |
37 691,4 |
13 506 658,1 |
509084853110,3 |
1 420 641 634 |
182429813030296,0 |
Итого |
940 843 |
192 055 922 |
- |
- |
916307676 407,7 |
2 593 776 093,2 |
340956702716511,0 |
Подставим данные в формулу
Так как коэффициент корреляции r принимает значение равное 0,974, можно говорить о том, что существует сильная прямая связь между выручкой за оказанные туристические услуги и числом принятых туристов в РФ.
На основе проведенных расчетов и анализа показателей туристической деятельности в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
Все эти выводы свидетельствуют о том, что рынок туристических услуг Российской Федерации имеет значительные темпы развития в настоящее время и перспективы развития в будущем.
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму в России