Статистика потребления материальных благ и услуг. Показатели потребления материальных благ и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в распределении благ между социальными группами.
Решение задач, стоящих перед социальной статистикой, достигается на базе использования различных методов и приемов: общих и специальных статистических наблюдений, единовременных обследований и учетов, статистической и административной отчетности предприятий, переписей и социально-демографических обследований населения, социологических опросов и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая часть
Статистика потребления материальных благ и услуг
Показатели потребления материальных благ и услуг
Практическая часть
Задача 3
Задача 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 77.18 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретическая часть
  1. Статистика потребления материальных благ и услуг
  1. Показатели потребления материальных благ и услуг
  1. Практическая часть

Задача 3

Задача 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих  количественную характеристику структуры  общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в  распределении  благ между социальными группами.

Решение задач, стоящих перед социальной статистикой, достигается на базе использования  различных методов и приемов: общих и специальных статистических наблюдений, единовременных обследований и учетов, статистической и административной отчетности предприятий, переписей  и социально-демографических обследований населения, социологических опросов  и др.

В экономической  литературе не существует однозначного определения - категории «уровень жизни  населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни  населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

- показатели  доходов населения;

- показатели  расходов и потребления населением  материальных благ и услуг;

- сбережение;

- показатели  накопленного имущества и обеспеченности  населения жильем;

- показатели  дифференциации доходов населения,  уровня и границ бедности;

- социально-демографические  характеристики;

- обобщающие  оценки уровня жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статистика потребления материальных благ и услуг

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные  блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и  быта, жилища.

В составе  материальных благ российская статистика выделяет следующие группы.

  1. Продукты питания: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо; молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; яйца; рыба и рыбопродукты; сахар; масло растительное; картофель; овощи; фрукты и бахчевые; хлебные продукты и т.п.
  2. Потребительские товары длительного пользования: легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды; телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны; холодильники и морозильники; стиральные машины; пылесосы; фото – и киноаппаратура; часы и др.

 

К бытовым услугам – в широком  понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также  медицинские услуги.

Услуги  в области культуры оказывают  учреждения культуры, искусства и  образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом  более широкого понятия «образ жизни».

Основные  задачи и направления статистического  изучения уровня жизни следующие: 
1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 
2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 
3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 
4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.

 

 

 

 

 

 

    1. Показатели потребления материальных благ и услуг

 

Для измерения  уровня и структуры доходов населения  используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем  личных доходов населения – все  виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан  прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием  личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных  населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг  определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах  текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение [2]:

 

ЛРД = ЛНД - НП. (1)

 

Доля  этой части в общем объеме доходов  составит [2]

 

(2)

 

Во-вторых, между номинальными и реальными  величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег  – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение  учитывается (компенсируется) с помощью  индексов покупательной способности  денег (Iп.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (Ip). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения [14]:

 

(3)

 

Аналогично  рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную  способность денег [14]:

 

(4)

 

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов [14]:

 

(5)

 

Отсюда  следует, что скорость изменения  реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных  доходов, изменения ставок налоговых  платежей и изменения покупательной  способности денег.

Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле [9]:

 

(6)

 

Результат, называемый также индексом стоимости  жизни, показывает, насколько больше средств население стало тратить  на покупку продуктов питания, товаров  и услуг (т.е. на потребительские  расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при  изменении цен уровень потребления  остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Индекс  потребительских цен характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления.

Система индексов цен, рассчитываемых органами статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей на промышленную продукцию, цен на приобретаемые  предприятиями материально-технические  ресурсы, цен реализации сельскохозяйственной продукции, цен в капитальном  строительстве, тарифов на грузовые перевозки. Эти индексы рассчитываются по данным наблюдения за ценами товаров-представителей по выборочному кругу предприятий  всех типов и форм собственности.

Основным  показателем потребления служит уровень индивидуального потребления как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий.

Сравнение фактического потребления отдельных  товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

,

где  факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

норм – нормативный уровень  потребления i-го товара в среднем на душу населения;

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским  товарам и услугам (К у.п.о.) определяется в агрегатной форме:

,

где p – цена товара;

q- количество фактически потребленных товаров;

s – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

- средняя численность населения  за период.

Разность  числителя и знаменате6ля этого  показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг  по сравнению с нормативным его  уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

    • общего потребления i-го товара: ,

где ∑qi1, ∑qi10  - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

    • среднедушевого потребления i-го товара:

,

где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;

    • разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-го товара: Δ ;

.

Потребление населением услуг измеряется так  же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

Динамика  общего потребления населением товаров  и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления:

,

где q1, q0; s1,s0 – количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

p0, t0 – цена товара и тариф за определенную услугу в базисном периоде.

Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:

,

где ip – индивидуальные индексы цен на отдельные товары и услуги.

Для изучения зависимости объема потребления  от дохода в социальной статистике на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает, насколько процентов возрастает (или снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1% (формула А. Маршалла):

Информация о работе Статистика потребления материальных благ и услуг. Показатели потребления материальных благ и услуг