Статистическое изучение уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в совершенствовании экономико-статистического изучения уровня жизни населения России и разработке методологии оценки качества жизни населения. Для реализации поставленной в работе цели возникла необходимость решения следующих задач:
• Уточнение содержания понятий «уровень и качество жизни населения», и характеристика уровня жизни населения как объекта статистического изучения;
• Проведение критического анализа практикуемых и предлагаемых в научной литературе систем показателей для оценки уровня жизни населения;
• обоснование предлагаемой системы показателей для оценки уровня жизни населения;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1
1.1 Статистика уровня жизни населения 5
1.2 Общая оценка уровня жизни населения 7
Глава 2
2.1 Виды уровня жизни. Доходы населения 8
2.2 Методы изучения динамики реальных доходов населения 10
2.3 Методы изучения дифференциации доходов и уровня бедности 11
Глава 3
3.1 Потребление населением материальных благ и услуг 15
3.2 Качество жизни как социально-экономическая категория 17
Глава 4
4.1 Динамика уровня жизни 21
4.2 Бюджетные проектировки 22
Заключение 30
Расчетная часть 32
Приложение 1 33
Список использованной литературы……………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая по СТАТИСТИКЕ.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Концепция человеческого  развития основывается на четырех основных принципах, отражающих производительность труда, равенство, устойчивость и расширение возможностей.

Производительность. Люди должны иметь возможность повышать производительность своего труда, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за достаточное и справедливое вознаграждение. Поэтому экономический рост является одной из составляющих моделей развития человеческого потенциала.

Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Все барьеры, препятствующие обретению возможностей в экономической, социальной и политической жизни, должны быть ликвидированы, с тем, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользоваться их благами.

Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям.

Расширение  возможностей. Развитие должно осуществляться усилиями людей и в интересах людей. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и в других процессах, определяющих их жизнь.

Основные условия  для развития потенциала человека состоят  в том, чтобы прожить долгую и  здоровую жизнь, получить образование  и обладать соответствующими ресурсами для обеспечения достойного жизненного уровня.

В России государство  использует механизмы бюджетного распределения  средств весьма “вяло”. С помощью  консолидированного бюджета распределяется на социальные функции государства  порядка 35% бюджетных средств, а с помощью федерального бюджета - не более 21% от его расходов. При этом непосредственно на социальные нужды расходуется не более 3,5% ВВП, что в 5-6 раз меньше доли, выделяемой на социальные функции в развитых странах и недостаточно для России, для которой характерна высокая степень региональных и отраслевых различий. Подобная структура бюджета, по мнению отечественных ученых, характерна для государства ХIХ, а не ХХI столетия.

Следует отметить, что в Российской Федерации доктрины качества жизни и человеческого потенциала еще не рассматриваются органами государственной власти с позиции практического применения. Недооценка важности социальной составляющей (как важнейшего условия экономического роста и гармонизированных трудовых отношений), характерная для советского периода, еще более усугубилась на этапе рыночной трансформации и смены общественного строя, что привело к обвальному снижению затрат на развитие человека, не обеспечивающих сегодня во многих сегментах и слоях населения даже его простое воспроизводство.

Демографическое развитие России в 21 веке становится одним  из важнейших факторов, от состояния  которого зависит будущее России.

С начала 90-х  годов в России происходит системный  демографический кризис, который  охватывает естественное и миграционное движение населения.

Долговременные  негативные тенденции снижения рождаемости  наметились в России еще в 20-е  годы, а рост смертности российского  населения происходит с 60-х годов  прошлого века. Однако с начала 90-х  годов ХХ века произошел качественный скачок в росте смертности и заболеваемости, падении рождаемости, снижении продолжительности жизни населения.

По данным Федеральной  службы государственной статистики, за период между переписями населения 1989 и 2002 годов, общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости - сократились в 1,4 раза. За 13 лет, прошедших между этими переписями, общая численность населения страны сократилась на 1,8 млн. человек. Причем, за этот период родилось 20,5 млн. человек, а умерло 27,9 млн. человек, 11 млн. человек прибыло в страну из-за рубежа и 5,4 млн. человек покинули страну. Таким образом , естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн. человек. Миграционный прирост ( разница между прибывшими и убывшими ) в размере 5,6 млн. человек позволил компенсировать 76% естественной убыли.

Обращает на себя внимание существенная социальная составляющая смертности в России: высокий процент умерших от неестественных причин (дорожно-транспортные происшествия, пожары, экологические и техногенные катастрофы, убийства, самоубийства, алкоголизм, наркотики), а также инфекционных и паразитарных болезней.

