Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа
Продолжительность жизни людей - один из наиболее важных показателей уровня социального развития общества и уровня управления государством. Она зависит от многих факторов: от образа жизни, доходов граждан, наследственности, качества питания, развития здравоохранения, уровня загрязнения окружающей среды, уровня преступности и др. Целью данного курсового проекта является статистический анализ продолжительности жизни населения. Для достижения поставленной цели задачами курсового проекта являются: раскрыть понятие продолжительности жизни, -отобразить основные показатели продолжительности жизни. -Провести анализ продолжительности жизни населения Чувашской Республики.
Введение 3
1. Теоретические основы статистического анализа продолжительности жизни населения 5
1.1. Понятие продолжительности жизни 5
1.2. Показатели продолжительности жизни населения 9
1.3. Методы исследований 13
2. Анализ продолжительности жизни населения Чувашской Республики 17
2.1 Краткая экономическая характеристика Чувашской республики…17
2.2. Анализ естественного движения населения 24
2.3. Динамика показателей смертности по причинам смерти 28
3. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения
Различия между развитыми и развивающимися странами фиксируются прежде всего по распространенности инфекционных и паразитарных болезней, осложнений беременности, родов и послеродового периода, а также травм и отравлений.
Территориальные сравнения уровней заболеваемости по видам (классам) болезней должны проводиться при стандартизации структуры населения по полу и возрасту. Заболеваемость инфекционными болезнями (активным туберкулезом, венерическими заболеваниями и др.) ставит перед обществом проблему своевременной бытовой изоляции больного, создания ему особых условий жизни.
Объективные показатели здоровья населения могут быть дополнены субъективными – полученными в результате опросов населения самооценками состояния здоровья. В настоящее время субъективные оценки привлекаются сравнительно редко, тогда как их использование в сочетании с данными государственной статистики позволяет повысить доказательность выводов. [6, c 102]
Метод в самом общем понимании означает способ достижения цели, регулирования деятельности. Метод конкретной науки – совокупность приемов теоретического и практического познания действительности. Для самостоятельной науки обязательно не только наличие особого от других наук предмета исследования, но и существования своих собственных методов изучения этого предмета. Совокупность методов исследования применяемых в какой-либо науке, составляет методологию этой науки.
Поскольку статистика населения является отраслевой статистикой, то основой ее методологии служит статистическая методология.
Важнейший метод, включенный в статистическую методологию – получение информации об изучаемых процессах и явлениях – статистическое наблюдение. Оно служит основой для сбора данных как в текущей статистике, так и при проведении переписей, монографического и выборочного изучения населения. Здесь полное использование положений теоретической статистики об установлении объекта единицы наблюдения, введении понятий о дате и моменте регистрации, программе, организационных вопросах наблюдения, систематизации и публикации его итогов. В статистической методологии заложен и принцип самостоятельности отнесения каждого переписываемого лица к определенной группе – принцип самоопределения.[15, c 165]
Следующий этап статистического изучения социально-экономических явлений – определение их структуры, т.е. выделение частей и элементов,
составляющих совокупность. Речь идет о методе группировок и классификаций, которые в статистике населения получили название типологических и структурных.
Для познания структуры населения необходимо, прежде всего, выделение признака группировки и классификации. Любой признак, подвергшийся наблюдению, может служить и группировочным. Например, по вопросу об отношении к лицу, записанному в переписном листе первым, можно определить структуру переписываемого населения, где представляется вероятным выделить значительное число групп. Этот признак является атрибутивным, поэтому при разработке по нему переписных листов необходимо составить заранее перечень нужных для анализа классификаций (группировок по атрибутивным признакам). При составлении классификаций с большим числом атрибутивных записей заранее обосновывается отнесение к определенным группам. Так, по своему занятию население делится на несколько тысяч видов, которые статистика сводит в определенные классы, что фиксируется в так называемом словаре занятий.[12, c231]
При изучении структуры по количественным признакам возникает возможность использования таких статистических обобщающих показателей, как средняя, мода и медиана, меры расстояния или показателей вариации для характеристики разных параметров населения. Рассматриваемые структуры явлений служит основой изучения связи в них. В теории статистики различаются функциональные и статистические связи. Изучение последних невозможно без разделения совокупности на группы и затем сравнения величины результативного признака.
