Статистика национального богатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

В своей работе я бы хотел рассмотреть отечественную методику оценки национального богатства России и возможные перспективы перехода статистики национального богатства к составлению баланса пассивов и активов.
Предметом данной работы является структурная и стоимостная оценка и анализ динамики национального богатства России и основных фондов.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Статистика национального богатства и национального имущества………………………………………………………………………
1.2 Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства………………………………………………………………………...
Глава 2. Стоимостная и реальная форма учета…………………………….
Заключение:……………………………………………………………
Список литературы:……………………………………………………............

Файлы: 1 файл

12.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

План:

Введение.

Глава 1. Статистика национального  богатства и национального     имущества………………………………………………………………………

1.2 Методы анализа и  оценки показателей статистики  национального богатства………………………………………………………………………...

Глава 2. Стоимостная и реальная форма учета…………………………….

Заключение:……………………………………………………………

Список литературы:……………………………………………………............

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение статистики накопления национального богатства и его эффективного использования – одна из коренных проблем концепции стратегического ответа России на вызовы нового века. К настоящему времени уже имеются серьезные научные разработки и публикации о результатах проведенных исследований.  
 
В мировой практике под национальным богатством обычно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.  
 
Главные составные части и движущие силы национального богатства - природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал и накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации и искусство управления, т.е. человеческий капитал.  
 
Богатство наций в разных сочетаниях составных элементов периодически оценивается, постепенно переходя от эпизодических оценок отдельных исследователей к регулярным расчетам официальной статистики в рамках сводных социально-экономических показателей на основе международных рекомендаций. Однако возможности регулярных оценок национального богатства ограничивались и продолжают ограничиваться по составу элементов основным и оборотным капиталом, а также домашним имуществом населения.  
 
В отечественной же статистике разработка системы показателей национального богатства началась в 1920-х годах в рамках методологических положений баланса народного хозяйства как накапливаемых в народном хозяйстве для поддержания непрерывности и расширения воспроизводства всего хозяйства.  
 
В официальных статистических публикациях в стоимость национального богатства России включаются - основные фонды (включая скот), материальные оборотные средства (в ценах приобретения соответствующих лет без учета переоценки) и накопленное домашнее имущество.

Важнейшую часть национального  богатства России составляют основные фонды, к которым относятся здания, сооружения, машины и оборудование (рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника) транспортные

средства, рабочий и  продуктивный скот и другие виды основных фондов. В состав этих фондов входят жилые дома, и основные фонды личного подсобного хозяйства (хозяйственные постройки, многолетние насаждения, скот и др.).  
 
В своей работе я бы хотел рассмотреть отечественную методику оценки национального богатства России и возможные перспективы перехода статистики национального богатства к составлению баланса пассивов и активов.  
 
Предметом данной работы является структурная и стоимостная оценка и анализ динамики национального богатства России и основных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статистика национального богатства и национального имущества

Наиболее развитой может  считаться страна, где наилучшим  образом используются как природные, так и накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ресурсы. Важнейшей составной частью экономического потенциала страны является национальное богатство. Национальное богатство – это совокупность материальных ресурсов, накопленных продуктов прошлого труда и учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных богатств, которыми общество располагает на определенный момент времени.

Статистика национального богатства  решает задачи. связанные с разработкой  системы показателей и обоснованием методологии их исчисления как для  всего богатства, так и для  отдельных его элементов, а также  задачи практической организации статистического  наблюдения и обработки полученной информации на разных уровнях в соответствии с принятой системой показателей и методологией их исчисления. Система показателей статистики национального богатства, используемая в анализе, включает в себя следующие основные характеристики: 
1) наличия (объема) и структуры богатства; 
2) воспроизводства важнейших его частей; 
3) динамики всего богатства и его составных элементов; 
4) размещения богатства на территории страны; 
5) охраны природных ресурсов и их восполнения.

Пользуясь этой системой, можно охарактеризовать изменения в объеме и составе всего богатства с различных сторон, построив соответствующие группировки, ряды динамики, исчислив индексы и составив баланс национального богатства и отдельных его частей.

Статистика национального богатства в целом строится как статистика накопленного богатства и статистика природных ресурсов.

