Статистика цен и тарифов в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Особое внимание статистика цен уделяет проблемам оценки влияния индекса потребительских цен на объем, структуру потребления и уровень реальных доходов различных социальных групп населения, исследует проблемы цен в конкретных условиях, с учетом места, времени и периода экономического развития.

Файлы: 1 файл

Статистика цен.docx

— 25.35 Кб (Скачать файл)
 

    1. Статистика  цен и тарифов в условиях перехода к рынку.

 Статистика цен – один из разделов экономической статистики, изучающий цены в различных секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, тарифы на разные услуги. Статистика цен исследует их уровень, структуру, закономерности изменения, динамику, изучает принципы и методы регистрации цен и тарифов, исследует колебание и соотношение цен, изучает информационные процессы и индексацию денежных доходов населения. Особое внимание статистика цен уделяет проблемам оценки влияния индекса потребительских цен на объем, структуру потребления и уровень реальных доходов различных социальных групп населения, исследует проблемы цен в конкретных условиях, с учетом места, времени и периода экономического развития.

Выделяют три этапа  статистического исследования цен: статистическое наблюдение, сводку и  группировку наблюдений, анализ полученных обобщенных материалов и показателей. Регистрация цен может проходить  двумя способами. В условиях стабильных цен, устанавливаемых государством, применялся статистический учет. С  переходом к рынку в отечественной  экономике стал использоваться выборочный метод, применяемый в странах  с поточной экономикой и основанный на принципах репрезентативной статистики и сопоставимости. На втором этапе  репрезентативные данные подвергаются систематизации и обобщению. На третьей  стадии статистического исследования сводной статистический материал о  ценах анализируется, выявляются тенденции, закономерности, дается их характеристика и оценка. В ходе статистического  исследования цен проводится расчет уровня цен и его динамики.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Уровень цен показывает имеющуюся вариацию и проявляется как средняя величина.

Можно выделить индивидуальный, средний и обобщающий уровни цен.

Индивидуальный уровень  цен – это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу.

Средняя цена – обобщенная характеристика для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве. Средние цены исчисляются за определенный период времени (за месяц, квартал, год), по территории (при различии по отдельным территориальным единицам в уровнях цен на данный вид товара), по группам товаров (средняя цена на товар различных категорий и сортов). В экономико-статистическом анализе цен применяются различные статистические методы, среди которых особое место занимает индексный метод. В статистике цен широко используются различные виды динамических и территориальных индексов. Первые служат для характеристики изменения уровня отдельных видов цен (закупочных, оптовых, розничных и т. д.) во времени, вторые – для выражения соотношения, степени различия одновременно существующих уровней цен одинаковых товаров по разным городам, экономическим регионам, социальным группам.

Чтобы представить динамику цен на какой-либо товар, достаточно располагать ценами за сравниваемые периоды (или на определенные даты). Простое отношение новой цены к ранее действующей позволяет установить не только направление изменения цены на данный товар, но и степень ее изменения. Такую относительную величину принято называть индивидуальным индексом цен (i = p1 / p0 ).

Распространенными типами индексов цен являются агрегатный и средний гармонический. Большинство индексов цен исчисляется по агрегатной формуле с весами текущего периода:

  

где Р1 и po – цены товара в текущем и базисном периодах; д1 – количество продукции текущего периода.

Каждая часть этого  индекса имеет ясное экономическое  содержание: ?Р1д1 – фактический объем реализованной (или произведенной) продукции текущего периода, ?Р0Ч1 – условный объем реализации (производства) продукции текущего периода в ценах базисного периода.

Агрегатный индекс цен  исчисляется во всех случаях, когда  имеются отчетные данные о количестве реализованной (произведенной) продукции  в натуральном выражении. Если же учет продукции ведется только в  стоимостной форме, то расчет индекса  цен осуществляется по формуле среднего гармонического индекса:

где i =p1/p0

По экономическому содержанию приведенные индексы цен идентичны. Обе формы индекса характеризуют  относительное изменение среднего уровня цен. При выборе формы индекса прежде всего исходят из специфики ценообразования на конкретные товары и наличия в отчетности исходных данных, получаемых на основе сплошного или выборочного учета.