Группировка по факторному признаку и сопоставление с изменениями признака результативного позволяет установить направление связи: прямая она или обратная, а так же дать представление о ее форме ломаной регрессии. Данные группировки позволяют построить систему уравнений, необходимую для нахождения параметров уравнения регрессии и определения тесноты связи при помощи расчета коэффициентов корреляции. Группировки и классификации служат основой для использования дисперсионного анализа связей между показателями движения населения и факторами, их вызывающими.[23, c 51]
Широкое использование находят в изучении населения статистические методы исследования динамики, графическое изучение явлений, индексный, выборочный и балансовый. Можно сказать, что статистика населения использует для изучения своего объекта весь арсенал статистических методов и примеров. Кроме того, применяются и методы, разработанные только для изучения населения. Это методы реального поколения (когорт) и условного поколения. Первый позволяет рассмотреть изменения в естественном движении ровесников (родившихся в одном году) – продольный анализ; второй рассматривает естественное движение сверстников (живущих в одно и то же время) – поперечный анализ.
Интересно применение средних и индексов при учете особенностей и сравнении процессов, происходящих в населении, когда условия для сопоставления данных не равны между собой. Используя различное взвешивание при расчете обобщающих средних величин, разработан метод стандартизации, позволяющий элиминировать влияние разных возрастных характеристик населения.
Теория вероятностей, как математическая наука, изучает свойства объективного мира при помощи абстракций, суть которых состоит в полном отвлечении от качественной определенности и в выделении их количественной стороны. Абстрагирование – есть процесс мысленного отвлечения от многих сторон свойств предметов и одновременно процесс выделения, вычленения каких-либо интересующих нас сторон, свойств и отношений изучаемых предметов. Применение абстрактных математических методов в статистике населения дает возможность статистического моделирования, происходящих в населении процессов. Потребность в моделировании возникает в случае невозможности исследования самого объекта.[17, c 211]
Наибольшее число моделей, применяемых в статистике населения, разработано для характеристики его динамики. Среди них выделяются экспоненциальные и логистические. Особое значение в прогнозе населения на будущие периоды имеют модели стационарного и стабильного населения, определяющие сложившийся в данных условиях тип населения.
Если построение экспоненциальной и логистической моделей населения использует данные о динамике абсолютной численности населения за прошлый период, то модели стационарного и стабильного населения строятся на основе характеристик интенсивности его развития.
Итак, статистическая методология изучения населения имеет в своем распоряжении ряд методов общей теории статистики, математические методы и специальные методы, разработанные в самой статистике населения.
Статистика населения, используя рассмотренные выше методы, разрабатывает систему обобщающих показателей, указывает на необходимую информацию, способы их расчета, познавательные возможности этих показателей, условия применения, порядок записи и содержательную интерпретацию.
2.1 Краткая экономическая
характеристика Чувашской
По уровню экономического
развития Чувашия находится между
«середняками» и регионами-
В 90-х годах среднедушевые денежные доходы населения Чувашии были меньше прожиточного минимума, хотя республиканский минимум ниже среднероссийского (87%). Восстановительный рост экономики после дефолта и возросшие федеральные перечисления в бюджет республики привели к росту реальных доходов населения в полтора раза. Однако и в 2003 г. Чувашия существенно отставала от более развитых и «богатых» регионов ПФО по покупательной способности доходов населения, опережая только явных аутсайдеров – республику Марий Эл и Коми-Пермяцкий АО. Невысокий уровень доходов, превышающих прожиточный минимум только на 76%, приводит к значительно меньшей дифференциации населения Чувашии по доходу: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых «богатых» и 10% самых бедных) составляет 8,6 раз, в то время как в среднем по стране – более 14 раз. [26, c 213]
Заработная плата - важнейший источник дохода, на ее долю в структуре доходов приходится 65% (с дооценкой на скрытые заработки), как и в среднем по стране. Социальные выплаты составляют более 19% доходов, что заметно выше их среднероссийской доли (14%).
