Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 20:21, реферат
Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна»
Институт Экономики и социальных
технологий
Специальность 080100.62
Реферат
На
тему:
«Статистика финансов. Статистика бюджета»
Исполнитель:
студентка гр. 3-ЭД-44
Смирнова И.А.
Руководитель:
Никитина Л.В.
Санкт-Петербург
2015г.
1. Предмет и задачи статистики финансов
предприятий (организаций)
Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг.
Финансовые отношения предприятий (организаций) различаются по характеру и направленности. Внутри самих предприятий (организаций) финансовые отношения возникают прежде всего в процессе образования доходов, формирования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения для удовлетворения потребностей производственного и потребительского назначения.
Между предприятиями-резидентами и нерезидентами происходит движение финансовых ресурсов. Финансовые отношения складываются при вложении средств в акции и облигации других предприятий и получении по ним дивидендов и процентов, движении экспортно-валютной выручки, уплате или получении штрафов в случае нарушения договорных обязательств, участии в распределении прибыли от кооперации производственных процессов и т. д.
Финансовые отношения с банками связаны главным образом с получением и погашением банковских ссуд, уплатой процентов по ним и предоставлением банками за определенную плату во временное пользование свободных денежных средств. Со страховыми компаниями финансовые отношения складываются при образовании и использовании различных страховых фондов.
Финансово-денежные отношения предприятий (организаций) с государством возникают в связи с формированием и использованием бюджетных и внебюджетных фондов и выражаются в форме платежей в бюджет и внебюджетные фонды различных уровней.
Кроме того, предприятия (организации) вступают в определенные финансовые отношения в пределах внутриотраслевого перераспределения финансовых ресурсов, т. е. так называемые «вертикальные» взаимосвязи.
Предметом изучения статистики финансов предприятий является количественная характеристика их финансово-денежных отношений с учетом их качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.
Основными задачами статистики финансов предприятий (организаций) являются:
-Изучение состояния и развития финансово-денежных отношений хозяйствующих субъектов;
-Анализ объема и структуры источников формирования финансовых ресурсов;
-Определение направлений использования денежных средств;
-Анализ уровня и динамики прибыли, рентабельности (доходности) предприятия (организации);
-Оценка финансовой устойчивости и состояния платежеспособности;
-Оценка выполнения хозяйствующими субъектами финансово-кредитных обязательств.
В статистике финансов предприятий (организаций) применяется система показателей, отражающих финансовое положение хозяйствующих субъектов, поступление, распределение и характер использования денежных средств, размеры и структуру задолженности, в том числе просроченной, и др. При статистическом изучении основных закономерностей финансового состояния предприятий (организаций) широко используются методы группировок, структурного анализа, регрессионного и корреляционного анализа, рядов динамики, индексный метод и др.
2.Задачи статистики государственного
бюджета
Государственный бюджет — важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
-Общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
-Структуру доходов государственного бюджета;
-Структуру расходов государственного бюджета;
-Источники финансирования бюджетного дефицита;
-Размеры государственного внутреннего долга;
-Эффективность проведения государством фискальной политики;
-Влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.
Основные концепции, определения
и показатели
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является сектор государственного управления. Определение сектора позволяет установить круг институциональных единиц — государственных организаций и учреждений, — доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Как правило, перераспределение осуществляется путем налогообложения единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.
Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:
-Поступления или платежи;
-Поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
-Поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
-Текущие или капитальные поступления (платежи);
-Приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
-Приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).
Первые две категории касаются всех операций, две последующие — только невозвратных операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами.
Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон, называемых участниками операций. В основном в операциях задействованы два потока. Один поток направлен к участнику операции (поступления), другой — от него (платежи). Операции различаются по степени воздействия на уменьшение или увеличение финансовых активов учреждений государственного управления. Так, в результате поступлений финансовые активы государства увеличиваются, а при платежах — уменьшаются.
Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.
Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные). Возмездные операции предполагают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предполагает получения взамен какого-либо эквивалента.
По целевому назначению платежи связаны или с текущей деятельностью, или с капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления или платежи, связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если они получены из негосударственных источников.
Возвратные финансовые операции в основном подразделяются на операции, связанные с возникновением обязательств учреждений государственного управления по отношению к другим секторам, и на операции, ведущие к возникновению обязательств других секторов по отношению к государственным учреждениям.
В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе, т. е. на основе регистрации фактических денежных потоков, в то время как в СНС — на основе начисленных сумм, т. е. на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.
Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., преполагается перейти от регистрации по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу регистрации операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).
Основные показатели статистики государственного бюджета
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:
-Доходы;
-Официальные трансферты;
-Расходы;
-Кредитование минус погашение (чистое кредитование);
-Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. П о-ступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.