Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:16, курсовая работа
В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать (при чем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным) и те, кто нанимает этих желающих работать на работу для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те и другие, а также государство, как один из самых заинтересованных посредников, устанавливающее основные правила игры, вступают в непосредственные и опосредованные контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства
Введение…………………………………………………………………3
1. Коммерческая деятельность как предмет статистического наблюдения...4
2. Задачи и система показателей………………………………………….5
3. Основы методологии статистики коммерческой деятельности…….11
Заключение……………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………18
Рабочие представляют собой работников, занятых непосредственно в процессе создания материальных ценностей, а также производящих ремонтные работы, перемещение грузов, пассажиров, оказание материальных услуг. Среди служащих рассматриваются следующие три группы: руководители, специалисты и другие служащие. Группаруководителей включает работников, занимающих должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Эта группа охватывает глав администраций, министров, директоров, начальников, управляющих, менеджеров. В группу специалистов входят занятые инженерно-техническими, экономическими, агрономическими работами. Группа других служащих состоит из лиц, подготавливающих и оформляющих документы, осуществляющих учет, контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники. Все работающие в зависимости от вида исполняемой работы и уровня квалификации распределяются при изучении состава занятых по видам занятий в соответствии с Общероссийским классификатором занятости (ОКЗ), разработанным на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ).
По данным ОКЗ можно получить информацию, позволяющую вводить международные сопоставления в области занятости. В отличие от ОКПДТР данный классификатор охватывает не только лиц, работающих по найму, но и выступающих в роли работодателей, самостоятельно занятых, членов производственных кооперативов, а также неоплачиваемых семейных работников.
Состав безработных.
Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. гасятся стимулы для энергичных поисков работы.
Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Добровольная безработица вызва
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги всего вышесказанного.
Основными задачами, стоящими
перед статистикой коммерческой деятельности
в настоящее время являются: изучение состояния и развития рынка
товаров и услуг; анализ процесса продажи
товаров и услуг; анализ процесса товародвижения;
оценка коммерческого риска статистическими
методами; анализ финансов коммерческих
предприятий и фирм; определение оптимальности
трудовых затрат; изучение формирования
и использования прибыли в сфере товарного
обращения; анализ рыночных цен и товаров;
оценка и анализ коммерческих инвестиций;
исследование инфраструктуры коммерческой
деятельности, материально-технической
базы торговли и услуг; изучение труда
и трудовых затрат в коммерческой деятельности;
анализ эффективности коммерческих процессов.
В соответствии с рассмотренными
выше задачами статистика коммерческой
деятельности изучает товарное обращение
при помощи системы показателей. Такая система показателей
может быть представлена в виде следующих
групп: показатели, характеризующие тип
рынка и процессы купли-продажи; показатели
статистики финансов и кредитов; показатели
коммерческих инвестиций; показатели
рыночных цен и тарифов на товары и услуги;
показатели логистики; показатели инфраструктуры
коммерческой деятельности; показатели
статистики труда в коммерческой деятельности;
показатели эффективности коммерческой
деятельности.
Методы статистики коммерческой
деятельности: статистическое наблюдение;
метод группировок; балансовый метод;
выборочный метод; индексный метод; экономико-математический
метод; метод графического изображения
статистической информации.
Методы сбора маркетинговой
информации: внутрифирменный учет и
отчетность; специальные обследования
потребителей и торговых работников;
специальные обследования потребителей;
непосредственное наблюдение; опросы;
интервью; анкетирование; экспертные оценки;
имитационные модели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Статистика коммерческой
деятельности: учебник/ О.Э. Башина (и др);
под общей ред. И.К. Беляевского, О.Э. Башиной.
– М.: Финстатинформ, 1996.
2. Глинский В.В,, Ионин В.Г. Статистический
анализ: уч. пособие/ В.В, Глинский, В.Г.
Ионин. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Инф.
издат.дом «Филинъ», 1998.
3. Годин А. М. Статистика: Учебник.
– 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2008.
4. Социальная статистика: учебник/
под ред. И.И.Елисеевой.- 3-е изд., доп. и перераб.
– М.: ФиС, 2002.
5. Общая теория статистики.
Статистическая методология в изучении
коммерческой деятельности: Учебник. /
Под ред. проф. АА. Спирина и проф. О.Э. Башиной.
М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Статистика рынка товаров
и услуг: Учебник. / И.К. Беляевский, Г.Д-
Кулагина, А.В. Короткое и др. под ред. И.К.
Беляевского М.: Финансы и статистика,
2002.
7. Экономика и статистика фирм:
Учебник. /В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П.
Сиротина и др.: Под ред. проф. С.Д. Ильенковой:
М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Ярных Э.А. Статистика финансов
предприятия торговли. Учебник 2-е изд.,
исправление и дополнение/ М.: Финансы
и статистика, 2005.