Статистика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Содержание работы

Введение
1.Статистика, как наука.
2.Статистический показатель, признак, совокупность их виды.
3.Этапы статистического исследования и методы статистики.
4.Основные задачи статистики на сегодня.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контр. Раб. по статистике.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

СУХОЛОЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 ГБОУ СПО СО  «ЕКТЕРИНБУРГСКИЙ ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: 030912 «Право и организация  социального обеспечения»

Форма обучения: заочная

Группа: 322 «ПСО»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО «СТАТИСТИКЕ»

 

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

Исполнил:

.

Проверил:

Преподаватель

   Жигунова Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

Сухой Лог, 2012 г.

 

Вопросы:

 

1.Статистика как наука. Статистический показатель, признак, совокупность, их виды. Этапы статистического исследования и методы статистики. Основные задачи статистики на сегодня.

2.Задача. Имеются следующие данные о реализации мясных продуктов на городском рынке г. Ростова-на-Дону

Продукт

1997 г.

1998 г.

Цена за 1 кг, руб.

Продано

тыс. тонн

Цена за 1 кг, руб.

Продано

тыс. тонн

Говядина

16,13

52,8

17,00

43,1

Свинина

17,25

70,9

17,25

67,7


 

Рассчитайте сводные  индексы цен, физического объема реализации и товарооборота, а также  величину перерасхода от роста цен.

 

3.Задача. Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы по теории статистики в зимнюю сессию 2000 г.: 5, 3, 5, 5, 5, 4, 5, 2, 5, 3, 4, 2, 5, 3, 2, 5, 4, 4, 5, 4. Постройте:

а) ряд распределения  студентов по баллам оценок, полученных в сессию;

б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие ( 3 балла и выше);

в) укажите, каким видом  ряда распределения (вариационным или  атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.

Содержание:

         Введение

1.Статистика, как наука.

2.Статистический  показатель, признак, совокупность  их виды.

3.Этапы статистического исследования и методы статистики.

4.Основные задачи статистики на сегодня.

5. Заключение.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

1.Статистика, как наука.

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин  «статистика» употребляется  в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Статистикой также  называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Статистика имеет  многовековую историю. Ее возникновение  и развитие были обусловлены общественными  потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества  и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку II тыс.до н.э. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества.

По мере развития общественного производства, роста  внутренней и внешней торговли увеличивалась  потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, привело к совершенствованию ее приемов и методов.

Многообразная практика учетно-статистических работ  стала, подвергаться теоретическим  обобщениям. Началось формирование статистической науки.

Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У.Петти (1623—1687). В связи с работами У.Петти «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал его «в некотором роде изобретателем статистики».

2.Статистический показатель, признак, совокупность их виды.

Показатель - количественная характеристика соц. эконом явления  в условиях качественной определённости.

Признак-это объективная  характеристика единица стат. совокупности характерная черта или свойства которое может быть определено и измерено. Признаки бывают количественными и качественными. У количественного признака отдельные варианты имеют числовое выражение. Качественный признак:

альтернативный

атрибутивный имеет  больше 2 вариантов и выражается в виде понятий и напоминаний.

порядковый имеет несколько  различных вариантов.

Совокупность-множество  подвергающиеся статистическому исследованию объектов или явлений объед. общими признаками из которых один или несколько  не вольируют

Характеризуется:

единица совокупности это  составной элемент статистической совокупности, являющийся носителем изучаемых признаков;

объём совокупности это  общее число единиц входящих в  совокупность.

 

 

Статистическая совокупность — множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно системными свойствами, существенными характеристиками — однородностью, определенной целостностью взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих.

Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупностей, могут быть: граждане какой-либо страны, региона; деятельность органов охраны правопорядка по социальному контролю над преступностью и д.р. При этом нельзя забывать, что статистическая совокупность — это реально существующие явления, факты, объекты.

Элементы, множество которых  образует изучаемую статистикой  совокупность, называют единицами статистической совокупности. Определить статистическую совокупность — значит определить входящие в нее элементы, т.е. единицы статистической совокупности. Единицы совокупности характеризуются разного рода общими свойствами, признаками, показателями примет, знаков, по которым можно узнать, определить что-либо.