Отраслевые различия в заработной плате имеют черты, характерные для всех «бедных» регионов страны. Это сильнейший отрыв заработков в финансовом секторе и значительно более высокая оплата труда управленцев, заметное превышение заработков в промышленности и на транспорте относительно средних по республике, меньшее отставание заработной платы в бюджетных отраслях благодаря финансовой помощи из федерального бюджета. Особенность Чувашии – сверхнизкие заработки в сельском хозяйстве, причем отставание этого сектора экономики усилилось в годы экономического роста. При заработной плате немногим более 900 рублей (2003 г.) можно выжить только с помощью развитого личного подсобного хозяйства, что и происходит в республике.[23, c 25]
Внутрирегиональные различия в заработной плате формируются под воздействием отраслевого неравенства, поэтому наиболее существенны различия между городом и селом. Средняя заработная плата в столице Чувашии и двух других относительно крупных городах (Новочебоксарск и Канаш) выше средней по республике, еще в двух небольших городах близка к ней. В среднюю группу с заработной платой в диапазоне 60-80% от среднереспубликанской входят районы, в составе которых есть малые города. Из сельских районов выше всего заработки в пригородном Чебоксарском, сельхозпредприятия которого снабжают продукцией столицу, и в Красноармейском районе. В остальных сельских районах средние заработки не выше 40-50% от средних по республике (по данным органов статистики Чувашии за 2003 г.), т.к. в них до 30-50% занятых составляют низкооплачиваемые работники агросектора.
В 1990-е годы по масштабам распространения бедности Чувашия относилась к наиболее проблемным регионам страны наряду с Марий Эл, Мордовией и Пензенской областью. Причинами стали глубокий экономический кризис, значительная занятость в низкооплачиваемом сельском хозяйстве, низкая покупательная способность доходов. В наиболее проблемном 1999 г. две трети населения республики имели доходы ниже прожиточного минимума. К 2003 г. благодаря экономическому росту и возросшим федеральным дотациям уровень бедности удалось снизить вдвое - до 33%. И хотя он наполовину выше среднероссийского, такие же показатели имеет большинство регионов-соседей Приволжского федерального округа.
Развитию человеческого потенциала в Чувашии препятствует другая проблема – невысокий уровень образования населения, особенно титульного, половина которого проживает в сельской местности. Если среди русских (88% которых – горожане) высшее и неоконченное высшее образование имеют 21% населения в возрасте 15 лет и более, то среди чувашей – только 13,7%. Образовательный профиль взрослого населения республики смещен в сторону начального профессионального и общего среднего образования, его имеют 35% жителей (в среднем по РФ - 30%). Помимо высокой доли сельского населения, пониженный уровень образования обусловлен и тем, что Чебоксары никогда не были крупным вузовским центром. Однако в последнее десятилетие высшее образование стало развиваться ускоренно: в столице работают 7 вузов (включая филиалы московских вузов), а численность студентов за 1995-2004 гг. выросла троекратно (со 152 до 442 человек на 10 тыс. населения). По обеспеченности студентами республика поднялась на 12-е место в России, хотя такие количественные рывки неизбежно сопровождаются снижением качества обучения.[26, c 298]
Чувашия – пример того,
как при слаборазвитой
Чувашская Республика является динамично развивающимся регионом. Выгодность географического положения не ставит перед Чувашской Республикой вызовов, связанных с безопасностью и целостностью Российской Федерации, а отсутствие полезных ископаемых не делает ее заложницей мировой конъюнктуры, поэтому вызовы, которые стоят перед Чувашией в долгосрочной перспективе, имеют, прежде всего, чисто экономический характер и связаны с созданием на территории Чувашии условий для достойной жизни и деятельности населения. [23, c 321]
Только население, живущее в достойной среде обитания, соответствующей современным цивилизованным стандартам, может обеспечить экономическое процветание общества и социальную стабильность и с уверенностью смотреть в будущее. Граждане должны свободно чувствовать себя в условиях всеобщей информатизации общества, воспринимать и осваивать новейшие достижения науки и техники, стремиться жить в соответствии с общечеловеческими гуманистическими и духовными ценностями, традициями своей страны и Чувашии.
Информация о работе Статистического анализа продолжительности жизни населения