В отличие от развитых стран Западной Европы, Северной Америки и ряда других, России не удалось преодолеть второй этап эпидемиологического перехода. Если западные страны давно победили инфекционные и паразитарные болезни, активно занимаются профилактикой сердечнососудистых заболеваний и рака, успешно отодвигают смертность от этих причин к более старшим возрастам, то в России, по-прежнему, сохраняется высокая смертность от инфекций и растет смертность от неестественных причин, не связанных с болезнями.

Что касается рождаемости, то темпы падения ее в России с  начала 90-х годов ХХ века несколько  ниже, чем роста смертности (с 13,4 промилле в 1990 году до 10,2 в первом полугодии 2005 года). Минимальный коэффициент рождаемости был зафиксирован в 1999 году – 8,3 промилле. С 2000 года наблюдается временный структурный рост рождаемости, связанный с вступлением в репродуктивные возраста более многочисленных когорт молодежи, родившейся в 80-е годы, когда проводилась активная демографическая политика и рождаемость была в два раза выше нынешней.

Углубляется проблема старения населения. Доля пожилых в  населении (60 лет и старше) выросла  в России с 6,7% в 1939 году до 11,9% в 1970 году, 18,5% в 2002 году и продолжает расти из-за падения рождаемости и сокращения числа и доли детей в населении.

К сожалению, Россия была одной из первых стран мира, в которой началась депопуляция. Еще в 1964 году нетто-коэффициент воспроизводства населения опустился ниже единицы и с тех пор остается ниже этого критического уровня, за исключением короткого периода 1986-1988 годов, когда проводилась активная демографическая политика. При этом положительный естественный прирост населения в России продолжался до 1992 года благодаря большому демографическому потенциалу (высокой доли детей и населения плодовитых возрастов).

Согласно всем прогнозам, убыль населения России продолжится в обозримой перспективе. В частности, по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году численность населения России сократиться на 30% и составит 101,5 млн. человек. При этом Россия занимает почти 13% мировой суши – самую большую в мире, богатую природными ресурсами, но слабозаселенную. Она соседствует с густонаселенными государствами, некоторые из которых время от времени претендуют на ее территории.

По расчетам, выполненным Отделом народонаселения  ООН в 2000 году, только для поддержания  стабильной численности населения  России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, т.е. 43 млн. человек за 2001-2050 годы.

Согласно всем прогнозам после 2005 года в России начнется стремительная естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом, в России. Вероятно, до 2010 года убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться, так как может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы (включая скрытую).

Не меньшее  значение имеют геополитические  и военные интересы России. Усиливается  иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока.

Надо сказать, что существуют некие эмпирически уловимые пределы иммиграционной емкости любой страны, когда иммигранты не нарушают социальное равновесие и обеспечивается их трудовая и социальная адаптация. Это равновесие нарушается быстрее, если иммигранты имеют иные социально-культурные традиции и стереотипы поведения. Когда коренное население сталкивается с конкуренцией более дешевой рабочей силы на рынке труда, в обществе возникает мигрантофобия, часто при обретающая этнический характер.

Для преодоления  данных разрушительных тенденций потребуется  не только существенный финансовый, но и временной ресурс, оцениваемый не годами, а поколениями.

В последнее  время наблюдается повышение  интереса властных структур к повышению  качества жизни населения. Однако национальные крупномасштабные программы в этой сфере фактически еще не достигли стадии практической реализации, что приводит к весьма серьезным социальным последствиям. Так, в Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является результирующим критерием оценки качества жизни, за последние десять лет снизился на 15 пунктов и, прежде всего, из-за падения объемов ВВП, роста смертности и уменьшения продолжительности жизни.

Первым шагом  по повышению качества жизни населения  страны является задача преодоления  бедности. Главным в решении стратегической задачи государства по преодолению бедности является обеспечение существенного роста доходов населения, увеличение минимального размера заработной платы и базовой пенсии до прожиточного минимума.

 

Заключение.

 

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.

На основании  изложенного материала сделаем  ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы, и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.

В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть, достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами  и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.

Уровень жизни  и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок  сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Анализ изменений  в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности  финансовых ресурсов необходимо перейти  от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль над использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

В этих целях  первоочередное значение приобретает  поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.

 

 

Расчётная часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Статистическое изучение уровня и качества жизни населения