Признаки, варьирующиеся  от единицы к единице, составляют специфическую черту совокупности, делающую ее предметом изучения статистики. Соответственно, они называются статистическими признаками.

Однако никакое статистическое описание не может исчерпать разнообразия признаков, свойственных даже относительно простому явлению. Тем более не может сделать этого правовая статистика, изучающая столь сложный объект, как, например, преступность, и «выхватывающая» лишь одну (количественную) сторону этого объекта.

Хорошо написал об этом известный ученый-статистик  Р.А. Фишер: «Статистические методы… имеют дело не с самими совокупностями людей и не с социальными группами, так как в действительности у нас никогда не бывает данных, полностью и во всех отношениях характеризующих человека, в результате чего получаемая нами совокупность всегда является в какой-то мере абстрактной. Если мы, имеем данные о росте 10000 рекрутов, то это, скорее всего, совокупность ростов, а не совокупность рекрутов». Иными словами, статистика имеет дело не с самими объектами как целостными образованиями, а некоторыми их признаками.

Следующая особенность  предмета статистики как науки —  то, что она исследует прежде всего  количественную сторону социальных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени. Предметом  статистики могут быть размеры и  количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Например, статистика исследует размеры последствий преступности, дорожно-транспортных происшествий или пожаров, их распределение по степени тяжести и т.д.

Статистический показатель — обобщенная количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественной определенностью. Примерами показателей служат: численность населения, уровень преступности и т.д. В статистической практике термин «показатель» употребляется и в более узком смысле как конкретное значение размеров явления в условиях конкретного места и времени: коэффициент преступности на определенное число населения, процент раскрываемости преступлений и т.д.

Статистика — отрасль  общественной науки, которая присущими ей методами, способами и приёмами изучает количественную сторону качественно однородных массовых социально-экономических явлений и процессов, развитие их во времени и пространстве, их структуру и распределение, обнаруживая свойственные им количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени.

Подведем некоторые  итоги. Во-первых, статистика изучает  количественные отношения в неразрывной  связи с качественными особенностями  процессов и явлений; во-вторых, статистика рассматривает (точнее, должна рассматривать) с помощью сводных показателей любой процесс в целом, в совокупности факторов, черт и сторон изучаемых явлений; в-третьих, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, в многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и отношения между явлениями.

 

3.Этапы статистического исследования и методы статистики.

Этапы статистического  исследования.

К этапам статистического  исследования относятся:

Статистическое наблюдение – массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных  единицах изучаемого явления.

 

Группировка и сводка материала – обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин (учетно-оценочных показателей) явления.

 

Обработка статистических данных и анализ результатов для  получения обоснованных выводов  о состоянии изучаемого явления  и закономерностях его развития.

 

Все этапы статистического  исследования тесно связаны друг с другом и одинаково важны. Недостатки и ошибки, возникающие на каждой стадии, сказываются на все исследовании в целом. Поэтому правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате статистического исследования.

Метод статистики.

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает  и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Общей основой  разработки и применения статистической методологии являются принципы диалектического  подхода к изучению явлений жизни общества. Это прежде всего требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их целостности, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.

Важнейшим положением диалектического  метода познания является рассмотрение изучаемого явления в развитии, движении от возникновения до исчезновения. В соответствии с этим общим гносеологическим требованием является то, что статистика изучает динамику социально-экономических явлений в их исторической обусловленности.

При статистическом изучении социально-экономических  явлений руководствуются положением материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Это имеет важное значение при  изучении количественных изменений в массовых социально-экономических явлениях для познания глубоких качественных изменений.

Статистика опирается  на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего.

Все многообразие статистических методов изучения коммерческой деятельности систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1) сбор первичной  статистической информации;

2) статистическая  сводка и обработка первичной информации;

3) анализ статистической  информации.

 

Методы статистического  исследования:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка данных;
  • Расчет обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины);
  • Статистические распределения (вариационные ряды);
  • Выборочный метод;
  • Корреляционно-регрессионный анализ;
  • Ряды динамики;
  • Индексы.

 

Задача статистики –  исчисление статистических показателей  и их анализ, благодаря чему управляющие  органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения. Управлять социально-экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией.

 

4.Основные задачи статистики на сегодня.

Информация о работе Статистика как наука