Индексы цен рассчитываются как для всей совокупности определенного  вида цен, так и для отдельных  ее частей. В практике по каждому  виду цен исчисляются годовые  индексы, а также за более короткие периоды – квартальные и месячные.

В анализе динамики цен  наряду с индексами широко используются динамические ряды цен, средние групповые  цены, данные о затратах и структуре  цен отдельных видов товаров. Применяются различные способы  расчета средних цен, выбор которых  зависит от наличия информации. Для  ряда экономических расчетов широко используются средние групповые цены, например цена 1 т мяса всех видов и сортов. Они могут быть исчислены как средняя арифметическая взвешенная, так и как средняя гармоническая взвешенная. Кроме того, средняя групповая цена зависит как от уровня цен каждого вида продукта, так и от структуры продаж – удельного веса каждого вида продукта в объеме реализации. Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения – величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный уровень цен.

Покупательная способность  денежного дохода показывает возможность  купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного  дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам:

где ПС – покупательная  способность; Д – среднедушевой  денежный доход; P – средняя цена товара.Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах, а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т. е. она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу. При росте покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен, и следует иметь в виду, что покупательная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия черного рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги: появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен. 

 

 

 

    1. Социально-экономическая сущность цен.

Статистика цен входит составной частью в социально-экономическую  статистику, она изучает всю систему  цен, действующую в сфере экономических  отношений.

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Цены формируются как  в процессе производства, так и  в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять—десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.

В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.

Сущность цены проявляется  не только в се балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т.д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.

Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой — результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме  хозяйствования, отметим лишь то, что  они действуют не изолированно, а  в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют  в сфере экономических отношений  и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, например, с учетом сферы товарного обращения выделяются оптовые (закупочные), цены производителей, розничные цены. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т.д.

Статистика изучает всю  систему цен. Общеэкономические  условия и роль цен в условиях становления рыночного хозяйственного механизма предопределили роль статистики в общей информационной системе.

Для получения объективной  информации о ценовых процессах  потребовалось решить две проблемы:

§  разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;

§  совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих  показателей, характеризующих различные  стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей  особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних Цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.

При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры  цен определенных товаров. Они позволяют  выявить сложившиеся условия  производства и обращения, связи  между производителями по технологической  цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.

Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей  отраслевого и макроэкономического  уровней.

При построении системы показателей  статистики цен предусматривается  и определенная ее согласованность  с показателями других направлений  статистики (например, статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (например, потребление, уровень жизни, финансы). Проблемы разработки системы показателей, методологии сбора, обработки и анализа ценовой информации довольно сложны, и одним из перспективных направлений их решения является подготовка методической концепции статистики цен с учетом дифференциации экономических показателей в системе национальных счетов (СНС).

Задачи статистики цен  на современном этапе можно сгруппировать  исходя из следующих целей:

§  изучение конъюнктуры рынка;

§  выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики;

§  выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке;

§  определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;

§  элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;

§  определение паритета покупательной способности валют для международных сопоставлений национального продукта.

Список использованной литературы.

1. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: РАГС, 2000. - 828с.;

2. Горина Г.А. Ценообразование:  учебное пособие/, М: УМКОМ МИПП  ТОО «Люкс-арт», 1996 г. - 72с.

3. Лушин С.И. Ценность. Цена. Стоимость. - М.: Юрист, 2001. - 80 с.;

4. Ценообразование: учебник/ под  ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2005. - 574 с.;

5. Цены и ценообразование./Под  ред. В.Е. Есипова. - СПб: Питер, 2001. - 464 с;

6. Цены и ценообразование: Учебник  для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.

7. Экономика и управление предприятиями  питания/под общ. ред. В.И. Малышкова. - М.:ОАО Московские учебники и Картолиграфия, 2005. - 522 с.;

Информация о работе Статистика цен и тарифов в условиях перехода к рынку