Накопленное богатство выступает в форме совокупности материальных благ различного назначения и использования. Категория эта тесно связана с другой – общественного продукта. Непрерывное пополнение богатства (его простое и расширенное воспроизводство) осуществляется за счет произведенного продукта. Показатели богатства характеризуют материальные условия общественного производства и жизни общества в целом в каждый данный момент, а объем общественного продукта выступает как результат процесса производства за определенный период времени, а также как источник возмещения потребленных элементов богатства и его увеличения. В то же время показатели объема накопленного богатства и общественного продукта отражают экономическую мощь, экономический потенциал страны. Объем и состав накопленного богатства в различных аспектах изучаются статистикой в денежном и натуральном измерении. Натуральные измерения используются для характеристики отдельных элементов богатства или некоторой их однородной совокупности, а стоимостные – для исчисления всего накопленного богатства и его отдельных составных частей, анализа натурально-вещественного состава и его динамики в различных группировках.

Широко используется группировка  элементов богатства по особенностям их кругооборота – основные производственные фонды; оборотные производственные фонды; фонды обращения, материальные резервы и страховые запасы; основные непроизводственные формы; принадлежащее населению личное имущество длительного пользования; текущие запасы предметов потребления кратковременного пользования в отраслях непроизводственной сферы и в домашнем хозяйстве населения.

На рис. 1.1 показано строение национального богатства по натурально-вещественному составу. Важнейшими его элементами выступают: 
основные фонды – совокупность произведенных общественным трудом материально-вещественных ценностей, которые в своей натуральной форме в течение длительного времени используются в народном хозяйстве; 
оборотные фонды – целиком потребляемые в каждом производственном цикле предметы труда, стоимость которых полностью переносится на изготовляемую продукцию; 
личное имущество населения – часть национального богатства, находящаяся в собственности населения и предназначенная для удовлетворения его потребностей; 
природные ресурсы – естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий жизни общества, которая может быть вовлечена в процесс общественного производства.

 

Рис. 1.1. Натурально-вещественное строение национального богатства

 

 

 

 

1.2.Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства

Корреляционно-регрессионные методы анализа применяются для установления формы и тесноты связи между показателями. Целью анализа является получение аппроксимирующей функции y=f(х1, х2,…,хn), которая наиболее реально отражала бы связь между изучаемыми показателями.

Задачи корреляционного  анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками, определению неизвестных причинных связей (причинный характер которых должен быть выяснен с помощью теоретического анализа) и оценке факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак.

Задачи регрессионного анализа – выбор типа модели (формы связи), установление степени влияния независимых переменных на зависимую и определение расчетных значений зависимой переменной (функции регрессии).

Решение всех названных задач приводит к необходимости комплексного использования этих методов.

Применение корреляционно-регрессионного анализа включает в себя ряд этапов:

1. Выбор объекта, постановка  задачи и выбор взаимосвязанных  показателей.

2. Сбор статистического материала  и его проверка.

3. Изучение зависимостей между  признаками.

4. Построение регрессионных моделей.

5. Оценка результатов исследования  и логический анализ параметров  уравнения регрессии.

Методы оценки объема национального  богатства

Определение реального объема национального  богатства и его составляющих зависит не только от полноты учета его компонентов и методики их расчета, но и от точности их стоимостной оценки. Объем НБ определяется, как правило, в стоимостном выражении. Исключение составляет характеристика непроизведенных активов — природных ресурсов.

Национальное богатство определяется в действующих (текущих) ценах, что  обеспечивает оценку его реального  объема в современных условиях ценообразования  и увязку с другими социально-экономическими показателями. Это позволяет произвести анализ в двух аспектах: с позиций оценки влияния экономических результатов на прирост национального богатства, а также с точки зрения выявления влияния объема и структуры национального богатства на результаты функционирования экономики.

Важным моментом для  определения общего объема национального  богатства является наиболее полная оценка его элементов. В отечественной  статистике эта проблема является достаточно актуальной и обусловлена в значительной мере отсутствием методологии оценки и практики расчета тех элементов богатства, которые никогда не оценивались, поскольку представляли государственную собственность (земля и природные ресурсы) или не являлись материальными (нематериальные невоспроизводимые активы), и, следовательно, не учитывались в составе НБ.

В рыночной экономике  для оценки элементов богатства  применяются различные формы  оценки: историческая (учетная) стоимость, стоимость замены (восстановительная  стоимость) и рыночная стоимость. Все  эти виды оценки могут рассчитываться в двух вариантах: по полной стоимости и по стоимости за вычетом износа. Полная стоимость отражает объем общих затрат на приобретение конкретных элементов богатства, а стоимость за вычетом износа показывает их остаточную стоимость на момент учета.

Выбор метода оценки для каждого элемента богатства диктуется реальной экономической ситуацией, задачами исследования и имеющейся статистической информацией.

