Статистика финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность Финансов, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений, роль в процессе общественного воспроизводства, закономерности развития определяются экономическим строем общества и классовой природой государства.
Финансы - это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.

Содержание работы

1. Введение.
2. Предмет, метод, основные разделы статистики финансов.
3. Предмет и задачи статистики финансов предприятий.
4. Статистика государственных финансов.
5. Статистика денежного обращения.
6. Денежная эмиссия.

Файлы: 1 файл

статистика текст.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль - экономическая  категория, комплексно отражающая хозяйственную  деятельность предприятия в форме  денежных накоплений. Прибыль, характеризующая конечные результаты торгово-производственного процесса, является основным показателем финансового состояния предприятия. В статистике финансов предприятий (организаций) рассчитываются следующие показатели прибыли: прибыль 6алансовая, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), валовая и чистая прибыль.

Прибыль балансовая - это  финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств  и другого имущества хозяйствующих  субъектов, а также доходы за вычетом убытков от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, для экспортной выручки - экспортных тарифов и спецналога) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Выручка от реализации продукции (выполнения работ, услуг) определяется: при расчетах наличными деньгами - при их поступлении в кассу, при безналичных расходах - по мере поступления денежных средств на счета в учреждениях банков или предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов на оплату.

Объем прибыли от реализации имущества предприятия (организации), включая основные средства, рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, спецналога) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент инфляции для основных фондов. Иногда для определения восстановительной стоимости используются специальные коэффициенты, соответствующие индексу инфляции, публикуемому органами государственной статистики.

Внереализационные доходы включают:

   -дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (организации);

   -поступления от сдачи имущества в аренду;

   -доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории России и за ее пределами;

   -доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;

   -прибыль, выявленная в отчетном году от операций прошлых лет;

   -пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные или признанные должником;

   -прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг.

К внереализационным  расходам (убыткам) относятся:

   -убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;

   -стоимостной ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;

   -некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий или их предотвращением;

   -арбитражные и судебные издержки;

   -экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;

   -отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.

Валовая прибыль в  отличие от балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано с тем, что согласно Закону о налогообложении предприятий объектом налогообложения является также и валовая прибыль. При распределении прибыли в первую очередь производятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды в виде различных налогов и сборов.

Налог - это обязательные платежи, которые согласно законодательным  актам в обязательном порядке подлежат уплате в установленные сроки и в определенных объемах.

Основными налогами, взимаемыми с  предприятий (организаций) в бюджет, являются: налог на прибыль (доход), налог на имущество, налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, плата за пользование природными ресурсами, в том числе за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, земельный налог (плата за землю), экспортно-импортные таможенные пошлины, спецналог, подоходный налог, транспортный налог и прочие налоги.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - это отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, дорожный фонд. Кроме того, согласно установленным законодательным актам для предприятий (организаций) являются общеобязательными сборы и налоги, перечисляемые в бюджет районов, поселков и городов, в частности, сбор на право торговли, налог на рекламу, сбор на парковку автотранспорта, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т. д. Таким образом, налоги, сборы и страховые взносы, уплачиваемые предприятиями, обеспечивают наполнение доходной части федерального, муниципального и местного бюджетов.

Отчисления от прибыли  предприятий в фонды и резервы вышестоящих организаций (консорциумов, холдингов) обусловлены экономической стратегией объединений. Нормативы этих платежей устанавливаются органами управления вышестоящих организаций с учетом финансового состояния каждого предприятия. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды и резервы вышестоящей организации, является чистой прибылью (в макроэкономических расчетах, в частности в СНС, отличие чистой прибыли от валовой прибыли трактуется иначе: прибыль до вычета потребления основного капитала называется валовой, после вычета потребления основного капитала - чистой).

Предприятия определяют направления, объемы и характер использования  чистой прибыли. На крупных и средних  предприятиях, как правило, формируются фонды развития производства, фонд накопления, фонд социального развития и фонд материального поощрения, Для того чтобы застраховаться от рисков предприятия, нередко создают резервный (рисковой) фонд, размер которого, как показала практика, должен быть не менее 15% от объема уставного фонда. Из образуемых на предприятиях фондов выделяются средства на стимулирование заинтересованности работников в результатах труда, выплаты дивидендов по акциям, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг сторонних предприятий, благотворительные нужды, текущие расходы по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства. У предприятий с иностранными инвестициями после уплаты взносов в соответствующие фонды оставшаяся часть прибыли подлежит распределению между учредителями - российскими и иностранными. После уплаты налога на доходы в распоряжении каждого участника остается чистый доход.

Показатели рентабельности и деловой активности, анализ финансовой устойчивости

Наряду с абсолютным показателем объема прибыли в  финансовой статистике широко применяется  относительный показатель - рентабельность, который в общем виде характеризует  прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др. Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

 

   Статистика государственных финансов.

Государственные финансы - сфера финансовой системы страны.

Статистика государственных  финансов ведет учет доходов и  расходов сектора государственного управления.

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:

1) предоставленных министерством  финансов РФ отчетов по исполнению  консолидированного, федерального, территориальных  бюджетов;

2) данных налоговой  статистики;

3) отчетов внебюджетных  фондов.

Для составления отчетов  об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) начиная с 1995 года используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.

Федеральный бюджет - это  централизованный бюджет, утвержденный высшими законодательными органами РФ.

Бюджет территорий - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждается высшими органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований РФ.

Задача статистики государственных  финансов состоит в разработке показателей характеризующих бюджетный процесс на каждой временной стадии:

  • составления
  • рассмотрения
  • утверждения
  • использования

Существует бюджетная  классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы.

Существует классификация  МВФ, которая занимается проблемами системы классификации, выделяют следующие классификации:

1. Доходов и полученных  официальных трансфертов;

2. Расходов и кредитования  за вычетом погашения;

3. Операций финансирования  бюджетного дефицита;

4. Государственного долга.

В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие двух сторон-участников операции). Отсюда создание второго потока к  участнику поступления от участника  платежа.

Государственный бюджет - основной общегосударственный фонд формирования и использования, который определяет экономическую, социальную, политическую сторону общественной жизни.

Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые  поступают в бюджет и делятся  на:

-текущие: налоговые и неналоговые

-капитальные

К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.

Расходы включают все  невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных).

 
     Статистика денежного обращения.

Денежное обращение - движение денег во внутреннем обороте  в наличной и безналичной формах в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Обязательным условием существования финансов являются деньги. Денежное отношения, номинальный склад в процессе общественного развития характеризуется величиной денежного оборота.

Под объемом денежного  оборота понимается совокупность, посредством  номинального происхождения движения денег (движение денежных средств).

Изучение денежного  оборота - задача банковской статистики.

Денежный оборот равен  сумме операций по поступлению (списанию) денег за период.

Деньги выступают как:

· мера стоимости

· средство обращения

· средство платежа

· средство накопления и  сбережения

· мировые деньги

Эти функции денег  определяют систему показателей  денежного обращения:

Денежная масса и ее структура.

Обеспеченность денежными  знаками обращения национальной экономики и покупательная способность  денежной единицы.

Показатели, отражающие операции на счетах с депозитами, золотым  запасом государства.

Показатели, отражающие операции с валютами в международный экономических отношениях.

Денежная масса (М2) - совокупность наличных и безналичных денежных средств физических и юридических  лиц, обслуживающих хозяйственный  оборот на территории РФ.

Для расчёта  совокупной денежной массы в статистике используют следующие агрегаты: М0, М1, М2, М3.

 

     Для характеристики денежного  предложения с 1996 г. рассчитываются  такие агрегаты, как «деньги», «квазиденьги»  и «широкие деньги».

 

Агрегат М0 – наличные деньги в обращении.

     Агрегат М1 рассчитывается как, М0 + средства на расчётных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и

местных бюджетов + депозиты населения и  предприятий в коммерческих банках + депозиты населения до востребования  в

сберегательных  банках + средства Росстрахнадзора.

     Агрегат М2 равен М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках.

     Агрегат М3 определяется как, М2 + депозитные сертификаты + облигации государственного займа.

    Структура денежной массы показывает  долю отдельных денежных агрегатов  в совокупной денежной массе

                    (1).

     Агрегат «деньги» (соответствует  агрегату М1) – все денежные  средства в экономике страны, которые могут быть

немедленно  использованы как средство платежа. Включает наличные деньги (деньги вне банков) и депозиты до

востребования.

     Агрегат «квазиденьги» состоит  из срочных и сберегательных  депозитов и депозитов в иностранной  валюте, менее

Информация о работе Статистика финансов