В международной статистической практике для оценки стоимости основного  капитала применяются: историческая (учетная) стоимость (в отечественной практике — первоначальная стоимость); стоимость замены (восстановительная); субъективная балансовая стоимость; рыночная стоимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стоимостная и реальная форма учета.

 
Под функционально-стоимостным анализом понимается метод комплексного системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на оптимизацию соотношении между качеством, полезностью функций объекта и затратами на их реализацию на всех этапах жизненного цикла. 
Основными теоретическими источниками ФСА можно считать: теорию систем и метода системного анализа; теорию функциональной организации и методы инженерного анализа; теорию эффективности и методы экономического анализа; теорию организации трудовых процессов и методы активизации творчества. 
Использование этих теорий и методов находит отражение в соответствующих принципах ФСА: 
I)системном подходе; 
2)функциональном подходе; 
3) принципе соответствия значимости и полезности функций затратам на их реализацию; 
4)народнохозяйственном подходе; 
5) принципе коллективного творчества.

Системный подход означает рассмотрение объекта, как элемента системы более высокого порядка  и как системы, состоящей из взаимосвязанных  элементов. 
Функциональный подход в отличие от предметного, который используется в большинстве традиционных методов снижения затрат, означает, что объект рационализации понимается и совершенствуется не в своей конкретной реальной форме, а как комплекс функций, которые он выполняет или должен выполнять. 
Принцип соответствия значимости и полезности функций затратам на их реализацию отражает цель ФСА и является следствием предыдущего принципа, то есть развитием функционального подхода. 
Народнохозяйственный подход предполагает обеспечение общественно необходимого качества изделия при обязательном учете затрат на всех этапах его жизненного цикла (проектирования, изготовления, применения, утилизации, сбыта) с позиции их соответствия общественно-необходимому уровню. 
Принцип коллективного творчества предусматривает: использование методов активизации мышления (мозговой штурм, морфологический анализ, теория решения изобретательских задач ТРИЗ и др.); обязательную работу группы специалистов разных профессий, хорошо знакомых с проектированием, технологией, экономикой, управлением, организацией производства, нормированием, материаловедением, снабжением, сбытом, эксплуатацией и другими процессами, связанными с производством и функционированием анализируемого объекта. 
Наряду с перечисленными принципами, являющимися основополагающими, ФСА предусматривает использование и ряда производных принципов. Так, производной принципа народнохозяйственного подхода является принцип планового проведения 
ФСА. Он означает: обязательное его использование в качестве инструмента управления эффективностью, т.е. в качестве одного из средств планируемого обеспечения высоких конечных результатов деятельности коллектива; установление зданий, намечаемых к получению благодаря применению ФСА и отражение этих заданий в планах развития науки и техники НИИ и в соответствующих разделах техпромфинпланов предприятий (ПО); введение определенного порядка в сам процесс проведения фса: ограничение его временными и пространственными рамками, а также размером выделяемых ресурсов. 
Производной комплекса принципов - функционального, системного и принципа соответствия затрат значимости функций и качеству их исполнения 
- можно считать программно-целевой принцип. Этот принцип основан на представлении решения сложных проблем в виде развернутых программ действий. Обязательными признаками программы являются наличие сформулированных целей, расчет потребных ресурсов и учет их ограничений. 
Программно-целевой принцип проявляется в ФСА при оценке роли функций, определении допустимых затрат на них. 
Таким образом, задается цель по затратам. Кроме того, программно- целевой принцип присутствует и в организации работ по ФСА при использовании рабочего плана проведения ФСА, включающего ряд взаимосвязанных этапов 
(подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрение). 
Основной целью ФСА является: на стадиях НИР и ОКР - предупреждение возникновения излишних затрат; на стадиях производства и применения (эксплуатации) объекта - сокращение 
(исключение) неоправданных затрат и потерь. 
С помощью ФСА решаются задачи: 
1) снижение материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости и фондоемкости объекта; 
2) уменьшение эксплуатационных и транспортных расходов; 
3) замены дефицитных, дорогостоящих и импортных материалов; 
4) повышение производительности труда; 
5) повышение рентабельности изделий; 
6) устранений "узких мест" и диспропорций и т.д. 
Итогом проведения ФСА должно быть снижение затрат на единицу полезного эффекта. Это достигается путем сокращения затрат при одновременном повышении потребительских свойств; уменьшения затрат при сохранении уровня качества; повышения качества при сохранении уровня затрат; повышения качества при экономически оправданном некотором увеличении затрат; сокращения затрат при обоснованном снижении технических параметров до их функционально необходимого уровня.

Информация о работе Статистика национального богатства